Музыкальное занятие с использованием элементов геймификации (старшая возрастная группа)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Торгашова Ирина Владимировна

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка.

Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя,

осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geymifikatsiya.docx28.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие

с использованием элементов геймификации

(старшая возрастная группа)

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………3

Педагогические технологии………………………………………………4

Игровые технологии………………………………………………………6

Музыкальное занятие……………………………………………………..8

Список информационных источников………………………………....12

Пояснительная записка

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей практике и сочла нужным систематизировать их применения.

Цель:

Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических пособий и игр.

Использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.

Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация работы проводится по трем направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Результаты:

Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.


Педагогические технологии:

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

         Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически.

Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

 Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

разноуровневое обучение;

коллективную систему обучения;

технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

исследовательские методы в обучении;

проектные методы обучения;

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии и др.


Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


         Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями.

В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Музыкальное занятие

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание:

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное-волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности ( темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3. Музыкально-ритмические движения - включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4.Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах). В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки

3. Пение и песенное творчество -

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах

5. Танец

6. Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.


Путешествие по лесу

Цели: Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству через игровые технологии.

Задачи:

развивать чувство ритма: учить прохлопывать ритмический рисунок;

учить передавать характер музыки в движении;

воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

Оборудование:

ноутбук

музыкальный материал

музыкальные инструменты

Программное содержание: 

развивать творческие способности и воображение детей, синтезировать разные виды музыкальной деятельности (пение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические импровизации, движение), совершенствовать технику владения шумовыми инструментами, формировать навыки импровизации и естественного творческого самовыражения детей, способствующие их раскрепощению.

Ход занятия

М.р.: 

Ребята, когда мы с вами куда-нибудь приходим, мы всегда говорим «волшебное» слово. Это слово - здравствуйте.
Приветствие (голосом, ладошками).

Музыкальный руководитель:  

Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. К нам должен прийти гость. Гость этот непростой, он живет в лесу, оберегает лес от непрошенных гостей, дружит со зверями, птицами, помогает им. Как вы думаете, кто же это? (Ответы детей.) Правильно, это Старичок-лесовичок. Он должен прийти к нам в гости. Но для того, чтобы он появился, мы должны сыграть музыку для Старичка-лесовичка. Давайте с вами ее сочиним. Для начала мы выберем инструменты. Как вы думаете, какие из этих инструментов подходят для музыки Старичка-лесовичка?

(Музыкальный руководитель предлагает детям имеющиеся детские музыкальные инструменты, выслушивает предложения детей. Затем музыкальный руководитель вместе с детьми выбирает более подходящие инструменты для этой музыки, например: ксилофон, коробочка, свистульки, треугольник. Дети придумывают музыку для каждого инструмента, затем при участии музыкального руководителя исполняют ритмический аккомпанемент музыке. После исполнения музыки появляется Старичок-лесовичок.


Старичок-лесовичок: 

Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, знаете, кто я такой. Я пришел к вам, чтобы предложить отправиться в интересное и увлекательное путешествие. В наших лесах живет много зверей и птиц. Мы с вами отправимся на прогулку в лес, чтобы поближе познакомиться с лесными обитателями. Согласны?

М. р. 

Скажите, ребята, а под какую музыку лучше шагать, путешествовать? (Ответы детей.) Правильно, под маршевую музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского

Музыкальный руководитель делит детей на две группы и предлагает ритмической группе отстукивать ритм марша


Старичок-лесовичок: 

А ну, барабанщики, вперед выходите. И за собою в лес нас ведите.

Вперед выходят 2 барабанщика, остальные дети выстраиваются за ними и под звуки «Походного марша» Д.Кабалевского и ритмический аккомпанемент маршируют по залу.


Старичок-лесовичок: 

Вот и лесная полянка. Мы пришли в лес. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?

Дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.

М.р.: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в лесных зверей. И под музыку будем танцевать.

Классика для детей – танец лесных зверей

Дети, а вы знаете, чем медведь занят зимой?

Дети исполняют песню «Почему медведь зимой спит?»

Затем музыкальный руководитель предлагает детям выбрать инструменты, на которых можно имитировать движения медведя и лисы, помочь спеть песню. Дети выбирают металлофон, маракасы, треугольник, самодельные шумовые инструменты, барабаны.

Песня исполняется музыкальным руководителем и детьми.

М.р.: 

Ребята, наши лесные зверята очень любят играть в разные игры, особенно они, любят играть в мяч.

Дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.

Старичок-лесовичок: 

Ну, а теперь нам пора возвращаться домой.

Дети под звуки марша «возвращаются» в зал.

Старичок-лесовичок: 

Понравилось ли вам путешествие? Я думаю, что мы с вами еще не раз встретимся и узнаем много интересного о лесных жителях. А сейчас мне пора — меня ждут мои друзья.

До свидания!







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-музыкальный досуг по ПДД для разных возрастных групп

Здесь представлен сценарий развлечения по ПДД для разных возрастных групп...

Музыкальные занятия с элементами творчества для младшей группы

Музыкальные занятия с элементами творчества для младшей группы...

Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики в средней группе «Десять маленьких мышат»

Тема: «Десять маленьких мышат».Цель.  Развивать у детей речевую, музыкальную и двигательную активность. Задачи....

"Веселая мульт - ритмика" музыкально-ритмические движения для детей всех возрастных групп.

Приглашаю вас посмотреть подборку детских развивающих музыкальных мультфильмов  и одновременно выполнить полезные для здоровья упражнения вместе с детьми.Делать ритмическую гимнастику под интерес...