технология "Ритмичные игры с использованием подручных предметов"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Марушевская Елена Борисовна

В своей работе я каждый день провожу игры с движениями,используя разнообразные подручные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmichno-igrovye_uprazhneniya_2023g._2.docx10.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ Зареченская СОШ.Детский сад 9

Использование игровых технологий «Ритмично-игровые упражнения с использованием подручных материалов» в  работе с детьми дошкольного возраста.

Воспитатель Марушевская Елена Борисовна

2023г.

Речь – инструмент мышления.   Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие успешного обучения в школе. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач педагогики является повышение эффективности процесса  речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования различных техник.

О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М Бехтерев,Л.С.Выгодский.Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Для повышения мотивации ребенка необходимы различные приемы ,я использую в своей работе игры с движениями. Игры с движениями, логоритмические, ритмические, музыкальные, пальчиковые игры, это одно из направлений ,которое очень заинтересовало меня.

Именно через игру естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранять речевые недостатки. Игра дает возможность ненавязчиво многократно повторять речевые упражнения, в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Использование логоритмической и ритмической игры в работе развивает творческие способности ребенка, формирует выразительность движений, красивую осанку, походку, формирует красивые манеры.

Как же используются игры в нашей работе?  Работа  нуждается в умелом сочетании и использовании игровых приемов с другими видами деятельности. Включение их в образовательный процесс. Игры должны быть адаптированы под возраст детей.

Цель: Внедрение в работу с детьми творческих игр, сопровождающихся движением и создание звукового сопровождения с помощью различных подручных материалов.

 Применение данной технологии в различных образовательных областях.

 Задачи:

Обучающая – позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, достичь поставленных дидактических задач;

Развивающая – заключается в развитии у ребенка выразительности, одухотворенного исполнения движений, умения импровизировать, формирование самооценки.

Воспитательная – помогает выявить индивидуальные особенности детей, устранить нежелательные проявления в характере воспитанников;

Коммуникативная – состоит в умении в процессе игры общаться со сверстниками, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;

Развлекательная – способствует повышению эмоционально – положительного тонуса;

Психологическая – развитие нравственно-коммуникативных качеств,культуры поведения,умения сопереживать другим.

В своей работе я активно использую игры с движениями

«Бубен», «Паучок», «Зимние забавы», «Осенние листья» и т.д

В данных играх мы используем подручные материалы: нитки, ткани, бумагу, палочки.

 При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия :

- выразительность проведения игр;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- простота, доступность, ёмкость и наглядность;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Использование игр с движениями при выполнении артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Желание проводить её необычно, более интересно, привлечь внимание детей и сохранить у них интерес к однообразной, а зачастую и монотонной работе, побудило меня создать такие игры в которых участвует не только артикуляционный аппарат, но и движения руками и музыка созданная подручными предметами например шуршание пакета или бумаги и плюс музыка тела. Это помогает быстрее освоить артикуляционные упражнения, способствует формированию более точных кинестетических ощущений, так необходимых для выработки артикуляционного уклада звуков. «Скачут две лошадки»,движение язычком и стучим палочками.

Игры с движениями широко используются для развития мелкой моторики рук детей.

В данной работе мы используем музыку для сопровождения.

Включаем демонстрационный материал. «Кулачки-Ладошки».

Кроме традиционных методов и приёмов использую метод Су-Джок терапии нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма.

Дети выполняют движения включая потешки, чистоговорки, частушки.

(«Су» — кисть, «Джок» — стопа)

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них мы можем регулировать функционирование внутренних органов: мизинец — сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Метод Су-Джок терапии использую с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, улучшается психоэмоционального состояния детей и развитию мелкой моторики пальцев рук.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Массаж Су-Джок шарами.

(Дети повторяют словаи выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

В каждом шарике есть «волшебное» колечко. И следующий прием это: массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Аналогично можно сопровождать все знакомые комплексы пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Один-много».

Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Так же можно проводить упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

. Использование Су-Джок шаров для развития памяти внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо

Развитие правильного дыхания один из важнейших этапов в  работе с детьми.

Для развития дыхания мы так же включаем в работу игры с движениями.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет ребёнку получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Для развития правильного речевого дыхания использую следующие игровые приемы : «Буря в стакане», «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т.д.

Так же двигательные и ритмичные упражнения используем для проведения физкультминуток. Физкультминутки «Солнышко», «Червячки», «Медведь», «Дерево»,

«Снежинки», и т.д

Для успешной реализации данной технологии, так же должна быть создана предметно пространственная среда. Она должна отличаться гибкостью и возможностью трансформироваться под реализацию определенной образовательно воспитательной задачи.

АТРИБУТЫ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ДВИЖЕНИЙ:

Ленточки

Мячи

Шарфики

Цветы

Палочки

Султанчики

Шелестящая бумага

В результате использования ритмичных двигательных игр, дети научились легко, свободно выполнять такие виды движений, как ходьба, бег, повороты туловища, топанье, хлопки. Научились выполнять движения в нужном ритме. Двигательная свобода детей ,умение их ритмично двигаться, быть гибкими положительно сказывается и в произношении.

Применение игр помогло достичь следующих результатов:

Улучшение уровня произношения звуков.

Формирование умений подражательных действий.

Воспроизведение движений по образцу, моделирование действий по аналогии.

Повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения.

Литература:

Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций.

Власова Т.М Фонетическая ритмика

Сайкина Е.Г,Фрилева Ж.Е Учебно-методическое пособие для педагогов.

Шматко Н.Д Речевая ритмика для малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика и массаж рук с помощью подручных предметов.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Кроме того, это поможет р...

Пальчиковая гимнастика и массаж рук с помощью подручных предметов.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.В.А. Сухомлинский...

Игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием подручных материалов.

Игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием подручных материалов....

Игры с использованием звучащих предметов

Советы родителям детей младшего возраста...

Консультация для родителей на тему «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук»

Цель:1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»2. Показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка3. Дать рекомендации по развитию мелкой...

игры с подручными предметами

Картотеки игр с подручными предметами, чаще всего не предназначенные для игры. В этом и интерес использования их для детей....

Консультация для родителей на тему «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук»

Цель:1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»2. Показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка3. Дать рекомендации по развитию мелкой...