Методическая разработка "Сборник музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет
методическая разработка по музыке

Музыкально-дидактические игры ускоряют музыкально-сенсорное развитие детей дошкольного возраста. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_1.doc222 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 9 ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

«Сборник музыкально-дидактических  игр для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет»

Разработала:

Гричан Юлия Викторовна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 9

г.Славянск-на-Кубани

2022 год

Пояснительная записка

В Федеральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования, (п.2.6), определено: содержание образовательных  программ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В разнообразной деятельности  происходит формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,  конструктивно – модельной, музыкальной и др.).   Конкретное содержание образовательных областей строится в соответствии с возрастными и индивидуальными  способностями  ребенка, может реализоваться только  в общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах  развития ребенка.

Актуальность.

 Музыкально-дидактические игры и ускоряют музыкально-сенсорное развитие ребёнка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д.

Музыкально-дидактические игры для дошкольников — средство совершенствования мелодического восприятия и формирования музыкальной культуры. Способности в музыке ребенок должен развивать с раннего дошкольного возраста. Такие игры, включающие вокал, восприятие на слух, ритмичное движение, игру на музыкальных инструментах, активизируют органы зрения и слуха, улучшают восприятие ритма и громкости, развивают творческие навыки, положительно влияют на психоэмоциональное состояние дошкольника.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников занимает особое место при использовании музыки в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка в музыке, ярким проявлением потребности в музыке, когда ребенок обращается к ней по собственной инициативе. Основная цель сборника помочь воспитателю организовать самостоятельную  музыкальную деятельность, вызвать интерес к музыкальным играм  у  детей дошкольного возраста.


Цель: развитие способностей в восприятии и воспроизведении музыки, приобщение к творчеству.

Задачи:

  • формирование интереса к музыке как виду искусства;
  • расширение знаний о музыкальных инструментах и произведениях;
  • совершенствование сенсорного восприятия;
  • формирование представлений о тембре, высоте, громкости и прочих параметрах звукового воспроизведения;
  • воспитание интереса к музыкальному творчеству, к исследовательской или исполнительской деятельности в сфере музыки.

    Музыкально-дидактические игры можно использовать при проведении занятий по вокалу и хореографии, знакомстве с музыкальными произведениями, обучении игре на музыкальных инструментах.

Основная часть

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека.

Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии.  Реализация системно-деятельностного подхода возможна только в тесном взаимодействии педагогов: музыкального руководителя и воспитателя. Поэтому очень важно найти оптимальные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Развитие музыкального восприятия — непростое дело, для которого требуются развитые мыслительные способности, хорошая память, концентрация внимания, немалый объем усвоенной тематической информации. Ребенок дошкольного возраста еще не обладает всем перечисленным. Поэтому педагогам приходится учить воспитанников понимать и воспринимать музыкальное искусство через игровую форму.

Музыкальные игры оказывают комплексное развивающее влияние. Они не только совершенствуют слуховое восприятие музыки, но также положительно влияют на способность воспринимать информацию зрительно, на общее физическое и интеллектуальное развитие дошкольника.

В картотеке представлены дидактические игры для всех возрастных дошкольных групп (от 3 до 7 лет). Здесь можно найти занятия для совершенствования чувства ритма, умения воспринимать музыкальные композиции по эмоциональной окраске, запоминать услышанное, для улучшения тембрового, звуковысотного, динамического слуха.

Заключение

При написании методической разработки    была изучена специальная  и методическая литература, также  все положения  Федерального Государственного образовательного стандарта, определяющие направления художественно – творческого  и музыкального развития.  В работе выполнены, в целом,  поставленные задачи:  были исследованы и определены понятия музыкально – дидактическая игра, музыкально – игровая деятельность, были рассмотрены и описаны методические основы организации музыкально – игровой деятельности.

Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Музыкально-дидактические игры  являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.  В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

  В настоящее время музыка и игра чрезвычайно  важны для ребенка, погружаясь в них, он узнает свой внутренний мир и успешно познает внешний мир. В музыкально – игровой  деятельности происходит активное   общение со сверстниками, поиск различных приемов и способов взаимодействия с ними, закрепление целесообразных навыков поведения.   Долгие годы игра рассматривалась как дидактическое средство и  метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания стремится к использованию музыкальных игр, которые бы предусматривали развитие всех способностей ребенка, формировали художественный вкус и эстетические эмоции, приобщали к прекрасному как в искусстве, так и в окружающей жизни.

Литература:

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.
  2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М. : Мозаика Синтез», 2014 г.
  1. Л. В. Герасимова «Ожидание чуда» - Пособие для  музыкальных   руководителей . М., 2002,
  2. Э. П. Костина «Камертон» - Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М. : Линка-Пресс, 2008,
  3. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» - Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез. 2006,
  4. М. Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003,
  5. «Музыкальный руководитель» - Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. Главный редактор Т. Б. Корябина. № 6, 2005.
  6. 11. «Музыкальная палитра» - Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. Главный редактор Анна Буренина.

ПРИЛОЖЕНИЕ

МЛАДШАЯ ГРУППА

                                      «Как бегают зверята»

Дидактическая задача: развивать у детей чувство ритма.

Игровая задача: выстукивать кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка, соответственно образу животных.

Игровые правила: повторить за музыкальным руководителем  ритм в различном темпе, связывая с образами животных (лиса, медведь, заяц, мышка)

 

                                           «Песенки-ритмы»

Дидактическая задача: развивать у детей чувство ритма.

Игровая задача: прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Игровые правила: Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

                                               «Лошадка»

Вот лошадка – тонконожка   (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке                       цок-цок-цок

Звонко цокают копытца                           цок-цок-цок

Приглашают прокатиться                        цок-цок-цок.

                                        «Воробушки»

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

                                   «Как двигаются животные?»

Дидактическая задача :   совершенствовать чувство ритма.

Игровая задача: уметь простукивать кулачком ритм, соответствующий движению животного.

Игровые правила: Воспитатель называет животного, дети простукивают ритм.

Ход игры: Педагог называет животное. Воспитанники должны сначала рассказать, как оно двигается, медлительное или быстрое. Затем положить на стол кулаки, стучать ими в ритме, соответствующем скорости движения определенного животного. Если ребята затрудняются с выбором правильного ритма, педагогу следует им помочь, показать, как стучать.

                                                                       

                                            «Неваляшки»

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

Дили-день, дили-день          (прохлопывать)

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

Дили-дон, дили-дон.         (прохлопывать)

                                         

  «Весёлый кубик»

Дидактическая задача :  Развивать звуковысотный слух.

Игровая задача: Уметь подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.

Игровые правила:  Передать звучание голоса животного, чтобы быть понятым героем.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик ты передавай,

Кто пришел к нам угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована, например,  собака, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как собака здоровается («Гав, гав») и так далее. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

                                 

                                                 «Кто как поёт»

Дидактическая задача : Развивать тембровый слух и музыкальную память.

Игровая задача: Уметь повторить звукоподражания за взрослым.

Игровые правила: Слушать внимательно и запоминать, как поет песенку каждый герой.

Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки – тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.

                                    «Угадай, на чём играет зайчик»

Дидактическая задача: Формировать умение различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Игровая задача: Запоминать звучание каждого инструмента.

Игровые правила: Внимательно слушать какой инструмент играет и помочь герою отгадать.

Ход игры: К детям в гости приходит зайчик с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

                                           

«Кто в домике живёт?»

Дидактическая задача: Развивать у детей музыкальную память, развивать тембровый слух.

Игровая задача: Связать героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

Игровые правила:  Запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка – колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

                                             

«Барабанщики»

Дидактическая задача: Учить различать динамические оттенки: громко, тихо.

Игровая задача: Уметь правильно повторить за воспитателем динамические оттенки.

Игровые правила: Внимательно слушать, чтобы не ошибиться.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

                                   «Кукла шагает и бегает»

Дидактическая задача: Развивать способность различать звуки по силе звучания.

Игровая задача: Выполнять движения, соответствующие тексту.

Игровые правила:  Играть с куклами в соответствии с динамикой музыки.

Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель:

Громко будем мы играть –

Кукла будет танцевать.         (дети играют, кукла танцует).

Тихо будем мы играть –

Ляжет кукла наша спать.            (выполняются движения по тексту).

Игра усложняется, если играть индивидуально.

                                              «Что нам делать?»

Дидактическая задача:  Развивать навык восприятия музыкального произведения по его характеру.

Игровая задача: Выполнять движения, соответствующие характеру музыкального произведения.

Игровые правила: Внимательно слушать и выполнять соответствующие движения.

Ход игры: Педагог включает разные произведения, под которые воспитанники двигаются соответствующим образом. Когда звучит плавная и спокойная колыбельная, дети имитируют сон, присаживаются на стулья, кладут руки под щеку. Когда проигрывается марш, ребята бодро двигаются, высоко поднимая ноги, чеканя шаг. Когда звучит задорная и веселая музыка, дети пляшут. Когда проигрывается  быстрая музыка, воспитанники  легко бегают по игровой площадке.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

                                           «Дятел», «Эхо»

Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.

Игровая задача: Уметь различать (определять и воспроизводить) ритм.

Игровые правила: Правильно повторять ритмический рисунок.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:

Тук, тук, тук-тук-тук,

Мы в лесу слыхали стук.

Тук, тук, тук-тук-тук,

Это дятел сел на сук.

Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют.

                                     

«К нам гости пришли»

Дидактическая задача: Развитие ритмического слуха.

Игровая задача: Уметь подбирать  нужные ритмы для разных персонажей.

Игровые правила: Передавать ритм на инструментах, соответствующих персонажу

Ход игры:  К детям приходят в гости разные игрушки:

Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно),

Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне),

Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек),

Птичка (летит под звон колокольчика).

 

                                    «Ритмический кубик»

Дидактическая задача: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Закреплять навыки прямого счета.

Игровая задача: Уметь использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.

Игровые правила: Количество хлопков или жестов должно совпадать с количеством цветочков на кубике.

Ход игры: Используется кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов:

1 – 1 бабочка

2 – 2 цветка

3 – 3 клубнички

4 – 4 листика

5 – 5 шишек

6 – 6 елочек

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми веселый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.

                                     «Кого встретил Колобок?»

Дидактическая задача:  Учить воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра.

Игровая задача: Слышать звучание регистров, соответствующих персонажам.

Игровые правила:  Подобрать правильный ответ в пособии

Ход игры: Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах.

«Заяц» – в высоком,

«Лиса» – в среднем,

«Медведь» – в низком

Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии.

                                       

«Цветочное настроение»

Дидактическая задача:  Учить воспринимать и различать эмоциональную окраску музыкального произведения.

Игровая задача: Слышать и различать разную по характеру музыку и сопоставлять её с определённым  цветком.

Игровые правила: Подобрать правильный ответ в пособии.

Ход игры:  Для игры нужно сделать три цветка, различающихся цветом лепестков, и с личиками на месте сердцевины. У первого синего цветка сердцевина печальная, у второго красного — веселая, улыбающаяся, а у третьего желтого — милая, добродушная. Первый цветок сопоставляется с грустной, печальной музыкой, второй — с задорными, яркими, быстрыми, танцевальными мелодиями, в третий — с тихими, спокойными, колыбельными. Каждый игрок получает по цветку. Педагог включает музыку. Дети, которые считают, что их цветок соответствует эмоциональной окраске произведения, поднимают свою картинку над головой.

                                              «Лесенка»

Дидактическая задача: Развитие звуковысотного слуха.

Игровая задача: Различать движение мелодии вверх и вниз

Игровые правила: Внимательно слушать и наблюдать, чтобы правильно определить движение мелодии.

Ход игры: Воспитатель поет с детьми песенку «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова «Топ, топ, топ» и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке.

 

                                      «Лесенка-чудесенка»

Дидактическая задача : Развитие звуковысотного слуха.

Игровая задача:  Различать движение мелодии вверх и вниз.

Игровые правила: Слушать и угадывать движение мелодии.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук.

                                          «Песня – танец- марш»

Дидактическая задача: Развивать представления об основных жанрах музыки.

Игровая задача: Уметь различать  песню, танец, марш.

Игровые правила: Внимательно слушать и правильно выбрать карточку.

Ход игры: В игре используется набор карточек: девочка поет, девочка пляшет, мальчик шагает. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку. 

                                           «Передай кубик»

Дидактическая задача: Развивать у детей музыкальный слух.

Игровая задача: Придумать короткую мелодию в жанре марша и колыбельной на заданный текст.

Игровые правила: Песенка должна соответствовать выбранной картинке.

Ход игры: Воспитатель с детьми держа в руках кубик, шагает и поет:

                   Мы идем, мы идем, Тра-та-та,

                   Мы поем, мы поем, Ля-ля-ля.

Затем передает кубик ребенку. Ребенок выбирает картинку на кубике по желанию. И соответственно сочиняет свою песенку:

Я иду, я иду,

Тра-та-та

Я пою, я пою

Тра-ля-ля

Я шагаю далеко

Раз, два, три

Я шагаю далеко

Посмотри

Я пою, я пою:

Баю-бай

Баю-бай, баю-бай

Засыпай

Баю, баю, баю

Куколку качаю

Баю-бай, баю-бай

Поскорее засыпай.

                                         

«Кубик мелодий»

Дидактическая  задача: формировать интерес к музыкальному творчеству, развивать коммуникабельность.

Игровая задача: Узнавать и называть музыкальный инструмент на картинке

Игровые правила: Играть на инструменте, изображённом  на верхней стороне кубика.

Ход игры:  Для игры нужно подготовить несколько музыкальных инструментов: дудку, бубенчик, маракас, барабан, колокольчик, ложки. Аналогичные объекты нарисованы на сторонах кубика. Дети становятся в круг, начинают под музыкальное сопровождение передавать кубик один другому. Когда музыка прерывается, ребенок, в руках которого оказался кубик, говорит, какой инструмент изображен на той стороне, которая оказалась верхней. Далее воспитанник берет аналогичный инструмент со стола, пытается наиграть на нем мелодию. Остальные игроки аплодируют.

                                              «Кто как поёт»

Дидактическая задача: Развитие музыкальной памяти.

Игровая задача: Повторять короткие звукоподражания за взрослыми 

Игровые правила: Внимательно слушать и повторять за воспитателем короткие звукоподражания в стихотворениях, передавая образ героев.

Ход игры: Воспитатель читает короткие стихотворения:

Ясное солнышко

Рано встает

Песни петух

На заборе поет:

Ку-ка-ре-ку

Ку-ка-ре-ку

Свинка на завтрак

Ведет поросят

Круглые глазки

Как бусы блестят,

Хрю, хрю, хрю.

Утки спешат

Искупаться в пруду

Желтой цепочкой

По тропке идут,

Кря, кря, Скачет козленок

По траве:

Скок-скок.

Весело лает

У будки щенок:

Гав-гав.

Рыжий Бобик

Кошку Мурку напугал:

Гав-гав-гав.

Ссоры все пора забыть,

Лучше весело дружить

Долго не сердить, быстро помирись.

Вместе весело играли,

И друг друга догоняли:

Мяв-гав, мяв-гав.

                                             «Кубик «Угадай-ка»

Дидактическая задача: Воспитывать интонационный слух

Игровая задача: Учить подражать звучанию различных предметов голосом. Игровые правила: Передать голосом звучание предмета, чтобы он был узнаваем.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай,

Кто пришел к нам, угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика. На гранях кубика могут  быть изображены: часы, молоток, туча и капелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т.д.

                                                «Кубик - оркестр»

Дидактическая задача: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма.

Игровая задача: Выбрать правильно инструмент соответственно картинке.

 Игровые правила: Играть на выбранном инструменте в «оркестре».

Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр». Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно проводить несколько раз.

                                  «Кубики - календарики»

Дидактическая задача: Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма.

Игровая задача: Подобрать песню к изображению на картинке времени года.

Игровые правила: Подобрать песенку, в которой поется об этом времени года.

Ход игры: На гранях кубика – картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:

Календарик  мы листаем,

Кубик другу отправляем,

К кому кубик попадает

Тот стишок нам всем читает!

Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз. В процессе игры можно выучить с детьми стихотворение из цикла С.Маршака «Круглый  год»

  

СТАРШАЯ ГРУППА

                                          «Ступеньки»

Дидактическая задача: Развитие звуковысотного слуха.

Игровая задача: Различать движение мелодии вверх и вниз.

Игровые правила: Внимательно слушать и определять движение мелодии.

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

 

                                            «Повтори звуки»

Дидактическая задача: Развитие звуковысотного слуха.

Игровая задача: Кто быстрее узнает звучание высокого, среднего и низкого бубенчика.

Игровые правила: Угадать как звучит бубенчик по цвету карточки.

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный —«дан», зеленый —-«дон», желтый —«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет дo первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

 

                                        «Наше путешествие»

Дидактическая задача: Развитие ритмического слуха.

Игровая задача: Кто интереснее подберет нужные ритмы для разных персонажей.

Игровые правила: Придумать небольшой рассказ и изобразить его на инструменте.

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

 

                                         «Учитесь танцевать»

Дидактическая задача:  Развитие ритмического слуха.

Игровая задача: Уметь повторить заданный ритм.

Игровые правила: Стараться, чтобы маленькие матрешки повторяли ритм одновременно.

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

                                    «Определи инструмент»

Дидактическая задача: Развивать тембровый слух.

Игровая задача: Кто точнее повторит ритм на инструменте.

Игровые правила: Угадать инструмент и правильно повторить ритм.

Игровой материал.  Металлофон, колокольчик, четыре деревянные  ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

                                         «Музыкальный кубик»

Дидактическая задача: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах. Воспитывать коммуникативные навыки в игре.

Игровая задача: Выбрать правильно инструмент, соответствующий изображению.

Игровые правила: Играть мелодию на инструменте, изображенном на кубике.

Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты:

  1. Бубен
  2. Барабан
  3. Ложки
  4. Дудочка
  5. Колокольчик
  6. Маракас

(эти же инструменты изображены на гранях кубика). Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами:

Все играет и поет,

Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра повторяется по желанию детей.

                                   «Слушаем внимательно»

Дидактическая задача: Учить чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Игровая задача: Кто больше определит инструментов, на которых исполняется произведение.

Игровые правила: Правильно выбрать инструменты, которые исполняют произведение.

Игровой материал. Записи инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты

Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.

Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.

 

                                  «Музыкальные загадки»

Дидактическая задача: Развитие тембрового слуха.

Игровая задача: Кто быстрее на слух определит инструмент.

Игровые правила: По слуху дети определяют инструмент и выигрывают фишку.  Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Игра проводится в свободное от занятий время.

                                      Музыкальный теремок

Дидактическая задача:  Развитие звуковысотного  слуха.

Игровая задача: Уметь различать высокий и низкий регистр.

Игровые правила: Выбрать правильно карточку, соответствующую звучанию.

Ход игры:  Для игры  необходимо изготовить из картона или других подручных материалов 2-этажный теремок с 3-мя крупными окошками внизу и 3-мя маленькими вверху. Окна должны быть открывающимися, дополненными кармашками. В нижней части теремка под окнами должны быть вспомогательные изображения кошки, медведя, птицы.

Педагог рассказывает воспитанникам, что в теремке живут медведица и медвежонок, кошка и котенок, птица и птенец — взрослые животные внизу, маленькие вверху. Как-то животные надолго покинули свой дом, а когда вернулись, не смогли вспомнить, кто где живет. Нужно им помочь. Воспитатель раздает ребятам по одной карточке, изображающей взрослое животное или детеныша. Затем объясняет, что когда послышится мелодия в низком диапазоне, то речь идет о взрослом животном, если в высоком, то о детеныше.

Педагог включает известную колыбельную «Серенькая кошечка» композитора Виктора Витлина в низком регистре. Карточку должен поднять ребенок, у которого изображена взрослая кошка. Когда мелодия зазвучит в высоком регистре, нужно поднять карточку с котенком. Аналогично с другими животными: звучат мелодии «Воробушки» Михаила Красева и «Медведь» Владимира Ребикова.

 

                                     «Громко – тихо запоём»

Дидактическая задача: Развивать способность различать звуки по силе звучания.

Игровая задача: У кого точнее получиться различать динамические оттенки: громко, тихо.

Игровые правила: Найти игрушку, слушая громкость звучания.

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

                                                  «Колобок»

Дидактическая задача: Развивать способность различать звуки по силе звучания.

Игровая задача:  Кто точнее различит динамические оттенки: громко, тихо.

Игровые правила: Найти колобок, слушая громкость звучания песни.

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Даша, по дорожке походи, походи, и по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

 

                                           «Найди щенка»

Дидактическая задача: Развивать способность различать звуки по силе звучания.  Развивать звуковое внимание

Игровая задача: Кто точнее различит динамические оттенки: громко, тихо.

Игровые правила: Найти игрушку, слушая громкость звучания песни.

Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2—3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.

Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:

«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку. Во дворе их много так, не найти его никак.

Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи,

Мы не будем помогать, будем песню запевать».

Далее игра проводится так же, как и предыдущая.

                                               «Наши песни»

Дидактическая задача:  Развивать звуковое внимание

Игровая задача: Слушать внимательно и правильно выбирать карточки.

Игровые правила: Закрыть фишкой правильно угаданные мелодии.

Игровой материал. Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель , фишки.

Ход игры. Детям раздают по 2—3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

Игра проводится в свободное от занятий время.

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

                                           «Аплодисменты»

Дидактическая задача: Развитие ритмического слуха.

Игровая задача: Кто точнее повторит заданный ритм.

Игровые правила: Повторить точно заданный ритм и придумать новый.

Ход игры. Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

 

                                                  «Стучалки»

Дидактическая задача: Развивать звуковое внимание, ритмичность, тембровую память.

Игровая задача: Кто интереснее сделает тембровые перебивки.

Игровые правила: Как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

Ход игры. Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической.

При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.

                                           Веселый граммофон

Дидактическая задача: Закреплять знания детей об известных композиторах и их произведениях.

Игровая задача: Назвать как можно больше произведений композитора, угаданного на портрете.

Игровые правила:  По картинке дети определяют композитора  и  называют его произведения, за правильный ответ получают 2 фишки.  Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Ход игры.

Педагог демонстрирует воспитанникам портретные изображения известных композиторов, с которыми дошкольники уже успели познакомиться. Задача детей — назвать как можно больше произведений, сочиненных этими авторами. За каждый верный ответ игрок получает фишку.

На втором этапе игры воспитатель включает музыкальную композицию, просит детей сказать, кто из представленных композиторов ее сочинил. За верный ответ игрок получает две фишки. Побеждает ребенок, набравший наибольшее количество фишек.

                                                         «Зов»

Дидактическая задача: Развивать певческий голос, певческие навыки.

Игровая задача: Произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.

Игровые правила:  Делать вдох по сигналу руководителя и голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Ход игры. Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.

 

                                                  «Ассоциации»

Дидактическая задача: Развитие творческого воображения.

Игровая задача: Кто интереснее передаст мысли и чувства, которые возникают во время прослушивания, ассоциативно.

Игровые правила: Рассказать какие мысли и чувства возникли во время прослушивания.

Ход игры. Воспитатель ставит подобранные мелодии (три, четыре, не более). Это могут быть  отрывки из классических произведений.

Ребята должны слушать музыку и запоминать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. В результате должно получиться небольшое сочинение (5—6 строк). Возможно, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку. Время прослушивания 5—7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.

                                             

Разноцветная музыка

Дидактическая задача: Закреплять навык определения эмоционального оттенка мелодия.

Игровая задача: Выбрать  цвета, которые больше  подходят под звучание данного произведения.

Игровые правила: Выбрать цвета на карточках, объяснить выбор своего решения.

Ход игры. Для игры нужны небольшие картонные квадратики разных цветов. Разложив их перед воспитанниками, педагог спрашивает, с какими эмоциями ассоциируется тот или иной цвет. Например, красный — это бодрость, радость, торжественность. Желтый — веселость, игривость, улыбчивость. Серый — печаль, уныние, тревога. Сначала следует предлагать ребятам 3–5 цветов, постепенно их количество в палитре можно увеличивать. Важно, чтобы дети запомнили, с какими эмоциями ассоциируются цвета.

Для игрового процесса нужно выбрать несколько музыкальных произведений с разным характером. Прослушав мелодию, ребята должны выбрать один или несколько квадратов, цвет которых у них ассоциируется с этой музыкой. Дети должны не просто выбирать цвета, но и обосновывать свое решение, объяснять, почему у мелодии такой характер.

                                                 «Пантомима»

Дидактическая задача: Развитие творческой фантазии, эмоциональности, воображения.

Игровая задача: Кто лучше выразит образ с помощью жестов, мимики лица.

Игровые правила: Передавать образы так, чтобы было понятно другой команде.

Дети разделяются на две группы.

Ход игры. Воспитатель дает прослушать мелодию. Музыка может быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку.

Затем ведущий дает время (5—7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.

После того как дети 5—7 минут поразмышляют над заданием, воспитатель еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой (плачем, тоскливым выражением лица), обыграть это в сюжете.

Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были понятны другой команде.

 

                                             «Займи место»

Дидактическая задача: Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу.

Игровая задача: Кто внимательнее и быстрее услышит начало и когда мелодия остановиться.

Игровые правила: Успеть занять стул. Когда мелодия останавливается.

Ход игры. На середину площадки в кружок ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Однако для большего веселья можно поставить совсем немного стульев, чтобы в процессе игры завязалась настоящая кутерьма.

Ведущий включает веселую и ритмичную музыку. Как только она зазвучит, он дает условный сигнал игрокам, и они приступают к выполнению своей задачи. А заключается она в том, что игроки бегают вокруг стульев, и когда в какой-то момент ведущий говорит: «Стоп!», они должны опуститься на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.

Игру можно несколько разнообразить, если установить новые правила. Так, игроки, ходящие под музыку вокруг стульев, могут исполнять какие-нибудь танцевальные движения: например, поворачиваться вокруг своей оси или совершать плавные движения руками, подобно восточным танцовщицам.

Можно просто прыгать, подобно зайцам, или же водить хоровод, взявшись за руки. В общем, любые движения обязательно сделают игру более интересной и развлекательной, а заодно дадут игрокам повод лишний раз подвигаться.

 

                                      «Танцевальный номер»

Дидактическая задача: Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу, развитие творческой фантазии.

Игровая задача: Чья команда лучше исполнит коллективный танец.

Игровые правила: Придумать танец с интересными движениями.

Ход игры. Игра представляет собой конкурс на самый лучший танец. Предварительные приготовления заключаются в том, что все желающие принять в ней участие должны разделиться на две команды числом от трех до восьми.

Каждая команда должна продумать свой номер, то есть коллективный танец. Оценивать будут судьи, которых следует выбрать заранее. Конечно же, для того чтобы танцевальный номер был таким, каким он и должен быть, необходимо музыкальное сопровождение. Участники сами определяют, какой именно мелодией они хотели бы сопроводить свой танец, – записью популярной музыки, классических произведений или же, напротив, авангардной музыки. В общем, здесь опять необходима изрядная фантазия.

Ведущий может выступить в качестве художественного руководителя. И, конечно же, ему необходимо проследить за временем, отведенным на подготовку танца. Самым оптимальным вариантом является подготовка в течение 10—15 минут.

Можно готовить танец специально к какой-то дате, подобно концертному номеру. В своем роде это тоже игра, которую наверняка оценят все веселые люди. Кстати, и сами танцы могут быть шуточными, что только приветствуется.

                                             «Ходим кругом»

Дидактическая задача: Развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти.                                                       

Игровая задача: Внимательно следить за водящим и запоминать движения.      

Игровые правила: Повторять точно все движения за водящим.

Ход игры. Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Ваня (Саша, Маша или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

                                         «Игра - загадка»

Дидактическая задача: Развития тембрового и динамического слуха.

Игровая задача: Кто больше и правильно отгадает поющих игроков.

Игровые правила: Слушать и отгадать  поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса.

Ход игры. Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, – поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как исполнить звук «а». Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то – тихо, кому-то – низко или высоко.

Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса. Когда все будет отгадано, можно всем пропеть звук «а» с различными музыкальными оттенками.  

                                    «Мы учимся читать и петь»

Дидактическая задача: Развитие интеллектуальных способностей и памяти.

Игровая задача: Чья пара быстрее составит слово.

Игровые правила: Найти пару к своему слогу и сложить слово.               

 Ход игры: Дети идут с песней друг за другом по кругу. Каждый держит перед собой  изображенный на картоне  какой-либо слог.

Звучит музыка, и ребята начинают петь:

Мы учимся читать и петь!

Мы учимся читать и петь!

Мы учимся читать и петь!

Буква с буквой встали рядом —

Прочитать их вместе надо

И пропеть, пропеть, пропеть!

Как только закончится звучание музыки, ребята должны разбежаться в разные стороны и приступить к поиску пары своему слогу, чтобы получилось слово. Дети, у которых получилось слово, идут парами по кругу и поют песню. А кто не успел найти пару своему слогу, отходит в сторону и хлопает в ладоши, приветствуя победителей.

 

                            «Музыкальные  кошки - мышки»

Дидактическая задача: Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу

Игровая задача: Уметь защитить «мышку» от «кошки».

Игровые правила: Защищать «мышку», чтобы «кошка» как можно дольше ее не поймала.

Ход игры. Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку». «Мышка» находится внутри круга, а «кошка» – снаружи и пытается поймать ее. Но игроки защищают «мышку». «Кошка» должна постараться разорвать круг игроков или как-то по-другому проникнуть в круг и достать «мышку».

«Мышке» разрешается всячески убегать от «кошки», и когда та проникнет в круг, «мышка» имеет полное право выбежать из него. Игроки, образующие круг и защищающие «мышку», при этом поют:

Уж ты, серенький коток,

Не ходи ты в погребок

По сметану, по творог.

У нас скоро придет зять,

А сметаны негде взять.

Котишко-мурлышко,

Серенький лбишко,

Не лезь в сметану,

Оставь Степану.

Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг, а потом все выбирают новых «кошку» и «мышку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль музыкально - дидактических игр в жизни детей дошкольного возраста."

Доклад раскрывает важность музыкально- дидактичеких игр в жизни ребенка дошкольного возраста, из виды и формы....

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

« Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»

Музыкально- дидактические игры в жизни дошкольников...

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные картинки» Младший дошкольный возраст

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные картинки»Младший дошкольный возраст Цель: закрепление знаний детей о трех ведущих жанрах музыки (песня, танец, марш)Задачи:закреплять у...

Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»...

«Музыкально-дидактическое пособие Кубик Блума детей дошкольного возраста»

Дидактическое пособие - Кубик Блума. Оно разработано на основе приема технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум...