Консультация «Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»
консультация по музыке (подготовительная группа)

Колкунова Евгения Владимировна

Этот материал будет полезен педагогам дошкольных  образовательных учреждениий для интересного и разнообразного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация «Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»

В современном обществе, когда деятельность человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, движения рассматривается как одно из условий развития его творческой личности.

Понятия «двигательная культура» в современной науке рассматривается как осознание индивидом сути движения, понимание природы этого движения, владение специфическими навыками движений.

Основы развития  культуры  музыкальных движений детей закладываются в дошкольном периоде. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. (В.К. Бальсевич,1996). Говоря о критериях высокой культуры движений ребенка, прежде всего, нужно иметь в виду формирование у него способности успешно решать самые разнообразные двигательные задачи.

Это значит, что уже в дошкольном возрасте ребенок должен хорошо владеть основными движениями, уметь передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения, все это и составляет двигательную культуру человека.

Проблема изучения развития двигательной активности, творческого самовыражения ребенка в ритмо - пластическом уподоблении в процессе музыкальной деятельности дошкольников является актуальной и на сегодняшний день.

Наблюдая за детьми в процессе образовательной и совместной деятельности, были выявлены следующие проблемы. Они указаны на слайде:

- трудности при выполнении простейших танцевальных движений, в том числе, движений с предметами;

- нарушения в удержании позы, темповые расстройства;

- нарушения координации движений, несогласованность речи с движением и музыкой;

- скованность при игре на музыкальных инструментах (мелкая моторика);

- зажатость при выполнении общих движений (в танцах), слабая ориентировка в пространстве;

Передо мной встал вопрос: «Как  воспитать у ребёнка музыкально-двигательную культуру, увлечь, заинтересовать музыкой, почувствовать радость от ощущения своего тела?»

Поиск ответов на данный вопрос, изучение различных методик определил выбор нового и интересного подхода как эвритмия. 

Эвритмия - очень молодое искусство. Оно появилось в начале XX века в Швейцарии. Ee основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером. «Эвритмия», в переводе с  греческого, означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение».

Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Выделяют три направления эвритмии: гигиеническая, лечебная и педагогическая.

Целью педагогической эвритмии является - развитие культуры движения, которая влияет на музыкальные и творческие способности детей, их психический потенциал, способствует улучшению самочувствия, работоспособности, двигательной активности, эмоциональной отзывчивости, развивает у детей способность двигательной импровизации, включая воображение и фантазию.
Что можно развить с помощью педагогической эвритмии, вы можете видеть на экране:

- развить координацию движения,

- развить ловкость,

- концентрацию внимания,

- улучшить мелкую моторику,

- развить правильное переживание пространства,

- мышление

.        В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для инновационного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. Данный подход называют эвритмической гимнастикой. Эта гимнастика, осуществляется на основе следующих принципов, которые представлены на слайде:

  • Принцип природосообразности предполагает пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия.
  • Принцип здоровьесбережения направлен на создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
  • Принцип развития творческого воображения предполагает создание ситуаций, которые, позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.
  • Принцип формирования способности к сопереживанию позволяет ребенку получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность.

Эвритмическая гимнастика включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

- ритмические игры; 
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением; 
- игропластику - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, в образных и игровых двигательных заданиях; 
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. 
- музыкально-ритмические этюды.

         Внедрение данной технологии шло постепенно. Элементы эвритмии я включала в разные  виды музыкальной деятельности. Через музыкальную эвритмию ребёнок знакомится с ритмом, мелодией, тактом. Поэтому свою работу  начала с развития чувства ритма. С этой целью использовала сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т.п.) и музыки и/или слова. Например, вот такие упражнения:

Упражнение «Моё имя». Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание – прохлопать ритм имени, состоящего из двух-трех слогов, и догадаться, какое это имя.

Кроме того, простейшие эвритмические упражнения можно придумать самостоятельно, взяв за основу детские стихотворения. На стихотворные фразы придумать простые ритмичные, имитационные или танцевальные движения.
Например
 эвритмическое упражнение:

 «Мой весёлый, звонкий мяч»

«Мой весёлый звонкий мяч (хлопают в ладоши),

Ты куда помчался вскачь (прыгают на месте),

Красный, синий, голубой (поочерёдно поднимают ноги),

Не угнаться за тобой (бегут на месте)»

Движения  начинаю в кругу, этот момент позволяет сконцентрировать внимание детей на предстоящей деятельности. В кругу дети могут ещё раз поприветствовать друг друга.
Здесь возможно использование эвритмитизированной пальчиковой игры, жестовых игр, где героями становятся пальчики, рука ребёнка. В этих играх оживляется жест ребёнка, он становится говорящим. И можно наблюдать, как дети, проговаривая какие-либо слова, придумывают свои жесты, что помогает им запомнить стихотворение и сделать его более зримым, наполняя его образом.

Жесты в играх варьируются от очень мелких, которые делают только пальцами, до крупных движений всем телом.

Играя, в таком хороводе, дети легко и радостно подражают простым артистичным движениям, естественным путем усваивают, запоминают стихи, песни, движения без специального заучивания. Движения выполняются как индивидуально, так и совместно с другими участниками. Важным аспектом является взаимодействие рук и ног, что развивает координацию движений.

В основе эвритмии лежит музыкально-ритмическая игра, которую я использую в своей  деятельности. Она является самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании. Подражая движениям, дети перевоплощаются в образы различных растений, животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. В музыкальной эвритмии дети также  учатся двигаться в характере музыки.

Детям предлагаю прослушать мелодию, на которую я накладываю  различные звуки природных явлений и прошу детей придумать свои собственные движения и изобразить  это явление. Так, например, дети делятся  на две команды,  часть детей находится в кругу, а другая за кругом.  Детям, которые в кругу, предлагается показать, как дует ветер, а детям за кругом – осенние листочки.  Придуманные движения, дети изображают под свою мелодию.

Музыкально-дидактические игры также  провожу с применением данной технологии, так например, в игре «Музыкальный домик» предлагаю  детям  выстраиваться в  несколько шеренг, каждая из которых выполняет  свое задание, т.е. определенное количество движений (прыжков, хлопков, притопов и т.д.) в зависимости от услышанного сигнала. А в игре «Сделай, как я» дети повторяют за мной ритмический рисунок. Это могут быть просто различные хлопки или же отбивание ритма на музыкальных инструментах.

Параллельно с работой над  чувством ритма, я развиваю у детей фантазию, воображение, творчество.

Комплекс из эвритмических упражнений строю как художественную композицию, с использованием театрализации танцевальных элементов,   где одно плавно перетекает в другое. Словно от начала до конца протянута ниточка, которая нигде не обрываться.

Я рассказываю историю или сказку, сопровождая рассказ эвритмическими жестами, рождающимися из образов, ритмическими упражнениями.

Предлагаю показать героев сюжета, проигрываю перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание.

Например:
История «На морском дне»

Для того чтобы детям легче было представить себе обитателей морского дна, о которых будет идти речь во время игры, рекомендую использовать наглядные пособия с их изображением. Внешний вид этих животных можно сопоставить с песенками, которые они будут исполнять.

Предлагаю отправиться в подводное путешествие. Для начала ребята вспоминают, каких интересных обитателей рек, и моря они знают. Сложность заключалась в том, что дети должны не только узнать свою мелодию и начать движение, им необходимо создать движениями свой образ.

В результате ребята придумали очень интересные варианты: медуз, крабов, рыбок.

Постепенно подвожу  детей к созданию своих ритмических этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку ритмических, и танцевальных движений. 
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). В процессе этюдов  дети совершенствуют свободу, пластику танцевальных движений, а  я отмечаю, кому из  них требуется помощь,  таких  детей стараюсь подбодрить, подсказать, и похвалить.

Затем – это импровизации в танцах («Бабочки», «Карнавал животных», «Скоморохи»).
Танцевальные композиции продумываю с учетом двигательного развития, а главное творчества. В этом смысле танцевальные композиции подбирала так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей. Коммуникативные и сюжетные танцы: «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). 
Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

«Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс мюзеты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую. 

«Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

«Любование цветком» (Н. Шопен,  Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

Ребенок в процессе эвритмической гимнастики переживает свободу, радость движения, удовлетворение от совместного действия, воодушевление и радость творчества, счастье быть понятым и принятым другими.

В процессе разучивания танцев, я также применяю различные эвритмические упражнения, используя при этом атрибуты, такие как: ритмические палочки, ложки, бубны, зонтики, платочки, мячи, полотна. Это помогает тренировать   координацию слова и движения,  быстроту реакций на смену движений, развивать ориентировку в пространстве. Подражая моим действиям, дети активно работают над созданием внутреннего образа,  и творчески выражают его в собственной импровизации.

Таким образом, можно сказать, что  эвритмия -  искусство особого гармоничного движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки.

Данная технология, является доступной, и в то же время привлекательной, вызывающей яркие положительные эмоции, она способствует развитию  двигательной импровизации без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний, в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

            И в конце я предлагаю вам повторить ритм. Сейчас в интернете очень популярна китайская народная песенка «Кукушка», под которую отбивают один и тот же ритм, но по-разному. На одних видео показаны схемы, на других выложены овощи и фрукты, которые обозначают определенный жест, также есть видео, где отбивают ритм руками. Мы будем ориентироваться на схемы. Ритм повторяется по 2 раза. Первый раз мы смотрим, второй раз повторяем. А когда вы запомните, можно простукивать не отрываясь. Жесты на схемах очень простые. Это: хлопки в ладоши, хлопки по столу или коленям, указательный палец, кулачки, вертушечка.

У меня на этом все. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Театрализованные игры – как средство развития коммуникабельности и творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Театрализованные игры – как средство развития коммуникабельности и творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста» ...

"Театрализованные игры – как средство развития коммуникабельности и творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе «дошкольное воспитание» акцентирует свое внимание на формирование творческой инициативности, развивая ее индивидуальные качества. Этому способствует та окружающая среда, которая в...

Педагогическая поддержка как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

В данном материале представлены разработаная и апробированая  система  работы по развитию  творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в  изобразительной деятельност...

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возрастаТанец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию...

«Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разра...

«Мюзикл, как средство развития музыкально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»,

 Целью которой является: Создание условий у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, и развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.Задачи: ...

Мюзикл, как средство развития музыкально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Презентация на тему: "Мюзикл, как средство развития музыкально-творческого потенциала  детей старшего дошкольного возраста"...