Рабочая программа кружка "Веселый оркестр"
рабочая программа по музыке

Толстихина Виктория Алексеевна

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественно-эстетическому  воспитанию старших дошкольников кружок «Веселый оркестр». Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselyy_orkestr.docx23.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ ЭРХИРИКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЕК»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по художественно-эстетическому  воспитанию старших дошкольников

кружок «Веселый оркестр»

Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Срок реализации программы: 8 мес.

Автор – составитель программы:

музыкальный  руководитель

Толстихина В.А.

    

                                         

с. Эрхирик 2022г

Пояснительная записка

«Без творчества немыслимо познание человеком

                                                                          своих сил, способностей, наклонностей…»

                                                                                                                   В.А.Сухомлинский

      Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

     Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.

       Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.  При совместной игре в ансамбле или в оркестре формируются чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.

        Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед  гостями, на  концертах.

        Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

          Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах в оркестре (ансамбле) организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников.

        И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование  - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.    

Актуальность

       Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

       Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

При создании данной программы был обобщен опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики.

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:

Режим занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут плюс индивидуальные занятия по необходимости. На занятиях  используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Основная цель предлагаемой программы - формирование личностных качеств детей путем приобретения многообразного опыта: слушания, исполнительства, сочинительства,  общения и самовыражения.

 Работа кружка «Веселый оркестр» призвана решать следующие задачи:

Обучающие:

   - привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

   - познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

   - слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или

     музыкальными инструментами.

   - использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.

   - исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом.

Развивающие:

   - развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.

   - развивать чувство ритма.

   - развивать у детей чувство уверенности в себе.

   - развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.

Воспитательные:

   - формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

   - воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядно-слуховой

Обьяснительно – иллюстративный

Практический

Метод моделирования музыкального языка

Репродуктивный 

Метод активизации творческих проявлений

Формы работы

1.Текущие занятия

2. Выступления на утренниках, праздниках и вечерах  развлечений

3.Показательные выступления

4. Итоговый концерт (в апреле – мае)

Формы занятий

     Занятия  будут проходить  в игровой, наглядной и дидактических формах.                        Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности.

      Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки.  Ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность.

Структура занятий

        Структура каждого из этих занятий различная.  

В первой части занятия прослушивание музыкальных произведений.

Во второй части занятия -  отрабатываем исполнение конкретных музыкальных партий. На индивидуальных занятиях, помогаю каждому ребенку справится с теми или иными трудностями. Конечно же,  больше приходится уделять внимания тем детям, которые осваивают навыки игры на более сложных музыкальных инструментах – металлофоне, ксилофоне.

    Конкретное планирование, распределение материала зависит от конечной цели занятий, концентрирующихся на общей музыкальной подготовке или нацеленных на исполнение музыкальных произведений. Конечно же, занятия могут не всегда соответствовать приведенной выше структуре – занятия статичные можно сочетать и чередовать с динамичными.   

      На первом этапе преобладают ритмические игры и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов.  Не обойтись и без таких «удобных» для этой цели  инструментов, как ладошки и ноги.

      Ритмические движения и упражнения выполняются всеми вместе или поочередно. При этом дети сидят или получают возможность активно двигаться.

    На следующем этапе происходит расширение сферы музыкальной деятельности детей и их музыкальных представлений в связи с введением на занятиях диатонических музыкальных инструментов. Использование их выразительных и изобразительных возможностей сочетается с развитием ладового мелодического слуха.

    Основу элементарного музицирования составляет формирование метроритмического чувства (чувства темпа, метра, ритма). Основное внимание при этом должно быть направленно на развитие способности ребенка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Работа над темпоритмом осуществляется в определенной последовательности:

    -   сначала педагог помогает детям попадать  в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчиком, отмечая сильную долю такта в соответствии с темпом музыки)

   -   следующий этап связан с освоением навыков выделения с помощью ударных инструментов сильных и слабых долей (навыки тактирования)

    -  более сложный этап – освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.

   На какой-то период времени за сильными и слабыми долями такта может закрепляться определенный музыкальный инструмент (сильная доля – барабан, слабая – колокольчик).

      Процесс обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно так же разделить на три этапа:

   -    ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения , который будет использоваться для её воспроизведения;

    -   разучивание мелодии (по слуху, по цветовой системе). 

    -   отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения

целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

    Для того чтобы игра на музыкальных инструментах носила творческий характер и развивала самостоятельность, нельзя ограничиваться только разучиванием упражнений, пьес и партий. Следует всячески культивировать различные формы работы, способствующие творческим проявлениям детей: от подбора на слух  до совместных оркестровок-импровизаций.

Материально-техническое оснащение

      Детские музыкальные инструменты, которые возможно использовать в работе с детьми.

   Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники).

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (колокольчики)

  Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, диатонические колокольчики)

Наглядные тематические пособия

Музыкальный материал (хрестоматии и методические пособия, ноты)

Все занятия будут проходить в знакомой и комфортной для детей обстановке.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

   - должен различать  более тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности

   - точно воспроизводить несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышать и выделять сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах в заданном темпе

   - способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения

   - иметь устойчивые понятия о музыкальных профессиях, музыкальных инструментах, оркестре и его разновидностях

   - знать различные музыкальные инструменты, владеет приемами игры на них

   - исполнять несложные песенки и мелодии на самодельных  и различных музыкальных  инструментах сольно, группой, в оркестре.

Взаимодействие с родителями

Консультации в форме индивидуальных бесед

Итоговый концерт

Работа с воспитателями

Мастер-класс по игре не ДМИ

Организация утренников, праздников и вечеров развлечений.

Репертуар оркестра складывается постепенно исходя из развития музыкально-исполнительских умений воспитанников.

Литература

-    Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных      инструментах» - Москва, Просвещение, 1990г.

-     Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание 

дошкольников.- М., 1994

-    Комиссарова Л., Костина Э. Наглядные средства в музыкальном воспитании

дошкольников.- М., 1986

    -     Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005,

  -    Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание.- 1998.- №2, с. 141 -144.

Что такое Шульверк К. Орфа?//Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4, с.
129-134.

-      Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Веселый оркестр"

Вариативная рабочая программа для детей 5-7 лет...

Рабочая программа кружка " Веселый оркестр"

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...

рабочая программа "Давайте устроим оркестр"

Одним из любимых видов музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста является игра на детских музыкальных инструментах. Разработанная программа "Давайте устроим оркестр" - поп...

Рабочая программа "Веселый оркестр"

Рабочая программа дополнительного образования "Веселый оркестр"...

Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"

Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"...

Рабочая программа кружка "Веселый оркестр"

Программа расчитана на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа), группа с преобладающим количеством тедей с ОВЗ,  сроком на один учебный год....

Рабочая программа по музицированию "Веселый оркестр"

Адаптированная дополнительная образовательная программа  по музицированию для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста  "Веселый оркестр"...