Консультация для воспитателей «Система музыкального развития Эмиля Жака - Далькроза»
консультация по музыке

В консультации дается краткое описание метода Далькроза: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. А также игротренинг для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dalkroz.docx53.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Система музыкального развития Эмиля Жака Далькроза»

   Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) – личность необычайно яркая и неординарная. Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А. Делиба, С. Франка. Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением изощреннейших ритмических построений. Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание/прохлопывание ритмических рисунков), что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики.
    В Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки. Позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении. Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а еще позднее — «ритмикой». В интерпретации элементов музыкальной выразительности Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела - так началась революция в деле музыкального воспитания.
Все ополчились против Далькроза:
- врачи уверяли, что его упражнения утомительны;
- хореографы упрекали его в отсутствии техники движения;
- музыканты — в изобилии переменных метров;
- художникам не нравились черные учебные костюмы.
Далькроз считает, что порядок преподавания должен последовательно выстраиваться в логическую цепочку: ритм – звук – инструмент, чему будут соответствовать:
- физические упражнения;
- упражнения для слуха и голоса;
- выяснения взаимоотношений между движениями тела и механизмом данного инструмента.
    Он считал, что прежде чем приступить к занятиям музыкой, необходимо научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. Далькроз подчеркивает, что именно раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание приносит желанные результаты и добивается. Поскольку движение, по глубокому убеждению Далькроза, является биологической потребностью детского организма, он особое значение придавал ритмики.
    Исходя из данных убеждений, Далькроз справедливо подчеркивал, что вводя ритмику в образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Исходя из своей специфической природы, музыка имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека. Как известно, система Далькроза получила широкое распространение в области арттерапии.
      Первые результаты, обнародованные в мае 1905 году в северно-швейцарском кантоне Золотурн, имели ошеломляющий успех. Летом 1906 году был набран первый курс, а в 1909 - проведены первые экзамены на звание учителя ритмической гимнастики (с вручением специальных дипломов). В Базеле по инициативе Далькроза ритмическая гимнастика была введена в учебные программы общеобразовательных школ.
     Ритм у Далькроза перерастает свое «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности.
       В тихом живописном местечке Хеллерау под Дрезденом был воздвигнут Институт ритма Жак-Далькроза — целый архитектурно-ландшафтный комплекс с центральным зданием-дворцом, пансионом, гостевыми домиками и пр. 
     Тон дружелюбия и открытости задавал обаятельный и жизнелюбивый мэтр, излучавший радость и воодушевление. 
    К каждому из учеников Далькроз находил свой, индивидуальный подход, стремясь развить его личностные качества. Он настолько глубоко и всесторонне знал своих воспитанников, что с необыкновенной легкостью и психологической точностью импровизировал на уроках их музыкальные портреты. 
   Ритмика Далькроза – это урок, где нет деления на сидящих на первой парте и учеников с галёрки. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика. Все это сделало систему популярной и известной во всем мире. Со всех концов света в Хеллерау приезжали учиться, да и просто взглянуть на занятия. Там побывали Поль Клодель, Гордон Крэг, Бернард Шоу, Рудольф Лабан, наши знаменитые соотечественники – Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев, Фёдор Комиссаржевский, Константин Станиславский.
     Сегодня «Далькроз-ритмика» – одна из известнейших и популярных методик музыкального образования, наряду с такими авторитетными методами, как система Карла Орфа (Германия), ЗолтанаКодаи (Венгрия), Сузуки-метод (Япония). По методу Далькроза в Бельгии уже давно учат музыке детей, начиная с ползункового возраста. В Швеции радость занятий ритмикой с годовалыми детьми уже много лет делят их мамы: одновременное обучение детей и родителей – очень интересный эксперимент, который наконец-то пришел и к нам.
 
Одним из средств оздоровления детей в детском саду является музыкально-ритмическая деятельность. Занятия музыкально-ритмической деятельности способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. А это очень актуально, так как к нам поступают часто болеющие дети, ослабленные физически.
При планировании работы по развитию музыкально-ритмических движений выделяются следующие 
задачи:
1. Укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Развитие музыкальных и творческих способностей, при максимально эмоциональном комфорте каждого ребенка, посредством музыкально-ритмической деятельности.
Музыкально-ритмическую деятельность впервые рассмотрел и обосновал в качестве метода музыкального воспитания . Эмиль Жак Далькроз . Он был убежден, что обучать ритмическим движениям под музыку необходимо всех детей. Эмиль Жак Далькроз создал систему ритмических движений, по которой обучал своих учеников. Метод Далькроза очень 
прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. На первое место он ставил игру и импровизацию, как естественную деятельность, и поэтому интерес и внимание учеников держится дольше. Этот важный вывод, мы принимаем к сведению и в настоящее время, система Далькроза основанная на принципе интереса и доступности стала средством борьбы с аритмией в лечебно- профилактических целях у детей дошкольного возраста.
Одним из лечебных факторов является музыка. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. 
Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция как известно связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому в определенном смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Специально подобранная музыка позволяет дозированно 
«тренировать» эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости.
Музыка, наряду с другими факторами оказывает глубокое влияние на эмоциональную сферу в силу своей вибрационной, ритмической и мелодической природы. Следовательно, при помощи музыки можно проводить развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизического состояния организма и рождает ощущение здоровья и счастья в момент движения, игры. Музыка может использоваться и в реабилитации ребенка в следствии ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при создании музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.
 Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую, позволяет ему при музицировании создавать вокруг себя звуковую среду. Музыка способствует эмоциональной 
«настройке» организма, и поэтому может быть самым первым шагом на пути оздоровления. 
Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности, активизируют мышление.
Для решения задач по музыкальному воспитанию музыкально-ритмические упражнения направленные 
на:
- Формирование чувства музыкального темпа, ритма, размера.
- Согласование движений с музыкальным темпом, ритмом, ритмичности движений под музыку.
- Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания.
- Согласование движений с пением.
Музыкально- подвижные игры, включенные в занятия, имеют особое значение. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребенка. Также следует отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей. По мнению В. М. Бехтерева организация движений с помощью музыкального ритма устанавливает равновесие в деятельности нервной системы ребенка, помогает умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. 
 
 
Игротренинг
1.Разминка в кругу. Шаг – хлопок.
2.
ШУТКА. БАХ И.С.
С мячиком: - на такт,
                     - в два раза быстрее,
                     - в два раза медленнее.
Добавить движения ног.
3.Коммуникативная игра с передвижением и хлопками в ладоши.
Mungo jerry - IN THE SUMMER TIME
4.Озвучивание музыкальной сказки.
5.Речевой канон.
Мимический канон
Не менее важную роль в звукообразовании играет артикуляция, т.е. активность гортани, языка, губ, челюсти. Часто дети поют с расслабленной, низко опущенной челюстью, язык и губы их очень пассивны - всё это ведёт к понижению звука. Необходимо также и в этом направлении вести активную воспитательную работу. Для снятия зажатости артикуляционного аппарата мне очень помогают приёмы мимического канона.
В таком каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица. К мимике можно добавить звуки-возгласы, покачивания головой, минимум жестов.
 

Мимические каноны можно использовать как весёлые сюрпризы в конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по музыкальному развитию "Музыка и движение"

Данные игровые задания помогут развивать чувство ритма, ориентировки в пространстве, счет  не только в организованной музыкальной деятельности, но и в группе и на прогулке, как в совместной так и...

Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей

Консультации для воспитателей по музыкальному развитию детей...

Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей

Одной из форм работы музыкального руководителя ДОУ с педагогическим коллективом по музыкальному развитию детей является консультирование. Предлагаю консультацию "Роль воспитателя в развитии самос...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ОД по музыкальному развитию»

Музыкальная деятельность - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных мероприятиях осуществляется разностороннее воспитание дете...

Элементарное музицирование. Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей

Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей "Элементарное музицирование с дошкольниками" может быть использована в работе музыкальными руководителями ДОУ, старшими воспитате...

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....