Конспект НОД по ознакомлением с разнообразием свистулек
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Жарехина Юлия Александровна
Не воробушек, не гулька -
Нет, обычная свистулька!
Малыши не знают нот,
А свистулька так поёт,
Что народ кругом дивится:
- Вот певунья эта птица!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Свистульки"12.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с разнообразием свистулек

«Птица-свиристелка, звонкая поделка!»

Цель: ознакомление детей с народным музыкальным инструментом: свистулька

Задачи:

- познакомить с разнообразием свистулек

- формировать исполнительские навыки,  творчество в области музицирования.

- расширять музыкальные впечатления детей;

-развивать слуховое восприятие детей;

- прививать детям культуру исполнения

- формировать познавательные интересы детей в процессе знакомства со свистулькой;

Методическое обеспечение:

- картинки с изображением  свистулек, птички-свистульки из глины, деревянные свистульки, аудиозапись вариации на тему песни «Калинка-малинка»,  магнитофон.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы познакомимся с народным  музыкальным инструментом. Послушайте про него стихотворение и попробуйте догадаться, что это за инструмент.

У детей в ладошках птички,

С виду птички — невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Деревянные, из глины,

Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,

На весеннюю капель,

На звенящий ручеёк

И на солнечный денек.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек — те свистят,

Всех в округе веселят.

(свистульки)

Появилась свистулька  очень-очень давно. Когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось людям извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать музыкальные инструменты из дерева и глины. Поскольку звук, который они издавали, был похож на свист, их назвали свистульки.

Давным-давно, у детей не было столько игрушек, сколько сейчас у вас есть. И тогда люди придумали такую забаву как игрушка-свистулька. Она очень нравилась детям, потому что издавала прекрасные звуки и веселила их. Свистульки из глины делали в основном зимой, в свободное время, а затем продавали их на ярмарках и базарах. Игрушки были смешные, причудливые в виде козликов, птиц, коней и других зверюшек.

- Как же делали глиняные свистульки? Люди брали глину и лепили игрушку, затем обжигали её в специальной печи. А когда их оттуда вынимали, они становились твёрдыми как камень. Затем игрушки расписывали красками, только не кисточкой, а пёрышком. Затем краски высыхали и игрушки становились сказочно красивыми и расписными. Эти игрушки становились развлечением для детей с самого маленького возраста. Игрушка увлекала приятными звуками.

У меня водяная глиняная свистулька – «соловей». Эта свистулька отличается тем, что она издаёт звук, когда в неё наливают воду. Проведём эксперимент.

Если подую в пустую свистульку, она не будет свистеть.

(демонстрирует)

Если я налью немного воды в свистульку, она будет звучать.

(воспитатель с помощью мерного стакана с узким носиком наливает в свистульку небольшое количество воды, демонстрирует звучание)

А если водички немного добавить, свистулька будет звучать по-другому

(демонстрация опыта)

Получается трель соловья!

Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент

Взгляните на нашу коллекцию свистулек. Они выполнены из разных материалов: есть из глины – глиняные, есть из дерева – деревянные. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая из глины? Почему вы так решили? (Ответы детей).

Часто свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде … кого, как вы полагаете?

А эта свистулька? (Ответы детей).

Вы пока не умеете играть на музыкальных инструментах. А хочется вам попробовать? Нам на помощь придет игрушка-свистулька. Посмотрите, какая она красивая!  Дуть-свистеть в нее сможет даже ребенок.

Вот так. (Показ).

 Хотите попробовать? Каждый выберет себе свистульку и подует в неё. Но! Нельзя передавать свою свистульку другому ребёнку, только своей пользоваться!

Упражнение «Поиграй на свистульке»

Свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах.

Давайте все вместе, одновременно сыграем оркестром под мелодию русской народной песни

(звучат вариации на тему песни «Калинка-малинка», дети играют на свистульках)

Какой замечательный оркестр у нас с вами получился!

Как вы думаете, почему свистульку называют духовым инструментом?

(Потому, что в нее надо дуть )

А сейчас поиграем в интересную игру.

Динамическая пауза «Жмурки со свистулькой»

Ведущий берет свистульку и отходит в один из углов комнаты. Остальные дети встают и закрывают глаза. Ведущий начинает издавать звуки. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как воспитатель перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего.

Воспитатель:  не все могли купить глиняную свистульку. Поэтому многие родители делали игрушки-свистульки детям  сами, из дерева.

(Воспитатель предлагает взять каждому ребёнку свистульку и определить, у кого деревянная свистулька, у кого глиняная, затем поменяться)

Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня познакомились не с простой игрушкой, а настоящим музыкальным инструментом.

Как она называется?

А как называется игрушка, в которую надо наливать воду?

Дети: Свистулька-соловей.

Воспитатель: Из чего делали свистульки?

Дети: Из дерева и глины.

Воспитатель: Для чего их делали?

Дети: Чтобы дети могли играть и развлекаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...

Конспект интегрированного занятия Ознакомление с природой и ИЗО в старшей группе Тема: «Многообразие и разнообразие осенних листьев»

Цель:1.Расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев.2.Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.3.Воспитывать умение замечать...

Конспект выступления на педагогическом совете (разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту)

МБДОУ д/с №17 "Ягодка"  Конспект выступления на педагогическом совете на тему:"Разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту"....