Музыкальные игры на развитие мышления в старшем дошкольном возрасте.
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа)

Анна Васильевна Никулина

Музыкальные игры на развитие мышления в старшем дошкольном возрасте.

 

К концу раннего детства, с 3-4 лет, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. К 5-6 годам развивается словестно-логическое мышление.

         Развитие мышлений осуществляется за счет расширения круга понятий и выведение их за рамки непосредственного опыта. Дети с желанием придумывают игры на основе своего социального опыта. В игре ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится сравнивать и обобщать.

         Со стороны взрослых детям оказывается помощь  в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.

         В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи – слушание. Слушание неотъемлемо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни – сенсорный, смысловой, понятийный. Ребенок живет в мире самых разных звуков – природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействия голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию музыкальных способностей.

 

Примеры игр:

 

«По тропинке».

Цель: Развивать умственные действия, учить согласовывать характерные движения с музыкой.

Ход игры: Дети с пением двигаются цепочкой на запев, на проигрыш изображают персонаж о котором поется.

1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

         Двигаются спокойным шагом.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем.

Проигрыш: Двигаются дробным шагом, наклонившись вперед, руки за спиной.

2. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем,

Двигаются спокойным шагом.

Зайчиков в лесу найдем, зайчиков найдем.

Проигрыш: Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед.

3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Двигаются спокойным шагом.

Мишку мы в лесу найдем, мишку мы найдем.

Проигрыш: Движения пружинящим шагом, покачиваясь из стороны в сторону.

 

«За малиной»

Цель: Развивать наглядно-образное мышление, учить изменять характер движений в зависимости от игровой ситуации.

Ход игры. Дети изображают медвежат в различных игровых ситуациях, выполняя имитирующие движения.

1. Медвежата в лес спешили и друг друга торопили.

   По тропинке дружно шли и малинник там нашли.

         Двигаются дробным шагом в подвижном темпе друг за другом.

2. Стали ветки опускать, стали ягоды срывать

         Поднимают, опускают руки.

Все кругом они собрали, на полянке отдыхали.

         Садятся на пол.

3. Только собрались домой, как летит пчелиный рой

Встают. Смотрят вверх из-под ладошки.

Чтобы пчелы не кусали. -     Отмахиваются.

Быстро к речке побежали.

Убегают, прячутся – приседают.

 

«Исправь ошибку».

Цель: Развивать умение анализировать, учить согласовывать глаголы с существительными.

Оборудование: Фланелеграф, карточки с изображением утки гуся, петуха, курицы, лошадки, волка, зайца, кота, медведя, ежа, воробья.

Ход игры: Перед детьми стоит фланелеграф, на которых прикреплены карточки с изображением героев небылицы (по куплетам). Педагог и дети поют песню. С ее окончанием исправляют ошибки в содержании -  переставляют карточки соответственно звукоподражанию героев.

 

«Найди свой цвет».

Цель: Развивать у детей умение анализировать, сравнивать.

Оборудование: Демонстрационные карточки красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход: игры: Дети сидят на стульчиках полукругом и слушают музыку спокойного характера. В начале каждой музыкальной фразы педагог поднимает карточку какого-либо цвета. Дети в одежде которых встречается данный цвет встают  до следующей музыкальной фразы.

 

 

 

«Лишние слова».

Цель: Активизировать словарь детей по предметным картинкам. Закреплять общее понятие «овощи».

Оборудование: Стол, раздаточные и демонстрационные карточки с изображение овощей, рака, лягушки, девочки, казака.

Ход игры: Прослушав шуточную песню про овощи, дети называют лишние слова и показывают соответствующую карточку рак, лягушка, девчонка. Казак).

1. На базаре в день осенний овощи плясали,

    Овощи плясали, всех забавляли.

2. Расплясались рак с лягушкой, пастернак с сестрой петрушкой.

   Луковица с чесноком, а девчонка с казаком.

3. Пляшут бойко помидоры, репа свекла, вот танцоры!

   Никому не уступают, настроенье поднимают.

 

«Воробьи»

Цель: Учить составлять поэтический текст в характере музыки.

Ход игры: Дети слушают и запоминают два четверостишья о воробьях.

1. Воробей с утра поет: «Чик-чирик! Весна идет!»

Солнце землю пригревает, и подснежник расцветает.

2. Если холодно, стоит, не чирикает, молчит.

Даже зерен не клюет, своих песне не поет.

         Прослушав фортепианные пьесы «Воробьишкам холодно» Ж. Металлиди и «Воробьи на солнышке» А. Вольфензона, дети называют стихи, соответствующие музыкальным произведениям.

 

«Сочини рассказ».

Цель: Побуждать детей к речевому творчеству. Учить согласовывать части речи, строить предложения, развивать речь.

Ход игры: Дети стоя в кругу, сочиняют рассказ про любую игрушку или предмет. Под музыку они передают заданную по теме игрушку друг другу и каждый говорит какое-либо слово или словосочетание об игрушке, подходящее по смыслу к предыдущему предложению. Например, передавая куклу: Кукла красивая, у нее длинные волосы. Кукла новая. Я люблю играть с куклой. Мне купят куклу. И т.д.

 

«Лягушата»

Цель: Развивать ощущение последовательности долей в музыке двухдольного размера в подвижном темпе.

Ход игры: Дети стоят в трех колонках, выполняют пружинку. Руки согнуты в локтях. Одновременно вна 1 и3 доли проговаривают «Ва» и «Ква». Окончание музыкального предложения сопровождается поднятием рук вверх. Движения повторяются 4-8 раз под музыку Чешского народного танца.

 

«Аист».

Цель: Развивать ощущение окончания музыкального произведения.

Ход игры: Дети, стоя свободно, произносят слова.

         Аист по полю шагал, аист лягушат искал,

         Как увидит, так замрет, поднимет ногу и согнет.

Играющие двигаются шагом, высоко поднимая бедра, поднимая и опуская руки через стороны. На окончание слов дети останавливаются, опускают руки и стоят на одной ноге, сохраняя  равновесие Кто не удержится на одной ноге, выбывает из игры.

 

«Шаг и бег».

Цель: Развивать восприятие музыкальных предложений, фраз, как составных частей целого.

Ход игры: Дети стоят в четырех колонная у стены, каждая из них движется последовательно на музыкальные предложения «Танца» Ю. Милютина из оперетты «Трембита».

1 колонна – на первое предложение

2 колонна на второе,

4 колонна на третье,

4 колонна на четвертое.

1,2 такты ходьба на месте с хлопками

3,4 такты легкий бег к стене.

Выигрывает та команда, которая ритмичнее выполнит задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл актуальность и примеры игр22.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры на развитие мышления в старшем дошкольном возрасте.

К концу раннего детства, с 3-4 лет, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. К 5-6 годам развивается словестно-логическое мышление.

        Развитие мышлений осуществляется за счет расширения круга понятий и выведение их за рамки непосредственного опыта. Дети с желанием придумывают игры на основе своего социального опыта. В игре ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится сравнивать и обобщать.

        Со стороны взрослых детям оказывается помощь  в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.

        В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи – слушание. Слушание неотъемлемо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни – сенсорный, смысловой, понятийный. Ребенок живет в мире самых разных звуков – природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействия голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию музыкальных способностей.

Примеры игр:

«По тропинке».

Цель: Развивать умственные действия, учить согласовывать характерные движения с музыкой.

Ход игры: Дети с пением двигаются цепочкой на запев, на проигрыш изображают персонаж о котором поется.

1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

        Двигаются спокойным шагом.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем.

Проигрыш: Двигаются дробным шагом, наклонившись вперед, руки за спиной.

2. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем,

Двигаются спокойным шагом.

Зайчиков в лесу найдем, зайчиков найдем.

Проигрыш: Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед.

3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Двигаются спокойным шагом.

Мишку мы в лесу найдем, мишку мы найдем.

Проигрыш: Движения пружинящим шагом, покачиваясь из стороны в сторону.

«За малиной»

Цель: Развивать наглядно-образное мышление, учить изменять характер движений в зависимости от игровой ситуации.

Ход игры. Дети изображают медвежат в различных игровых ситуациях, выполняя имитирующие движения.

1. Медвежата в лес спешили и друг друга торопили.

   По тропинке дружно шли и малинник там нашли.

        Двигаются дробным шагом в подвижном темпе друг за другом.

2. Стали ветки опускать, стали ягоды срывать

        Поднимают, опускают руки.

Все кругом они собрали, на полянке отдыхали.

        Садятся на пол.

3. Только собрались домой, как летит пчелиный рой

Встают. Смотрят вверх из-под ладошки.

Чтобы пчелы не кусали. -         Отмахиваются.

Быстро к речке побежали.

Убегают, прячутся – приседают.

«Исправь ошибку».

Цель: Развивать умение анализировать, учить согласовывать глаголы с существительными.

Оборудование: Фланелеграф, карточки с изображением утки гуся, петуха, курицы, лошадки, волка, зайца, кота, медведя, ежа, воробья.

Ход игры: Перед детьми стоит фланелеграф, на которых прикреплены карточки с изображением героев небылицы (по куплетам). Педагог и дети поют песню. С ее окончанием исправляют ошибки в содержании -  переставляют карточки соответственно звукоподражанию героев.

«Найди свой цвет».

Цель: Развивать у детей умение анализировать, сравнивать.

Оборудование: Демонстрационные карточки красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход: игры: Дети сидят на стульчиках полукругом и слушают музыку спокойного характера. В начале каждой музыкальной фразы педагог поднимает карточку какого-либо цвета. Дети в одежде которых встречается данный цвет встают  до следующей музыкальной фразы.

«Лишние слова».

Цель: Активизировать словарь детей по предметным картинкам. Закреплять общее понятие «овощи».

Оборудование: Стол, раздаточные и демонстрационные карточки с изображение овощей, рака, лягушки, девочки, казака.

Ход игры: Прослушав шуточную песню про овощи, дети называют лишние слова и показывают соответствующую карточку рак, лягушка, девчонка. Казак).

1. На базаре в день осенний овощи плясали,

    Овощи плясали, всех забавляли.

2. Расплясались рак с лягушкой, пастернак с сестрой петрушкой.

   Луковица с чесноком, а девчонка с казаком.

3. Пляшут бойко помидоры, репа свекла, вот танцоры!

   Никому не уступают, настроенье поднимают.

«Воробьи»

Цель: Учить составлять поэтический текст в характере музыки.

Ход игры: Дети слушают и запоминают два четверостишья о воробьях.

1. Воробей с утра поет: «Чик-чирик! Весна идет!»

Солнце землю пригревает, и подснежник расцветает.

2. Если холодно, стоит, не чирикает, молчит.

Даже зерен не клюет, своих песне не поет.

        Прослушав фортепианные пьесы «Воробьишкам холодно» Ж. Металлиди и «Воробьи на солнышке» А. Вольфензона, дети называют стихи, соответствующие музыкальным произведениям.

«Сочини рассказ».

Цель: Побуждать детей к речевому творчеству. Учить согласовывать части речи, строить предложения, развивать речь.

Ход игры: Дети стоя в кругу, сочиняют рассказ про любую игрушку или предмет. Под музыку они передают заданную по теме игрушку друг другу и каждый говорит какое-либо слово или словосочетание об игрушке, подходящее по смыслу к предыдущему предложению. Например, передавая куклу: Кукла красивая, у нее длинные волосы. Кукла новая. Я люблю играть с куклой. Мне купят куклу. И т.д.

«Лягушата»

Цель: Развивать ощущение последовательности долей в музыке двухдольного размера в подвижном темпе.

Ход игры: Дети стоят в трех колонках, выполняют пружинку. Руки согнуты в локтях. Одновременно вна 1 и3 доли проговаривают «Ва» и «Ква». Окончание музыкального предложения сопровождается поднятием рук вверх. Движения повторяются 4-8 раз под музыку Чешского народного танца.

«Аист».

Цель: Развивать ощущение окончания музыкального произведения.

Ход игры: Дети, стоя свободно, произносят слова.

        Аист по полю шагал, аист лягушат искал,

        Как увидит, так замрет, поднимет ногу и согнет.

Играющие двигаются шагом, высоко поднимая бедра, поднимая и опуская руки через стороны. На окончание слов дети останавливаются, опускают руки и стоят на одной ноге, сохраняя  равновесие Кто не удержится на одной ноге, выбывает из игры.

«Шаг и бег».

Цель: Развивать восприятие музыкальных предложений, фраз, как составных частей целого.

Ход игры: Дети стоят в четырех колонная у стены, каждая из них движется последовательно на музыкальные предложения «Танца» Ю. Милютина из оперетты «Трембита».

1 колонна – на первое предложение

2 колонна на второе,

4 колонна на третье,

4 колонна на четвертое.

1,2 такты ходьба на месте с хлопками

3,4 такты легкий бег к стене.

Выигрывает та команда, которая ритмичнее выполнит задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

Игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста...

Музыкальные игры на развитие внимания в старшем дошкольном возрасте.

Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной....

Музыкальные игры на развитие внимания в старшем дошкольном возрасте.

Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной....

Музыкальные игры на развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.

Музыкальные игры на развитие памяти в старшем дошкольном возрасте. Память развивается как и сам ребенок, под влиянием совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни и...