Развитие чувства ритма у детей через музыкально-речевые игры
консультация по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тритяк Галина Владимировна

Консультация для педагогов

«Развитие чувства ритма у детей через

музыкально-речевые игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_chuvstva_ritma_u_detey.docx23.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие чувства ритма у детей через

музыкально-речевые игры»

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое музыкальный ритм?

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Моменты по развитию чувства ритма, нужно включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал. Как говорила  К.В. Тарасова, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. НО хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов!!!

Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Я хочу предложить вашему вниманию несколько игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. 

Словесно - ритмические игры:

    Игры с именами

* «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами)

* «Назови и прохлопай своё имя ласково»

* «Угадай своё имя по хлопкам».

* «Назови и прохлопай имя своего друга»

* «Придумай ритмичные движения к своему имени»

Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т.д.

   Ритмическое озвучивание стихов

* Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).

   Ритмические игры с предметами

 Здесь можно применять игры и упражнения:

- с деревянными палочками, кубиками, картинками;

(прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).

- с музыкальными инструментами (отстукивание на музыкальных инструментах метра музыки; сказки-шумелки; озвучивание песенок-потешек; ритмическое иллюстрирование с помощью детских музыкальных инструментов произведений классического и народного репертуара).

Игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении:

   Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами.

 Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения, можно использовать как самомассаж и массаж в парах);

  Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.

  Пальчиковые игры, в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению;

    Ритмические танцы

  Ритмические импровизации, в которых нужно придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке, музыке; придумать комбинацию ритмичных движений)

Игры на развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста

Игра «Здравствуйте, ладошки!» Л. Хисмитуллиной.

- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп! (Показывают ладошки-хлопают)
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ! (Топают)
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх! (Надувают щёчки)
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (Вытягивают губки)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (Стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (Нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!  («передают приветы»)

                                                  Игра «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! (Шагают)
Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! (Бегут)
Ножки, ножки, танцевали? (Выставляют пяточку «правую»)
Танцевали, танцевали! (Выставляют пяточку «левую»)
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали!


Игра «ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ»

l. Шла коза на каблуках. ( Шагают)

Ах! Ах!

В модных красных сапогах.

Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок, (Ускоряется ритм шагов в два раза)

Чок, чок, чок.

Поломала каблучок.

Ох! Топают ногой и останавливаются.

2. Вот коза на одной ножке  (Прыгают на одной ножке)

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакала по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок,

Чок,чок, чок, чок .

Вновь сломала каблучок.

Ох! Топают ногой и останавливаются…

З. Вот коза сняла сапожки, (Переменные шлепки ладошек по коленям

Так-так, так-так.

Побежала по дорожке.

Так-так, так-так.

Стала прыгать высоко  (Удары обеих ладошек по коленям)

Их- вох! Их- вох!

Как без каблуков легко!

Их- вох!

Игра «ЁЖИК»

Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежик сидит в центре круга.

Жил в лесу колючий ежик, - да, да, да.  (Идут по кругу)

Был клубочком и без ножек, да, да, да.

Не умел он хлопать -  качают головой

Хлоп-хлоп-хлоп.  (хлопки)

Не умел он топать - (качают головой)

Топ-топ-топ.  (притопы)

Не умел он прыгать -  (качают головой)

Прыг- прыг-прыг.  (прыжки на двух ногах)

Только носом шмыгал -  (качают головой)

Шмыг-шмыг-шмыг.  (показывают пальчиком нос)

В лес ребята приходили, - да, да ,да.

И ежа плясать учили,-  да, да, да.

Научили хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать - топ, топ, топ.

Научили прыгать - прыг, прыг, прыг .

А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг!

Игра  «ДОЖДИК»

Игру можно исполнять с колокольчиками - на слова «Бом! Бом! Бом!» приходятся 3 ритмичных встряхивания погремушки (или колокольчика).

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите –

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите –

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте –

Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте ...

Бом ... Бом ... Бом ...

Источник: https://edu-time.ru/pub/124122


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....

План по самообразованию на 2015-2017 учебный год "Развитие чувства ритма у детей при игре на детских музыкальных инструментах".

Формирование чувства ритма -- важнейшая задача педагога. Вместе с тем, занятия в оркестре детских музыкальных инструментов способствуют развитию умственных способностей; психофизических процессов: мыш...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...