Конспект педагогического мероприятия (занятия) "Русская зима" Короновой Елены Юрьевны - музыкального руководителя МБДОУ д/с № 40 "Сороконожка"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

 Елена Юрьевна Коронова

Создание эмоционально-комфортных условий для закрепления знаний детей об отличительных особенностях Русской зимы через интеграцию в различных видах деятельности. Знакомство с музыкальными, художественными произведениями о зиме, создание творческих работ по теме занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pedagogicheskogo_meropriyatiya_russkaya_zima.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект педагогического мероприятия (занятия)

Короновой Елены Юрьевны – музыкального руководителя

Миронюк Ларисы Юрьевны – воспитателя

Машковой Натальи Семёновны – воспитателя

МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка»

Тема: «Русская зима»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа № 6 «Капитошка»

Цель: Создание эмоционально-комфортных условий для закрепления знаний детей об отличительных особенностях Русской зимы через интеграцию в различных видах деятельности.

Задачи:

Обучающие: формировать ценностно – смысловое восприятие и музыкальную культуру дошкольников через музыку композиторов – классиков о зиме;  стимулировать эмоциональную отзывчивость на видео - слайды о зимней природе и иллюстрации зимних картин нашего города.

Развивающие: развивать творческое воображение, обобщая знания детей о зимних природных явлениях; конкретизировать представления детей о русской зиме; создавать радостное настроение и желание участвовать в совместной творческой деятельности.

Воспитательные: воспитывать нравственно – эстетические чувства по отношению к природе, интерес к родному краю.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное, речевое развитие, музыкальное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности, лежащие в основе ООД: познавательная, коммуникативная, музыкальная, двигательная, игровая, продуктивная: рисование «Зимний пейзаж», аппликация «Зимующие птицы», оригами «Пингвин»

Предварительная работа: разучивание игры-пляски «Что нам нравится зимой», песни «Русская зима», отрывка из стихотворения Н. Добронравова «Здравствуй русская зима».

Оборудование и материалы: экран и проектор, цифровое фортепиано, музыкальный центр. Видеоролик «Зима», презентация «Зима» с фотографиями зимней природы нашего города. Иллюстрации зимних праздников, игр-забав, зимней природы. Дуга с бубенчиками, музыкально – дидактическая игра «Звенящие колокольчики». Пособия для игры «Составь настроение»; пособия для дыхательной гимнастики. Султанчики, ленты, снежинки на палочках для танцевальной импровизации. Карточки: голубые, серебряные, белые для игры «Цвета зимы». Пособия для продуктивной деятельности: аппликация зимней избушки на ватмане, гуашь, кисти, палитры, салфетки; заготовки для аппликации птиц, чёрная и коричневая бумага для оригами.

Используемые методы и приёмы: формирование эстетического сознания, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; организация художественной деятельности, направленной на развитие эстетического восприятия и вкуса; стимулирование и активизация художественного творчества; элементы артпедагогики и арттерапии, интеграция детской деятельности; наглядные, словесные, практические, игровые.

Этапы педагогического занятия:

1 этап-Организационно – мотивационный:

Группа украшена под зимнюю поляну в лесу. Дети, под музыку (П. И. Чайковский «У камелька» альбом «Времена года») заходят в группу и становятся в центре. На экране видео зимней природы (видеоролик «Зима»).

1 Ребёнок:                 

Здравствуй, русская зима,

Снежных плясок кутерьма

Здравствуй, чудо из чудес –

Наш волшебный русский лес!  (Н. Добронравов)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! (Дети здороваются поклоном).

Посмотрите, какая вокруг красота!

Чародейкою зимою околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

2 ребёнок: А что такое русская зима?  (на экране изображение русской тройки)

Музыкальный руководитель: Ребята, чтобы узнать, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие и всё, что с нами будет происходить, отразим на нашем стенде. Согласны?

2 этап – Основной: (закрепления знаний детей об отличительных особенностях Русской зимы через интеграцию в различных видах деятельности).

Музыкальный руководитель: Посмотрите на экран, что вы видите? (ответы детей).

Воспитатель: Издавна на Руси, самым главным развлечением было катание на санях, запряжённой тройкой лошадей.

Музыкальный руководитель: А давайте, и мы прокатимся на русской тройке с бубенцами. Садитесь в сани (воспитатель надевает голову лошадки и берёт дугу).

«Бубенцы» Г. Васильев. Муз. «Jingle Bells»

(Проезжают по кругу под музыку и останавливаются в центре.)

Музыкальный руководитель: Как здорово прокатились! Ребята, как вы думаете, сколько бубенчиков было на вашей лошадке? Покажите мне подходящую  карточку (дети выбирают соответствующую карточку).

Дидактическая игра «Звенящие колокольчики»

Музыкальный руководитель: Молодцы, правильно! Много зимних игр и забав сохранилось в народе, и дошло до наших времён, и у вас наверно есть самые любимые?

Воспитатель:

Как в лесу светло и тихо! Снег пушится бахромой.

Расскажите-ка, ребята, что вам нравится зимой?

Танец «Что нам нравится зимой»

муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой (3 куплета)

Музыкальный руководитель: Как хорошо ребята, что вы так любите зимние игры и забавы, а у меня есть для вас ещё одна  игра: «Составь настроение». Вы сейчас пели и плясали, а музыка создавала вам настроение. Мне очень хочется узнать, какое оно у вас? Возьмите четыре основы лица, разбейтесь на четыре группы и прикрепите детали  соответствующие вашему настроению. Готовые работы прикрепите на наш стенд.

Игра «Составь настроение»

Воспитатель: (беседа, что значит русская зима, на фоне звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь» альбом «Времена года») Ребята, у меня на столе  есть зимние картинки, разбейтесь на пары и выберите картинку,  которая вам понравится, посоветуйтесь и решите, кто будет рассказывать, о чём выбранная картинка. Проходите,  берите ту, которая вам понравится. (дети выбирают картинки и садятся обсуждать их). А теперь, давайте порассуждаем, почему на картинке изображена  русская зима? (дети вешают на стенд картинку и рассказывают, что изображено на ней).

Воспитатель: (берёт оставшиеся картинки) А теперь, давайте охарактеризуем остальные картинки. (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Да, крепкие русские морозы. Ребята, чтобы на морозе не замёрзнуть, что нужно сделать?  (Ответы детей)

Физкультминутка

Мы, весёлые ребята, и мороз не страшен нам!

Все шагаем друг за другом по лесам и по снегам (шагают).

Как снежинки полетали (летают), как зайчата поскакали (скачут)

Волку холодно зимой, он идёт к себе домой (идут как волки).

Дятел не боится волка, высоко сидит на ёлке (тянут руки вверх)

Клювом по коре стучит, нам ребятам говорит: (стучат кулачками)

«По заснеженным дорожкам гостья к нам сюда спешит» (вытягивают руки вперёд в наклоне).

Музыкальный руководитель: Молодцы!  Давайте угадаем, о ком эти загадки!

Воспитатель:  (загадки о зиме) 

В белом инее берёзы. Спят ежи, медведи спят.

Но хотя пришли морозы, Снегири зарёй горят.                                                  

Будет Новый год и светлый Чудный праздник Рождества.

В шубу тёплую одета Белоснежная …(Зима) 

Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? ( Зима)

(Под музыку А. Вивальди появляется Зима)

А. Вивальди «Зима», концерт «Времена года» 2 часть.

Зима:

Белым снегом всё покрыла: и деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый –

Дети: Здравствуй, Зимушка-Зима! (Г. Ладонщиков)

Зима: Не боитесь меня? Ух, сейчас как напущу мороза, да заморожу вас!

Музыкальный руководитель: Не пугай нас Зима, мы живём в Сибири и привыкли к твоим морозам. Посмотрите, ребята, на картины  зимней природы нашего города и послушайте произведение русского композитора Цезаря Антоновича Кюи «Зима». (Презентация зимней природы нашего города).

Муз. Ц. Кюи, сл. Е. Баратынского «Зима»

Музыкальный руководитель: Ребята, какие ощущения возникли у вас после прослушивания песни? (Ответы детей) Ощущение холода, стужи, картина суровой зимы выдаёт уныние, сожаление о прошедшем лете.

Давайте мы ещё раз прослушаем это произведение и попробуем движениями показать настроение музыки (импровизация с зимними султанчиками, снежинками, ленточками).

Импровизация с предметами «Зима» муз. Ц. Кюи

Зима: Разная я бываю, и грустная и печальная, и морозная, и мягкая с белым снегом. В моём волшебном лесу я для вас приготовила много сюрпризов. Как вы думаете, какой у меня самый любимый цвет? Я приготовила для вас  карточки с моими самыми любимыми цветами. Выбирайте тот, который вам понравится. (Дети выбирают разноцветные: голубые, серебряные, белые карточки) Почему вы выбрали эти цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, какие ещё цвета присутствуют у зимы (голубой, серый, красный, чёрный) В чём их можно увидеть, в каких зимних картинках?                                                                                                                        (Ответы детей)

Зима: Посмотрите, какого цвета у вас в руках карточка, подойдите к тому столу, на котором  снежинка такого же цвета. А сейчас у меня есть для вас задание:

У меня в лесу изба-на все стороны резьба! (А. Прокофьев)

Только грустная она, нужно её украсить. Поможете мне?  (Ответы детей) Я приготовила вам всё для творчества. (Аппликация, рисование, оригами) А я возьму волшебный огонёк и каждому из вас дам вдохновение (волшебной палочкой касается каждого ребёнка).

Продуктивная деятельность: рисование «Зимний пейзаж», аппликация «Зимующие птицы», оригами «Пингвин»

песня «Зима» муз. Э. Ханка, сл. С. Островского.

(Размещают все работы на стенде)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш красивый стенд, сейчас вы можете ответить на вопрос, что же такое «Русская зима»? (дети рассматривают стенд со своими работами и отвечают на вопрос)

Блистает мир под ясным солнцем,

Природа в дивных кружевах.

Люблю, тебя! Люблю, Россия!!!

Люблю мечтать в твоих снегах! (Ю. Рассветов)

Зима: Молодцы ребята, чудесную картину вы сотворили! Но мне кажется, что снегопада здесь не хватает. (Зима выносит корзину с бутылочками для дыхательной гимнастики). Хотите устроить снегопад?  (дети берут бутылочки)

Музыкальный руководитель: Ребята, делаем вдох носом и опускаем воздух до животика, а затем дуем в трубочку, чтобы снежок как можно дольше летал.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Воспитатель:

Пройдёт метель! Утихнет вьюга!

И как ты станешь хороша!

Любить тебя не перестанет!

Простая! Русская душа!  (Ю. Рассветов)

Песня «Русская зима» муз. и сл. Л. Олифировой

3 этап – Рефлексивный:

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось в гостях у Зимы, в её волшебном лесу? (Ответы детей) У меня есть разноцветные снежинки, если вам понравилось наше путешествие, украсьте ёлочку белыми снежинками. Если остались какие-то вопросы, выберите жёлтую, а  если вам не понравилось то красную снежинку. Разбирайте снежинки, украшайте нашу волшебную ёлочку (дети вешают снежинки и музыкальный руководитель подводит итоги). Давайте ещё рассмотрим наш волшебный стенд. Я думаю, что в будущем, вы его дополните своими новыми работами по теме «Русская зима».

Спасибо тебе Зима за гостеприимство, за твою сказку, мы каждый день до весны будем тебя встречать, гуляя на улице (Зима уходит, фоном звучит музыка П. И. Чайковского Январь «У камелька» из альбома «Времена года»)

 

 (свободное рассматривание стенда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного подгруппового занятия воспитателя речевой деятельности и музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста «Бал цветов»

Задачи:Совершенствование навыков фонематического слуха.Автоматизация звуков /Ж/, /Ш/ в связной речи.Обобщение материала по теме «Цветы», «Насекомые».Закрепление навыков звукобу...

Педагогический опыт музыкального руководителя МБДОУ "Кемлянский детский сад "Радуга" комбинированного вида" Давыдовой Ирины Анатольевны

РЕСПУБЛИКА      МОРДОВИЯМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение« Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида »Ича...

«Зимушка-зима». Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе Подготовила музыкальный руководитель Мартынова Ирина Юрьевна для студентов педколледжа 2018 год

laquo;Зимушка-зима».Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группеПодготовила музыкальный руководитель Мартынова Ирина Юрьевна для студентов педколледжа 2018 год...

План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ №93 «Лесная сказка» Фокиной Елены Викторовны на 2020-2025 г.г.

План самообразования музыкального руководителя - это руководство для повышения  собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изуче...

Конспект педагогического мероприятия Квест - игра "Знатоки музыки П. И. Чайковского Короновой Елены Юрьевны - музыкального руководителя МБДОУ д/с № 40 "Сороконожка"

С помощью квест - игры познакомить детей с произведениями П. И. Чайковского. В игровой форме учить детей дошкольного возраста слушать классическую музыку....

Музыкально-экологическая сказка "Как Тучка помогла детям спасти природу". Авторы: Колесова Ольга Александровна (воспитатель), Демиденкова Елена Вячеславовна (музыкальный руководитель), ГБОУ Школа №1995 г. Москвы

Замечательный русский писатель М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать ...

Деловая игра для музыкальных руководителей: «Музыкальный ринг» на городском методическом объединении учителей и преподавателей музыки, ИЗО, музыкальных руководителей МБДОУ

Мы живем в новое время: предъявляются новые современные требования к воспитанию и образованию дошкольников, требующие профессионализма педагогов ДОУ. Современному музыкальному руководителю...