методическая разработка "Возрастные особенности развития эмоциональной отзывчивости на слушание музыки старшими дошкольниками"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

Особенности развития эмоциональной отзывчивости на слушание музыки у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_hmelevskaya_t.n.docx20.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Хмелевская Т.Н. музыкальный руководитель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 77

Основную цель работы любого музыкального руководителя дошкольного учреждения опираясь на требование ФГОС ДО можно определить как формирование основ музыкальной культуры воспитанников и развитие музыкальных и творческих способностей детей с учётом их индивидуальных возможностей.

Искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным и значимым средством развития эмоциональной сферы дошкольников. А эмоциональная отзывчивость на музыку –это обогащение опыта старших дошкольников, развитие их коммуникативной сферы и, всех познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь).

Слушание музыки –важный вид музыкальной деятельности. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», ведь она дает возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они еще не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными. Детям присуще длительное, устойчивое, радостное и бодрое настроение, но у некоторых из них наблюдаются отрицательные аффективные состояния, связанные с расхождением завышенного уровня ожиданий и скромными результатами их деятельности. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением их любознательности и постоянной жажды новых знаний. Детям нравится приобретать новые знания   и впечатления. В этот период создаются благоприятные условия для развития эстетических чувств, воспитания эстетического вкуса. У старших дошкольников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению. Они способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и могут метко его охарактеризовать. Дети умеют воспринимать картины, научаются отличать подлинную красоту от всяческих подделок. Эстетические чувства - специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они формируются и развиваются там, где природа, среда, предметы быта могут удовлетворить эстетическую потребность. этого. Необходимо целенаправленное включение детей в разные формы деятельности: наблюдение, слушание, игра на музыкальных   инструментах, пение, танцы, рисование.

В музыке через эмоцию человек познает мир, музыка есть эмоциональное познание, поэтому постижение ее содержания через переживание является основным признаком музыкальности ребенка. Ведь известно, что ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость –музыкальности центр ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления эмоционально- музыкального содержания и его выражения в музыкальной деятельности. Эту способность у детей можно развивать через различные виды музыкальной деятельности – восприятие, исполнение, творчество

Особую значимость эмоциональная отзывчивость имеет для детей старшего дошкольного возраста, в жизни которых еще только формируются адаптивные и регулирующие их деятельность механизмы, происходит становление  мотивационной, интеллектуальной и чувственной сфер. Именно для этого возрастного этапа характерно образное восприятие окружающего мира, в котором важную роль играет эмоциональный компонент. Старшие дошкольники начинают различать ситуации, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его.

На интенсивность развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников влияет ряд факторов: социальные условия жизни и воспитание; возрастные психологические особенности данного возраста.

В целях развития эмоциональной сферы старших дошкольников необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, научить понимать свои эмоциональнее состояния и причины, их порождающие. С эмоциональным благополучием старших дошкольников связано то, как педагог оценивает их старание, а не качество проделанной работы.  Поэтому перед детьми надо ставить не отдаленные и масштабные цели, а ближайшие и небольшие.

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем у других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников происходит во всех видах музыкальной деятельности, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки старшие дошкольники осознают собственные эмоциональные состояния, углубляют эмоциональное восприятие, воспринимают средства музыкальной выразительности. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.

Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то им для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт старшего дошкольника.

Эмоциональная отзывчивость на музыку старших дошкольников может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, т.к. она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Использование разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности старших дошкольников, в ходе которой будут обогащаться их знания об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной  отзывчивости старших дошкольников на музыку.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что воспитателям и музыкальным руководителям необходимо знать не только мотивы умения старших дошкольников, но и условия их формирования. В целях развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание чувств и эмоций, научить понимать детей свои эмоциональные состояния. С эмоциональным благополучием старших дошкольников связано их дальнейшее успешное   обучение в школе.

 Музыкальная отзывчивость на музыку проявляется у каждого человека по-разному. Причиной этого могут быть индивидуальные психологические особенности: восприятие, мышление, память, а также врожденный потенциал эмоциональной отзывчивости человека, связанный с типом нервной системы и темперамента и, конечно, от его воспитанности – приобретенного опыта эмоционального воспитания.

Слушание музыки является эффективным средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.  М.: Просвещение, 1989.  270с.
  2. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. – Вып.2. – Ред.-сост. В.И. Руденко – М., 2000.
  3. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160с.
  4. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы // Ребёнок в детском саду.  2005  №5
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.
  6. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.
  7. Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции, 1991.134с.
  8. Метлов Н.А. Музыка  детям.  М.,
  9. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с..
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  М., 1946.  258с.
  11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.  М., Наука, 2003. 379с.
  12. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые и практические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости, дружелюбия, доброты, сотрудничества у дошкольников

Рисование «Наше общее желание» Воспитатель: Ребята, волшебная снежинка помогла нам узнать желания некоторых сказочных героев. А какие желания есть у вас? (воспитатель обращает внимание на одинак...

Презентация "Развитие эмоциональной отзывчивости через восприятие музыки"

В презентации представлен мой опыт работы со страшими дошкольниками по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости через восприятие музыки"...

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ДОКЛАД. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ.

ДОКЛАД. "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ"....

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Техника рисования Эбру»

Актуальность методической разработки. Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск...

«Использование театра теней в развитии эмоциональной сферы и коммуникативных навыков старших дошкольников»

Театрализованная теневая деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению...