«Особенности слушания музыки в младшей и средней группе детского сада»
материал по музыке (средняя группа)

Невалёнова Татьяна Федровна

Слушание музыки в младшей и средней группах ДОУ.

Даже на самом раннем этапе развития дети различают характер музыки в целом, т. е. ее эмоциональное содержание. Родители, воспитатели наблюдали случаи, когда дети 2 – 2.5 лет сердились, если играли печальную музыку, и радовались, слушая веселую.

Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образами. Внимание их неустойчиво и зависит от новизны и привлекательности объектов восприятия. Внимательно они могут прослушать только небольшие по объему музыкальные произведения.

У детей средней группы возрастает интерес к музыке, объем музыкальной памяти и внимания несколько увеличивается. Они приобретают известный навык слушания музыки. Дети должны спокойно сидеть во время слушания, уметь не только слушать музыку, но и узнавать ее. Например, детям предлагается узнать песню по мелодии, спетой без слов или исполненной на инструменте, по вступлению. Если дети первое время пытаются подпевать голосу педагога, двигаться во время исполнения инструментальной музыки, он напоминает им, что эту музыку можно только слушать.

Слушание музыки в младшей и средней групппах может быть частью занятия или методическим приемом, предваряющим пение или музыкально – ритмическое движение. Прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.

В младшей группе в процессе слушания музыки педагог стремится:

- вызвать у них радостное настроение, чтобы дети накапливали музыкальные впечатления;

- развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь,дослушивать до конца произведения, запоминать его;

- развивать умение чуствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен:

- формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на ее характер и настроение;

- развивать память путем узнавания произведения по сыгранной мелодии или пропетой без слов;

- воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления;

- средствами музыки содействовать возникновению чувства любви к окружающему.

Систематическое слушание музыки вырабатывает у детей устойчивость слухового внимания. Именно это помогает ребенку эмоциональнее, сознательнее воспринимать музыку, ощущать силу ее воздействия. Выполнение правил поведения в процессе слушания музыки и ее простейшего анализа постепенно становится потребностью и в дальнейшем приводит к вопитанию культурного слушателя.

В целом в музыке для детей старшего и среднего дошкольного возраста должна преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.

В практике детских садов необходимо стремиться к известной стабильности репертуара, к ограниченному количеству произведений. То, что некоторые песни, инструментальные пьесы будут сначала слушаться детьми, потом, в другой возрастной группе, исполняться, а затем войдет в повседневную жизнь, приведет к прочному усвоению детьми музыкального репертуара.

Слушание музыки организуется поэтапно:

1) Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением;

2) Повторное слушание, разбор произведения, привлечение внимания детей к основнымсредствам музыкальной выразительности;

3) Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.

На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особеннно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка.

На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальныхвпечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание. Важно тщательно продумать выступительное слово перед первым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, которые будут сопуствовать исполнению.

В младших группах можно использовать игрушку, помогающую восприятию музыкального образа.

На втором этапе – повторном слушании-перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, на средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно использовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, повторнослушая пьесу «Курочка» Н. Любарского, педагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т. е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитиеммузыкальной памяти.

 

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения, потому что хотят вновь пережить вызванные ими чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_klassicheskoy_muzykoy.pptx710.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культуры детей на основе знакомства с классическими произведениями в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 2

Актуальность: Классическая музыка — это лучшее , отобранное временем наследие человечества. Слушая классическую музыку , у ребёнка развивается воображение, музыкальная память , внутренний слух. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию , ребёнок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений . Поэтому проблема музыкальной культуры актуальна и соответствует потребностям общества.

Слайд 3

Формы работы Музыкальные занятия Музыкальные гостиные Праздники и развлечения

Слайд 4

Эффективность формирования музыкальной культуры ребёнка дошкольного возраста будет зависеть от взаимодействия и развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания проявляющихся в творчестве: Эстетические эмоции и чувства Потребности и интересы Мышление и воображение Представление об идеале Эстетический вкус

Слайд 5

Для успешного развития музыкального восприятия дошкольников, первостепенное значение имеет музыкальный репертуар Репертуар для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям – художественности и доступности. Серьезный и вдумчивый подход к использованию высокохудожественных музыкальных произведений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт, создавая в представлении ребёнка эталоны красоты.

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для младшей и средней групп детского сада. "Наши мамы"

Сценарий праздника составлен по материалам О.А.Сивухиной. Праздник проходит в форме концерта, ведущими являются воспитатели обеих групп. Дополнительных героев нет....

Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствоват...

Сценарий осеннего праздника для младшей и средней группы детского сада

Осенний праздник 2013 г. Сценарий для младшей и средней групп. (Дети под музыку входят в зал с листьями.)Исполняется танец с листьями.(После танца Осень собирает листья в букет.)Ведущая ( Осень):...

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....

Различия в преподавании английского языка в младшей и средней группах детского сада

В статье представлены практические наблюдения из опыта работы педагога по аглийскому языку в детском саду. В данной статье рассматриваются основные направления и способы работы в младшей и средней гру...

"В гостях у бабушки" (для детей второй младшей и средней группы детского сада).

Театрализованное представление для родителей в рамках Дня пожилого человека....

«Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»...