Многофункциональное музыкально-дидактическое пособие "Весёлые нотки"
учебно-методическое пособие по музыке (старшая группа)

Бадалян Лиана Манвеловна

Пособие "Веселые нотки" предназначено для детей дошкольного возраста, может быть полезным для музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_vesyolye_notki.docx433.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Многофункциональное  музыкально-дидактическое пособие "Весёлые нотки"

Аннотация

Пособие «Весёлые нотки» предназначено для детей дошкольноговозраста. Пособие подходит для индивидуальной и групповой работы сдетьми. Дидактическое пособие помогает раскрывать посредством музыки эмоциональную отзывчивость дошкольника, даёт заряд положительных эмоций от процесса взаимодействия, побуждает к активному участию каждого ребёнка.Данное пособие помогает формировать у детей музыкальныеспособности в доступной игровой форме, приобщать их к основаммузыкального искусства, поддерживать интерес и желание заниматьсяразными видами музыкальной деятельности. Использование пособияпобуждает детей к самостоятельным действиям (играм) за рамкамимузыкальных занятий.

Пособие может быть полезно, как музыкальным руководителям, так ивоспитателям детского сада, учителям-логопедам и педагогам- психологам.

Методическая ценность

Ценность этого многофункционального пособия в том, что онодоступно детскому пониманию, вызывает заинтересованность детейучаствовать в игре. Пособие дает возможность использовать в работе разныедидактические игры и задания, в зависимости от задач педагога. Обогащаетдетей новыми впечатлениями, развивает у них инициативу,

самостоятельность, способность к восприятию музыки.Музыкально-дидактическое пособие «Веселые нотки» направлено наразвитие вокальных способностей, эмоциональной сферы, музыкальной памяти в процессе выполнения творческих заданий. Педагогическая ценность этогопособия в том, оно помогает открывать перед ребенком путь примененияполученных знаний в жизненной практике.

Возрастная категория

Дидактическое пособие «Веселые нотки» предназначено для работы сдетьми от 4 до 7 лет во время организованной образовательноймузыкальной деятельности и индивидуальной работы.

Описание дидактического пособия

Знакомство с пособием «Веселые нотки» должно произойти в интереснойситуации для детей.Все материалы, используемые для изготовления данного пособиябезопасные и яркие.

Цель пособия:Развитие у детей музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти)через игровую форму взаимодействия, создание положительной мотивации для реализации самостоятельной творческой деятельности, потребности в самовыражении.

Задачи:

Образовательные:

-формировать музыкально-слуховые представления у детей;

-формировать умения сравнивать произведения по звучанию;

-формировать навыки к самостоятельному исполнению знакомых песени распевок, к правильной артикуляции, дикции;

-формировать знания о средствах музыкальной выразительностиумение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях;

- в игровой форме познакомить  детей с нотной грамотой;
- учить детей проявлять эмоциональные состояния в музыке мимикой(выразительными движениями мышц лица) и «вокальной мимикой»(выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).

 Развивающие:

-развивать эмоции и мимику лица;

- развивать представления о мире звуков;

- развивать память, внимание, логическое мышление;

- развивать навыки голосоведения;

- развивать тембровый и динамический слух;

- развивать творческое отношение к музыкальным произведениям;

- развивать творческие способности ребят, повышать интерес к музыке, желание чаще ее слушать.

 Воспитывающие:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- формировать необходимые черты личности, в первую очередь чувствотоварищества, доброго и бережного отношения к игрушкам, животным и природе;

- воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность и уверенность в себе.

Материал и оборудование

 Разноцветная ткань по количеству лепестков, объёмный скрипичный ключ, липучка для крепления лепестков, ламинированныепредметные картинки и нотные карточки, сшитые мягкие нотки, бусы, нитки, желтая лента для пчёлок, разноцветные нитки, каштаны, колокольчики, мячики, корзинки, цветные бабочки.

Этапы изготовления

  1. Из цветной ткани сшить 7 лепестков.
  2. К выбранной серединке цветка на липучку прикрепить все семь лепестков.
  3. Из нужной по размеру выкройки сшить скрипичный ключ, украсить его по желанию.
  4. Выбрать ткань, чтобы раскроить сами нотки, на которые можно садиться, поэтому лучше, если они будут мягкими.
  5. Распечатать и заламинировать цветные карточки с нотками и предметными картинками.
  6. В соответствии с предметными картинками связать птичек, пчелок, разрезать по 20 см. бусы и т.д.

Варианты использования пособия.

1. «Ключик, ключик не зевай, свою нотку открывай»

Каждый лепесток обозначает песенку. Данный вариант можно применить, когда дети разучили большое количество песен. Музыкальный руководитель раскладывает на каждом лепестке картинки с названием разученных ранее песен, с помощью считалочки дети по кругу передают скрипичный ключ, ребенок которому выпал ход открывает картинку,  по которой все определяют ту песню, которую нужно исполнить всем вместе. После исполнения песни игра продолжается до тех пор, пока не откроются  все семь нот.
2.«Отгадай загадку»

Каждый лепесток - загадка для детей. Дети отгадывают загадки по очереди, музыкальный руководитель присоединяет по одному цветные лепестки к цветочку.

3.«Лепесток отрывай и задание выполняй»

Музыкальный руководитель (или ребёнок) «отрывает» по одному лепестку и озвучивает задание, после чего дети выполняют предложенное задание.
Вот варианты некоторых заданий
- лепесток мы отрываем, песню дружно запеваем
- лепесток мы отрываем, весёлый танец начинаем
- лепесток мы отрываем, загадку быстро отгадаем
- лепесток мы отрываем, песню отгадаем
- лепесток мы отрываем, музыку сейчас узнаем (отгадывают знакомое музыкальное произведение)
- лепесток мы отрываем, на музыкальных инструментах сыграем
- лепесток мы отрываем, в игру весёлую сыграем
- лепесток мы отрываем, стих знакомый прочитаем

4.«Слушаем и угадываем музыку»

В данном варианте можно использовать пособие после того, как дети познакомятся  спроизведениями П.И.Чайковского из «Детского альбома». Дети с удовольствием слушают знакомые произведения, отгадывают их и собирают лепестки на цветке.

5.«Сюрпризный момент»

Возможность использования пособия на праздниках и развлечениях, например «Мамин день» или «Выпускной бал». Такой сценарий предполагает, что дети  вместе с родителями погружаются в сказочную атмосферу волшебства, где сорванный лепесток исполняет любое желание. Веселую игру можно использовать как сюрпризный момент на развлечениях, на 7 лепестках можно поместить карточки с различными заданиями. В дополнение к цветку можно использовать кубики, буквы, конвертики с загадками, а также карточки с изображением всех 7 нот на каждый лепесток.

6. «Звуки выстроились в ряд, получился звукоряд»

Для игры необходимо распечатать семь нотных карточек и сам нотный стан- звукоряд. Чтобы закрепить все эти музыкальные термины детям дошкольникам конечно нужна игра.Предварительно, объяснив детям, что такое звукоряд, что звукоряды могут быть мажорные и минорные, что звукоряд – это порядок звуков, что звуки - это ноты, их всего 7 и все они располагаются на нотном стане,у каждой нотки есть своя линеечка, свой домик, своя высота. На музыкальном занятиинеобходимо разучить несколько распевок, чтобы была возможность их менять. Когда дети с легкостью различают звуки по высоте иначинают чисто интонировать, можно начать игру «Угадай-ка».

Музыкальный руководитель играет на фортепиано любую нотку изсеми, а ребёнок, поднимает карточку с той ноткой, которую он услышал. Если нота угадана верно, то именно с этой ступенипоётсяраспевка. Так дети с большим вниманием и интересом учатся слушать, слышать и различить звуки по высоте, чисто интонировать и брать правильное голосовое дыхание,а также, с увлечением изучают нотную грамоту.

Педагог привлекает внимание детей к цветику-семицветику

- Дети, посмотрите, у нас появился музыкальный помощник.

Давайте с ним познакомимся!

Песня- игра «Червячок» автор Е. Красильников

Оборудование: Гибкая пушистая проволочка или бусы, цветик-семицветик,  скрипичный ключ, карточки с картинками.

Цель: Развитие музыкально- ритмического и слухового  восприятия, сенсорного стимула, обогащение словаря.

Ход игры: Предложите ребенку выбрать бусы. Уточните, что бусы мы превращаем в червячков. Проводите игру ритмично выполняя движения по тесту. Играйте с пальчиками правой руки, а затем с пальчиками левой руки.

Вот это моя ручка,
А это кулачок.
А в кулачек забрался
Веселый червячок.
Баю-баю, баю-бай
Спи червяк, засыпай.
А мы его разбудим
Тряхнем мы кулачок.
А мы его потянем
За толстенький бочок:
Ла-ла-ла-ла - запел наш червячок.
Забрался он на ножку (ушко,...),
Немножко повисел
И дальше червячок
Ползти захотел.
Забрался на макушку
И там теперь живет.
И вдруг - землятрясение:
Червячок наш упадет - бух!

Песня-игра « Колокольчик» автор  Т. Марчук

Оборудование: Цветик-семицветик,  колокольчики, скрипичный ключ, карточки с картинками.

Цель: Формирование навыка игры на колокольчике,  повышение скорости реакции. Развитие музыкального слуха, зрительного контроляи умения слушать других.

Ход игры: Раздать колокольчики, предложить с ними поиграть, каждый ребенок звонит в колокольчик, а по окончанию песенки прячет его в ладошке.

Дили- дили, дили-дили колокольчики звонили,

Дили-дили,дили-дили всех ребяток разбудили.

Дили-дили, дали-дали колокольчики устали,

На ладошку сели, тихо посидели.

Песня –игра «Бабочки» автор  Т. Марчук

Оборудование: Цветик-семицветик,  бабочки, скрипичный ключ, карточки с картинками.

Цель:Закрепление знакомого песенного репертуара, повторение основных цветов (красный, желтый, синий), развитие умения легко передвигаться и ориентироваться в зале (или на игровой площадке), развивать слух, внимание, скорость реакции.

Ход игры: Дети исполняют песню и небольшой танец, изображают полет бабочек,в  конце каждого куплета дети зрительно находят нужный по цвету лепесток, бабочки подлетают к цветочку и садятся на него.

Бабочки летали, ля-ля-ля-ля,

Крылышки порхали, ля-ля-ля-ля.

Вдруг увидели цветок, красный яркий огонек,

Быстро подлетели на цветочек сели.

Ах, ах, ах какой цветок

Ах, ах, красный огонек.

Бабочки летали, ля-ля-ля-ля,

Крылышки порхали, ля-ля-ля-ля.

Вдруг увидели цветок, синий яркий огонек,

Быстро подлетели на цветочек сели.

Ах, ах, ах какой цветок

Ах, ах, синий огонек.

Бабочки летали, ля-ля-ля-ля,

Крылышки порхали, ля-ля-ля-ля.

Вдруг увидели цветок, желтый яркий огонек,

Быстро подлетели на цветочек сели.

Ах, ах, ах какой цветок

Ах, ах, желтый огонек.

Песня-игра «Птичка» Т. Марчук

Оборудование:Декоративные вязаные птички, цветик-семицветик,  скрипичный ключ, карточки с картинками.

Цель: Развитие динамического слуха в сочетании с выразительным пением.

Ход игры: Ребенок берет птичку в руки и выполняет движения по тесту.

Прилетайте птички к нам к нам  к нам,          (на вытянутой левой ладошке держим птичку)

Зернышек я птичкам дам, дам, дам.   (правой рукой насыпаем зернышки в левую ладошку)

Клювиками птички клю-клю-клю,                    ( кормим птичку )                  

Я смотрю на птичку и пою!                                 (хаотично «взлетают» вверх  и  вниз)

 Песня -игра «Мячик» автор Ю. Дерябкина

Оборудование: Мячик Су-джок или небольшой пластмассовый шарик, цветик-семицветик,  скрипичный ключ, карточки с картинками.

Цель игры: Развитие музыкально-ритмического восприятия, формирование схемы тела (лево-право), сенсорный стимул.

Ход игры: Перед началом игры повторить лево-право. Ребенок сидит или стоит и играет с мячом, выполняя движения по тексту.

Мячик я в руках катаю и туда-сюда гоняю /2 р.     (круговые движения мячом по ладошке)

Эта ручка правая. Правая- умелая                            (взять мяч в правую руку  и показать)

Эта ручка левая. Левая – несмела              (взять мяч в левую руку и показать)

Мячик я сожму в ладошке, как сжимает лапку кошка/2р.   (сжимаем мяч)

Эта ручка правая. Правая- умелая             (взять мяч в правую руку  и показать)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.                             (взять мяч в левую руку и показать)

Мячиком смету с ладошки очень маленькие крошки/ 2р.  ( Движением от себя провести мячом

(По ладошке правой руки, затем левой

Эта ручка правая. Правая- умелая                               (взять мяч в правую руку  и показать)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.                     (взять мяч в левую руку и показать)

Мячик я за спинку спрячу, никому не покажу.          (мяч спрятать за спинку)

 Где мой мячик, где мой мячик никому я не скажу       

Эта ручка правая. Правая- умелая             (взять мяч за спиной   и показать правой рукой)

Эта ручка левая. Левая – несмелая.           (взять мяч за спиной   и показать   левой рукой)

Снова мячик я катаю и туда-сюда гоняю /2 р.        (круговые движения мячом по ладошке)

Эта ручка правая. Правая- умелая                              (взять мяч в правую руку  и показать)

Это ручка левая, девая- несмелая.

Песня - игра «Каштанчики» Музыка и слова Е. А. Гомоновой.

Материалы: Каштаны, цветик-семицветик,  скрипичный ключ, карточки с картинками.

Цель игры:Развитие музыкально –ритмического восприятия, подражательных действий, воображения,  развитие певческого дыхания.

Ход игры:  Выбираем из корзиночки каштаны, выполняем ритмичные образные движения-действия по тексту.

1. По дорожке детки шли
И каштанчики нашли.

Припев.
Раз-два-три, раз-два-три,
Мой каштанчик посмотри!

2. Ветерок каштан качал,
Ветер дунул — он упал.

3. Мой каштан замерз немножко,
Грею я его в ладошке.

4. Друг о друга их погладим:
Твердый — твердый, гладкий — гладкий.

5. Мы построимся в кружок,
Будь внимательным, дружок!

Песенка- игра «Жу-жу» (Песенка пчелки) автор А. Яранов

Материалы: Вязаные пчелки, цветик-семицветик, скрипичный ключ, карточки с картинками.

Цель: Формирование у детей интереса к окружающему миру посредством использования различных видов музыкальной деятельности, развитие песенного творчества и песенных импровизаций.

Ход игры: Ребенок берет вязаную пчелку и одевает ее на указательный пальчик, под музыку нужно будет изображать как трудятся пчелки, летают над цветком, танцуют.

У маленькой у пчёлки дел невпроворот
У маленькой у пчёлки множество забот.
Летаю целый день я с цветочка на цветок,
Нектар я собираю и пью цветочный сок.
Жу-жу, жу-жу, по правде вам скажу
Жу-жу, жу-жу, без дела не сижу.
Жу-жу, жу-жу, летаю и жужжу,
Жу-жу, жу-жу, жу-жу, жу-жу.
А мне бы хоть немножко с букашкой поболтать
А мне бы на полянке с жуком потанцевать, но
У маленькой у пчёлки дел невпроворот,
Должны готовить пчёлки для всех цветочный мёд.
Жу-жу, жу-жу, по правде вам скажу
Жу-жу, жу-жу, без дела не сижу.
Жу-жу, жу-жу, летаю и жужжу,
Жу-жу, жу-жу, жу-жу, жу-жу.
Жу-жу, жу-жу, по правде вам скажу
Жу-жу, жу-жу, без дела не сижу.
Жу-жу, жу-жу, летаю и жужжу,
Жу-жу, жу-жу, жу-жу, жу-жу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к музыкальному занятию "Урок пения в Цветочном городе" "Цветные нотки"

Данная презентация поможет  закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о нотах ...

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Потерянные нотки"

Занятие предназначено для детей старшего возраста, основанное на специально-подобранных упражнениях и видах музыкальной деятельности, а именно:- пальчиковая гимнастика;- дыхательная гимнастика;- музык...

Сценарий районного конкурса "Веселые нотки"

Районный конкурс "Веселые нотки" проходил в 2011 году на базе МДОУ д/с №1 "Родничок" п.Горный.В конкурсе участвовали 8 детских садов района....

Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"

Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

разноцветные нотки

интегрированное занятие   с детьми, довольно интересное, нотки выполняются из сжатой бумаги...

Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки».

                                        МДОУ детский сад «Ромашка»   Перспекти...

Конспект интегрированного занятия "Умные нотки"

Интегрированное занятие для старших дошкольников, включающее взаимосвязь образовательных областей "Познание", "Клммуникация", "Социализация"...