Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами логоритмики
статья по музыке

Аникина Татьяна Михайловна

Проблема развития способностей детей приобретает в настоящее время особую актуальность. Значение использования музыки в развитии ребенка трудно переоценить. Занятия, совмещающие в себе музыку, ритмические движения и развитие речи, являются эффективным методом развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами логоритмики»

Проблема развития способностей детей приобретает в настоящее время особую актуальность. Значение использования музыки в развитии ребенка трудно переоценить. Занятия, совмещающие в себе музыку, ритмические движения и развитие речи, являются эффективным методом развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Сочетание речи, музыки и движения – это есть логоритмика. Логоритмические занятия способствуют развитию и формированию речи, музыкальных, артистических способностей, развитию пластичности, снятию психоэмоционального напряжения у детей. Именно логоритмика дома и в детском саду помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально- эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи.

Изучение методической литературы и наблюдение за эффективностью применения различных методов логоритмики, обсуждение вопросов по данной теме с педагогами ДОО привели меня к выводу о необходимости использования таких методов на музыкальных занятиях, ведь значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста действительно очень велико. Помимо того, что логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов развития музыкально- ритмических способностей, она может быть использована и как музыкотерапия.

В нашей дошкольной организации занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в рамках работы кружка «Музыкальная студия», руководителем которого я являюсь. Их продолжительность во второй младшей группе составляет 15 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими        причинно-следственных связей        между предметами        и        явлениями действительности.

Я, как музыкальный руководитель, разрабатываю и составляю картотеки логоритмических, двигательных, дыхательных, динамических упражнений, пальчиковых, подвижных, малоподвижных, музыкальных, музыкально- дидактических игр, которые, учитывая их широкий спектр воздействия, рекомендую своим коллегам включать, по возможности, и в повседневную жизнедеятельность дошкольного учреждения:

1.        Утренняя гимнастика с элементами логоритмики.

2.        Проговаривание приговорок, стихотворений, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.

3.        Динамические паузы между занятиями.

4.        Физкультурные сюжетные занятия с использованием речевого материала.

5.        Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса.

6.        Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7.        Подвижные игры с речетативом и движениями.

8.        Логоритмические досуги.

Я считаю, что игровая деятельность по логоритмике нужна всем воспитанникам ДОО, так как в ней используются здоровьесберегающие методики, которые помогают сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие, а также повысить адаптивные возможности детского организма.

Теоретическая база опыта.

Проблема использования комплекса логоритмических упражнений в процессе организации музыкально-ритмической деятельности детей не является новой. Методику         развития ритмических способностей        впервые                обосновал швейцарский        педагог         и музыкант        Эмиль        Жак-Далькроз (1912).        Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем, на этой основе, - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений. Основные положения        этой        теории        легли        в        основу музыкально -ритмического воспитания детей в нашей стране.

Автор учебника «Логоритмика», вышедшего в свет в 1978 году в Люблине, Э. Килинска-Эвертовска подчеркивала, что дидактический метод Жак- Далькроза, признанный во всем мире, даёт возможность развивать у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Это позволяет выполнять ритмические упражнения всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития. Следовательно, ритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться музыкальными руководителями и воспитателями ДОО в работе с детьми.

С помощью синтеза слова, движения и музыки происходит развитие речи. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Основные направления работы по логоритмике:

1.        Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

2.        Проведение активной работы по организации детского коллектива.

3.        Осуществление коррекционной работы:

-        формирование умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

-        обучение детей правильному выполнению оздоровительных упражнений, самомассажу;

-        развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

-        развитие правильного дыхания;

-        развитие общей и мелкой моторики, умение напрягать и расслаблять мышцы;

-        развитие зрительного, слухового и двигательного внимания, памяти.

Общая характеристика средств логопедической ритмики

1.        Ходьба и маршировка в различных направлениях.

2.        Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

3.        Упражнения регулирующие мышечный тонус, упражнения, активирующие внимание.

4.        Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

5.        Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа.

6.        Ритмические упражнения.

7.        Счётные упражнения.

8.        Пение.

9.        Упражнения в игре на музыкальных инструментах.

10.        Самостоятельная музыкальная деятельность детей        с речевыми нарушениями, игровая деятельность.

11.        Заключительные упражнения.

Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно использовать на других занятиях. Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движения.

Структура логоритмических занятий:

1.        Музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения.

2.        Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики, мимики.

3.        Оркестр, пение, игры, танец.

4.        Слушание-релаксация.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

-        логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

-        чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

-        пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

-        упражнения на развитие общей моторики;

-        фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

-        вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

-        песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха, речевой памяти;

-        музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

-        мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;

-        упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

-        коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, позитивного самоощущения;

-        упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий происходит постепенно. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием масок, костюмов зверей и птиц, детских игрушек, иллюстраций стихов, песен, созданием художественных образов посредством музыки.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных и психофизиологических возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....

«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора...

Самообразование. «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыки, игры и ритмических движений».

Роль музыкального занятия, как одного из наиболее эффективных средств развития развития музыкальных способностей дошкольников....

Мастер-класс "Развитие творческих способностей дошкольников средствами логоритмики"

Развитие творческих способностей дошкольников средствами логоритмики...

Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.

Из копилки опыта музыкального руководителя ГБДОУ Детский сад №51 комбинированного вида Московского района г.Санкт-Петербурга.Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами м...