мастер-класс "Звучащие жесты"
план-конспект занятия по музыке

Алексанина Мария Александровна

мастер-класс для педагогов, раскрывающий технологию использования метода "Звучащие жесты" Гунильда Китмана, сотратника Карла Орфа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_konspekt.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель:  трансляция опыта работы по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационного метода через развивающие игры и упражнения.

Задачи:

  • представить педагогам приемы работы по развитию музыкально-творческих способностей;
  • раскрыть содержание развивающих игр и упражнений;
  • изучить некоторые игры и упражнения с использованием метода «Звучащие жесты».

 Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование, наглядный, методический материал, иллюстрации, музыкальный ряд и др.:

  • Лео Делиб «Пиццикато»
  • Изображение овощей: свекла, огурец, тыква, помидор, салатник
  • Клавесы
  • Треугольник
  • Металлофон
  • Погремушки
  • Барабан
  • Трещотка
  • Дудочка
  • Свистулька
  • Бубенчики
  • Карточки с изображением инструментов (треугольник, металлофон, погремушки, барабан, трещотка, дудочка, свистулька, бубенчики)
  • В.Шаинский «Кузнечик» (минус)

 Планируемый результат: 

  • мотивация присутствующих  на работу по развитию музыкально-творческих способностей детей,
  • повышение уровня профессиональной компетенции педагогов,
  • совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр и упражнений для использования их на занятиях и в повседневной жизни.

Ход мастер - класса:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Ни для кого не секрет, что музыка – это могучий источник мысли, источник вдохновения, удовольствия и стремления к прекрасному.

Вы слышали когда-нибудь такие имена как Дмитрий Кабалевский (1904-1987гг.), Золтан Кодай (1882-1967гг.), Карл Орф (1895-1982гг.), Шиничи Судзуки (1898-1997гг.). Все они внесли огромный вклад в систему музыкального образования и во многом трансформировали ее. Благодаря этим педагогам-новаторам обучение музыке перестало быть привилегией лишь «избранных» и «одаренных», теперь оно стало доступно всем.

Сегодня в практике музыкального образования имеются инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребенка, такие как:

  • Музыкальная импровизация;
  • Логоритмические упражнения;
  • Коммуникативные игры и танцы;
  • Ритмодекламация под музыку и многое другое.

 Мне хотелось бы сегодня поговорить о методе «звучащий жестов». Что это такое и как это используется в нашей с вами каждодневной практике?

Звучащие жесты – это первые инструменты человека.

Использование ребенком собственного тела в качестве музыкального инструмента – это огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это способ улучшения координации движения, развитие чувства ритма и понимания музыки.

Сам термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Китману, коллеге и соратнику Карла Орфа, которые широко использовали речь в обучении музыке. В нашей стране значительный вклад в продвижение Орфовской педагогики внесла практик-новатор Татьяна Эдуардовна Тетюнникова.

Использование звучащих жестов – это первый шаг к музицированию и лучший способ научиться импровизировать и сформировать чувство ритма.

Китайский мудрец Ли Ги писал: «Свободно двигающиеся руки хлопают, хватают палочку и ударяют ей по звучащему дереву, металлу и натянутой коже… Рот, которому не достаточно восклицаний, посылает свое дыхание в звучащую трубу. Так рука и нога подчиняется ритму и дыханию».

Я хочу предложить вашему вниманию несколько игр и упражнений с использованием звучащих жестов.

Приглашаю сюда 5 человек для активного участия в мастер классе.

Для вас сейчас произойдет небольшое волшебство. Прошу вас закрыть глаза и повторять за мной: «Чудо совершайся, взрослый превращайся»….А превратим мы вас в детей. И для начала я предлагаю нам с вами познакомиться.

Упражнение «Знакомство».

 Вы произносите по очереди свое имя и при этом прохлопываете в ладоши (например Ма-ри-я, на каждый слог один хлопок).

При возникновении трудностей у детей с этим заданием, необходимо им помочь, хлопать в ладоши вместе с ребенком или совместно всей группой.

После того, как мы с вами познакомились, предлагаю немного поиграть.

Музыкальная игра «Приветствие» (музыка  Лео Делиб «Пиццикато»)

Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков, умению ориентироваться в пространстве и видеть других участников игры.

Наша с вами задача под музыку двигаться свободно по залу, а в конце фразы останавливаться, поворачиваться к тому, кто оказался рядом, говорим ему «Привет», сопроводив приветствие двумя хлопками в ладоши.

Мы с вами познакомились, поприветствовали друг друга, пора переходить к использованию музыкальных инструментов, а какой музыкальный инструмент всегда у нас под рукой? Конечно, это наше с вами тело. Самый доступный для ребенка инструмент.

Речевая игра «Овощной салатик».

Итак, перед нами овощи, каждый из них мы с вами изобразим при помощи звучащих жестов.

  • Свекла – топот ногами попеременно
  • Огурец – 2 хлопка руками + 1 хлопок по коленям
  • Тыква – хлопок по груди + щелчок пальцев
  • Помидор – 3 хлопка по коленям
  • «Все за стол, все за стол!» – 3 хлопка ладони, 3 притопа
  • «Ааам!» – щелчок и притоп одновременно.

Для начала разучиваем с детьми отдельно ритможесты символизирующие каждый овощ в отдельности, когда дети запомнили и могут повторить самостоятельно, без подсказки взрослого, мы можем «замешивать» салатик. При этом поваром может выступать ребенок, показывая своим сверстникам картинки, или игрушечные овощи. Игра может проводиться под музыкальное сопровождение, можно расширить количество ингредиентов.

«Звучащие жесты» в орфпедагогике на определенном этапе принято «переносить»  на инструменты. Начиная с более простых.

Речевая игра «Весенняя телеграмма».

Эта игра помогает детям представлять звучание окружающего мира. Для этой игры нам понадобятся музыкальные инструменты – клавесы, но их можно легко заменить другими ударными или стучащими инструментами и предметами, можно использовать кубики и многое другое.

Дятел сел на толстый сук –

Тук да тук (отбиваем ритм на клавесах)

Всем друзьям своим на юг –

Тук да тук (отбиваем ритм на клавесах)

Телеграммы срочно шлет –

Тук да тук (отбиваем ритм на клавесах)

Что весна уже идет –

Тук да тук (отбиваем ритм на клавесах)

Что растаял снег вокруг –

Тук да тук (отбиваем ритм на клавесах)

Что подснежники цветут –

Тук да тук. (отбиваем ритм на клавесах)

Эту игру можно использовать на начальных этапах знакомства с звучащими жестами, особенно с младшими дошкольниками.

Со старшими дошкольниками можно увеличить и усложнить использование инструментов.

Здесь возможно несколько вариантов работы. Можно, так же как в игре «Овощной салатик», использовать карточки, которые будут служить подсказками, какой именно инструмент должен сейчас прозвучать.

А можно побудить детей к самостоятельному творчеству. Совместно с детьми разобрать стихотворение и дети сами решат, как они «озвучат» это произведение. Дети сами станут создателями «музыки», проявят себя в роли звукорежиссеров.

Давайте с вами озвучим стихотворение С.Я. Маршака «Апрель».

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель  (треугольник)

По полям бегут ручьи, - (Глиссандо на металлофоне)

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи (Погремушки + топот ног)

После зимней стужи

Пробирается медведь (Барабан + трещотка)

Сквозь лесной валежник  

Стали птицы песни петь (Дудочка и свистулька)

И расцвел подснежник (Бубенчик).

В следующем упражнении, которое я хочу вам предложить, мы будем соединять «звучащие жесты» и пение.

Я думаю, что все присутствующие прекрасно знают песню Владимира Шаинского «Кузнечик».

Прошу сейчас принять участие всех присутствующих. Слова песни и мелодия всем знакома.

Итак, первую строфу песни «в траве сидел кузнечик» пропеваем в слух, вторую строфу «совсем как огуречик» - пропеваем про себя, но здесь как раз и будут работать «звучащие жесты» -  хлопки рук. Далее «совсем как огуречик» - поем в слух, «зелененький он был» - отбиваем ритм,  хлопая ладонями по коленям.

Давайте попробуем спеть все вместе первый, второй куплеты и припевы к ним. Итак, музыка…

Пришло время, этим замечательным девочкам снова повзрослеть. Закрываем глаза и произносим вместе со мной слова: «Чудо совершайся, ребенок превращайся во взрослого».

Спасибо вам большое коллеги за оказанную помощь. Прошу садиться на свои места.

В заключении хочу сказать, что звучащие жесты – это во многом подготовка и проработка умения правильно воспроизводить ритм. Это умение способствует преодолению речевых нарушений, правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, развивает координацию движения ребенка, учит пространственной ориентировке.

Золтан Кодай писал: «Немузыкальные взрослые – это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита». Так давайте замечать и развивать музыкальность в каждом ребенке.

Наш мастер класс подошел к концу. Мне бы хотелось получить от вас оценку моего выступления. Но сделать это я предлагаю с помощью звучащих жестов, про которые мы с вами сегодня поговорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям с использованием жестов и имитационных движений "Весенний дождь" для детей дошкольного возраста

Использование жестов и имитационных движений на музыкально-ритмических занятиях с детьми с выраженной умственной отсталостью....

Мимика и жесты

В последнее время родители с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.     Общение – это процесс, который...

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений

Конспект занятия  для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений Цель: Дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с   окружающими; о  ва...

Мимика и жесты

Занятие в театральном куружке "Миммика и жесты"...

Консультация для родителей "Легко ли быть актером или нучить ребенка понимать язык мимики и жестов"

Для того чтобы эффективно общаться, нужно одинаково искусно владеть языком вербального и невербального общения. ...

Жесты как важное средство выразительности

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, прих...