Конспект музыкального занятия с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности
план-конспект по музыке

Косенко Марина Петровна

Конспект

музыкального занятия

 

с использованием технологии

экспериментально-исследовательской деятельности

 

«Волшебные звуки вокруг нас»

для  детей  старшего  возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8 муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект

музыкального занятия

с использованием технологии

экспериментально-исследовательской деятельности

«Волшебные звуки вокруг нас»

для  детей  старшего  возраста

Подготовила:

музыкальный  руководитель

Косенко М. П.

г.  Усть-Лабинск

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

Обучающие задачи:

1. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.

2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

3. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи

  1. Воспитывать любовь к музыке.
  2.  Желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование:

- деревянные и металлические линейки,

- детская балалайка,

- стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные,

- стеклянные сосуды,

- вода и палочки,

- карандаши,

- аудиозаписи,

- листы бумаги (А4).

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и образуют круг.

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы снова встретились и я приглашаю вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга. А поможет нам музыкальное приветствие.

«Здравствуйте»

М. Р. Каждый звук – кусочек мира.

В каждом звуке – целый мир.

- Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?

Дети отвечают:

- Не интересной!

- Не яркой!

- Скучной!

М. Р. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети отвечают:

- Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.

- Звуки бывают громкие и тихие.

- Звуки высокие и низкие.

- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

- По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.

М. Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что такое – звук?

Дети. Нет!

М. Р. А хотите узнать? Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты.

музыка нам подскажет как мы должны идти.

Марш и Бег

М. Р. Ну, вот мы пришли в нашу муз. лабораторию. Добро пожаловать за наш экспериментальный стол.

Эксперимент 1:

«Откуда рождается звук?»

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: детская балалайка, линейки (металлическая и деревянная)

Дети садятся вокруг стола.

М. Р. - Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает

фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)

М. Р. - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская балалайка, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

М. Р. - Что произошло?

Почему звук прекратился?

(Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).

Когда же возникает звук?

(Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется)

Возьмём металлическую линейку. Затем проделываем тоже с металлической линейкой.

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

Какой звук звонче: металлический или деревянный?

Дети: Металлический

Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну)

Совершенно верно. Звук – это невидимая волна.

Вот мы и выполнили первый эксперимент и выяснили что такое звук!

Эксперимент 2:

 «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.

М. Р. - Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку.

"Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Вот однажды они играли и спрятались в своих домиках. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-

стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками."

Запомнили, как звучат разные стаканчики?

А теперь давайте это проверим.

Игра «Угадай по звуку»

(Ставлю ширму, ударяю по предметам карандашом, дети индивидуально угадывают звук того или иного предмета)

М. Р. - Молодцы, ребята! Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент? (Различные предметы издают различные звуки).

Молодцы, ребята! Звуки разные нужны, звуки разные важны! Предлагаю немного отвлечься и спеть весёлую песенку про звуки.

Физминутка "Песенка про звуки"

Эксперимент 3:

«Поющие бокалы»

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

М. Р. – Молодцы, теперь переходим к следующему эксперименту! Перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?

(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

- Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь попробуем изменить звук. Ребята, я возьму кувшин с водой и вылью воду в сосуды. Дети, посмотрите на них, что можно сказать сейчас, что изменилось?

(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды).

Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и последний

(Дети стучат по 1 и 5 сосудам.)

- Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по первому и среднему сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)

Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

М. Р. - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Дети: - Звук постепенно уходит вниз.

М. Р.: Можно сыграть мелодию на таких сосудах? (Да) Попробуйте (несколько детей пробуют сыграть мелодию). Значит какие звуки мы извлекали из сосудов, музыкальные или шумовые? (Музыкальные звуки).

- Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? (Звуки можно не только извлекать из предметов, но и их изменять).Молодцы, ребята!

Эксперимент 4:

«Звучание бумаги»

Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги

Материал: бумажные листы.

М. Р. Ребята, но звуки можно извлекать не только из вот таких звонких предметов. Вот посмотрите, перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они совершенно одинаковые. Как вы думаете, могут ли они извлекать звук? Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки, одинаковые или разные? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам. Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху.

Что можно сказать сейчас?

Дети: - Издаваемый звук другой, не похожий на предыдущий.

М. Р. : - Мы листочками пошумели, пошуршали. Звук отличался не по высоте звучания, а по технике исполнения: в одном случае мы ударяли по листочку, а в другом ими махали. Если листочки издавали не мелодию, а шум, значит какой от них был звук шумовой или музыкальный? (шумовой).

Какой вывод можно сделать? (Мы ещё раз доказали, что звуки можно извлекать из предметов и изменять их).Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные со стаканами и шумовые звуки с бумагой). Молодцы, ребята!

А сейчас мы с вами докажем и покажем, что звуки не только можно извлекать из различных предметов, но и применять в музыкальных композициях. Мы с вами попробуем создать оркестр, но не обычный, а шумовой «Бумажный оркестр», где будем играть на бумажных листах. Готовы? Тогда внимательно слушайте музыку и повторяйте за мной!

Оркестр с бумажными листами

М. Р. – Вот наш эксперименты подошли к концу. Пора возвращаться из музыкальной лаборатории.

Строятся др. за другом и под музыку, руки на пояс, змейкой, на носочках под весёлую музыку возвращаются в первоначальный круг.

М. Р. рефлексия

- Что больше всего понравилось?

- Что нового узнали?

- Что больше всего запомнилось?

Предлагаю всем детям взять себе на память карточку с колокольчиком. Дети, которым было интересно берут "весёлый" колокольчик, а дети, которым было не интересно - "грустный". (по настроению)

Я очень рада, что вам понравилось. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.

- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!

музыкальная "Прощалочка!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выводы по технологии «Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников"

Выводы по технологии "Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников"Работая по данной технологии, можно сделать вывод, что ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-...

План по самообразованию воспитателя детского сада "Использование новых технологий экспериментально – исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников»

План по самообразованию на тему " Использование новых технологий экспериментально-исследовательской деятельности в экологтческом воспитании старших дошкольников"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности "Бежит, журчит, играется. водичка развлекается!""

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности  "Бежит, журчит, играется. в...

Методические рекомендации по технологии экспериментально-исследовательской деятельности с применением технологии «Лэпбук»

 С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возраст...

Технология «Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников»

Технология«Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников»...

Технология экспериментально-исследовательской деятельности

Технология экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ....

Конспект логопедического занятияс использованием Су-Джок массажёра

Тема: « В гости к  ёжику »Цель:Формирование   речи посредством использования массажного мячика Су-Джок  с колечками.Задачи:Активизировать и обогащать словарный запас, развив...