Обучение игре на блокфлейте детей дошкольного возраста
проект по музыке

Жергина Прасковья Николаевна

       Проект обучения игре на блокфлейте приобщает детей к искусству музицирования, развивает эмоциональность, артистизм, музыкально-художественный вкус ребенка. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, помогает социально адаптироваться, формирует исполнительскую культуру.  Обучение на блокфлейте требует от ребенка, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки. При игре на блокфлейте  активно работают легкие, губной аппарат, напрягаются определенные мышцы тела. Правильная постановка губного аппарата и исполнительного дыхания являются одним из необходимых условий успешного обучения. Постоянное внимание следует уделять также точной интонации – важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух, а также чувство самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obuchenie_na_blokfleyte.docx55.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Радуга» ГО г.Якутск

Обучение  игре на блокфлейте детей дошкольного возраста

Жергина П.Н., воспитатель

г.Якутск

 2021г

Содержание

  1. Краткая аннотация проекта
  2. Введение
  3. Основное содержание проекта
  4. Заключение
  5. Литература
  6. Приложение к проекту

  1. Краткая аннотация проекта

   Обучение игре на блокфлейте включает в себя не только освоение владения инструментом, но и изучение музыкальной грамоты, развитие слуха, чувства ритма, концентрация внимания, а также способность обучаться. Ребенок получает полноценное музыкальное развитие и приобретает навыки игры на блокфлейте.
       Практическая значимость занятий на блокфлейте подразумевает как физическое, так и интеллектуальное развитие ребенка. Использование специальных исполнительских приемов развивает органы дыхания, постоянная работа над исполнительской техникой стимулирует развитие беглости пальцев и четкой координации движений. Работа над произведениями тренирует память ребенка. Занятия на блокфлейте способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
       Проект обучения игре на блокфлейте приобщает детей к искусству музицирования, развивает эмоциональность, артистизм, музыкально-художественный вкус ребенка. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, помогает социально адаптироваться, формирует исполнительскую культуру.  Обучение на блокфлейте требует от ребенка, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки. При игре на блокфлейте  активно работают легкие, губной аппарат, напрягаются определенные мышцы тела. Правильная постановка губного аппарата и исполнительного дыхания являются одним из необходимых условий успешного обучения. Постоянное внимание следует уделять также точной интонации – важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух, а также чувство самоконтроля.

Проект относится к художественно-эстетической направленности. Проект составлен с учетом возрастных и психологических особенностей детей и является модифицированной, так как написан с опорой на уже имеющиеся методики и традиции исполнительства на деревянных духовых инструментах (в частности - на блокфлейте). В первую очередь это методики обучения игре на флейте, используемые в детских музыкальных школах.


Цель проекта - овладение основными навыками игры на блокфлейте, развитие творческих способностей, укрепление здоровья дошкольников.

Задачи:

  • Помочь ребенку раскрыть музыкальные способности;
  • Дать возможность постичь азы начального музыкального образования;
  • Выработать внимание, усидчивость и настойчивость при достижении цели;
  • Развитие навыков ансамблевого музицирования;
  • Развитие навыков импровизационного музицирования.

Проект рассчитан на детей 5-7 лет. 

Срок реализации проекта: 1 год.

Групповые занятия по 3 – 5 детей проходят 2 раза в неделю по 25 минут. Общее число занятий в год 60 часов.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие начальных навыков игры на блокфлейте в сочетании с улучшением физического состояния организма.
  2. Участие на концертах и на конкурсах.
  3. Дальнейшее поступление детей в различные Детские школы искусств.

Учебно-тематический план.

Тема

Теория

Практика

Форма занятий

Знакомство с инструментом

4 ч.

5 ч.

Групповая

Дыхательная и артикуляционная гимнастика, постановка рук.

6 ч.

6 ч.

Групповая

Муз.грамота

5 ч.

5 ч.

Групповая

Работа над техникой.

6 ч.

6 ч.

Групповая

Работа над репертуаром.

6 ч.

6 ч.

Групповая

Выступления на концертах, участие в конкурсах.

5ч.

Групповая

  1. Введение

Воспитание творческой личности проходит в неразрывном единстве с игрой на музыкальных инструментах. Основу  составляют знание и  владение приемами и способами игры, разнообразными исполнительскими средствами, характерными для каждого инструмента.

Для творческого развития ребенка нужно создать благоприятную, творческую атмосферу. Педагог должен пробудить интерес и привить любовь к инструменту, к занятиям - это залог успешного воспитательного процесса.

Методика современного музыкального обучения представляет собой совокупность форм, методов и средств, направленных на достижение целей и задач усвоения воспитанником личностно-значимого, художественно-эстетического музыкального образования.

         Особенно плодотворным в музыкальном развитии детей дошкольного возраста признано использование игры на детских музыкальных инструментах. В качестве инновационной деятельности по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста наиболее интересно обучение игре на блокфлейте.

        Блокфлейта – один из инструментов детского оркестра. Роль этого инструмента в музыкальном образовании трудно переоценить. Обучать игре на блокфлейте возможно только со старшего дошкольного возраста из-за анатомо-физиологических особенностей детей. Музицирование на блокфлейте способствует не только развитию музыкально-творческих и общих способностей старших дошкольников, но и укреплению здоровья дошкольников. Работа с блокфлейтой способствует вентиляции легких. Это также дыхательная гимнастика, которая способствует профилактике и укреплению бронхо-легочной системы. Занятия с блокфлейтой способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этим занятиям дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, т.к. ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере. Блокфлейта - звуковысотный инструмент, что позволяет использовать ее самостоятельно, а не в качестве аккомпанемента.

  1. Основное содержание проекта

Знакомство с инструментом

Основная задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно-увлекательной форме. Ребёнок старшего дошкольного возраста в своей учебной деятельности опирается на чувственный опыт и знания, полученные в жизни. Его отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведений.

На начальном этапе обилие стоящих перед ребёнком задач частично отвлекает его от главного – глубокого восприятия музыки и ее осмысленного исполнения. Можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание воспитанника на одних задачах, допуская при этом лишь частичное выполнение других.

Приемы работы преподавателя в области навыков постановки руки, правильного дыхания большей частью направлены на активизацию подражательных реакций ребенка, характерных для детей этого возраста. Учитывая желание ребенка скорее исполнить “настоящую музыку”, на занятиях широко используется ансамбль, состоящий из воспитанников и педагога. Ансамблевая игра помогает развитию чувства метроритма и полифонического слышания.

Этапы обучения игре на блокфлейте

Обучение игре на флейте осуществляется поэтапно:
– подготовительный;
– обучающий;
– оркестр, театрализация. 
В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на блокфлейте:
- дети узнают, как правильно пользоваться инструментом;
- как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения;

-дети знакомятся с правилами певческого дыхания;
- учатся исполнять красивым и напевным звуком;

- учатся объяснять элементарные понятия теории музыки;
- формируются умения подбирать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.
Обучающий этап начинается с «рабочих песен» - сначала однозвучных и двухзвучных, потом трех и четырехзвучие, пятизвучие. На данном этапе учим упражнения, гаммы. Успехом должно служить четкость в объяснениях и подаче упражнения, что особенно важно в групповых занятиях, где успехи каждого сильно зависят от слаженной работы всего ансамбля. Импровизация вырастает из фантазии воспитанника, и поэтому, все упражнения должны подготавливать к импровизации, к творчеству. Пока дети недостаточно освоили игру на блокфлейте, проводим упражнение по импровизации только на тех мелодиях, на которых они играют без затруднений. Дети с удовольствием придумывают на флейте свою мелодию, используя знакомые ноты и приемы звукоизвлечения. Таким образом, придумывая спонтанные звуковые композиции, у детей развивается фантазия, воображение, изобретательность в игре звуками, тембрами, ритмами. Импровизация строится диалогом между одним ребенком с другим, или между ребенком и воспитателем. Извлекая ранее выученные звуки (ноты) и проигрывая их в различной ритмической и мелодической последовательности, ребенок получает самостоятельно придуманную музыку (мелодию), показывает, играет ее на своей флейте, остальные повторяют приемом «эхо». Пусть эта песенка будет не сложная, но это собственное сочинение, и его повторяют все. Так вырастают самостоятельные формы.
Заключительный  этап. Заключительным этапом детской творческой деятельности являются оркестр, театрализация, концерт на основе усвоенного материала. Их педагогическая ценность в том, что дети, увлекаясь общей идеей, сплачиваются, помогают друг другу, в результате чего создается благоприятный микроклимат в группе. Все способы работы с материалом в конце занятия собираются в композицию, включающую движение, речь и пение, оркестровку - подразумевающую элементы театрализации.

Техника и приемы игры на блокфлейте

Звукоизвлечение

С первых занятий следует заострить внимание детей на звучании инструмента (на правильном звукоизвлечении, выразительности исполнения, прививать культуру звука). Хорошее качество звука на инструменте определяется чистой интонацией, динамическим разноообразием, тембровой окраской, необходимой продолжительностью.

Для того, чтобы воспроизвести звук на блокфлейте, следует поместить мундштук между губами, чуть подтянув их внутрь не касаясь зубами. После того, набрав дыхание, кончиком языка нужно прикоснуться к внутренней стороне зубов верхней челюсти и со слогом «ту» или «та» быстро оттолкнуть от них язык, открыв, таким образом, путь для проникновения струи воздуха в инструмент. Начала звука (атака) производится аккуратно и точно. Звук должен быть чистым, без шипа и призвуков. Требование красивого и певучего тона, выразительной напевности при исполнении мелодий, осмысленной фразировки составляет заботу педагога, начиная с самых первых ступеней воспитания музыканта и в течение всего времени обучения.

Напевая песни со словами, дети легче запоминают напев, и охотнее занимаются в первый период знакомства с инструментом. Благодаря этому методу ребенок учится «петь» на инструменте.

Постановка исполнительского дыхания        

Правильная постановка дыхания будет способствовать развитию легких, грудной клетки и дыхательных мышц. Неправильная постановка не только мешает развитию этих мышц, но и отрицательно влияет на весь организм.

Вначале обучения ученику часто не хватает воздуха, так как их исполнительское дыхание еще не развито, воздух расходуется неэкономно. Следует постепенно и бережно работать над развитием исполнительского дыхания, используя упражнение «длинные звуки», исполняя пьесы медленного характера.

От дыхания зависит качество звука, динамическая сторона исполнения, верное звучание инструмента. Слишком сильный напор делает звуки выше, слишком слабый - ниже.

Моменты вдоха не должны быть случайными, с помощью дыхания отделяется одна от другой музыкальные фразы. Надо стараться распределить дыхание на всю музыкальную фразу, не допуская при этом полного иссякания воздуха в легких. Поэтому в начале работы над произведением педагог должен указать, где следует брать дыхание, привлекая к этой работе ученика.

Занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить дополнительный запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Главная задача дыхательной гимнастики – выработать у ребенка интенсивный выдох достаточной продолжительности.

Система дыхательных упражнений направлена на развитие дыхательного аппарата, его гибкости и эластичности: увеличение объема легких путем тренировки речевого и голосового аппарата, в сочетании с соответствующими движениями. Например, упражнения «Свеча», «Мыльный пузырь», «Перо» с реальными предметами помогают осознать процесс мягкого, осторожного выдоха, учатся управлять силой дыхания (подуй на свечу так, чтоб пламя колебалось, но не гасло). Используются и другие дыхательные упражнения. Игру на блокфлейте также можно назвать дыхательной гимнастикой и потому она оказывает аналогичное действие:

  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Способствует быстрому завершению любых воспалительных процессов;
  • Повышает устойчивость организма к неблагоприятным условиям;
  • Восстанавливает нормальную работу лимфатической системы;
  • Налаживает функционирование сердечной и кровеносной систем.

Работа над ритмом

Ритмические упражнения являются основой на каждом занятии и позволяют развивать познавательную активность дошкольников, творческую самостоятельность. Каждое упражнение помогает ощутить в себе ритм и делать это ощущение естественным проявлением. Работа над ритмом включает в себя: игры с хлопками, «звучащие жесты»; музыкальные движения (шаги, бег, подскоки, кружение, «змейка», «эхо»; и т.д.).

Работа над дыханием и ритмом являются основой в игре на блокфлейте. Прием «Эхо», педагог или ребенок играет, все повторяют. В диалоге (педагог – ребенок, ребенок – ребенок), каждый придумывает свою ритмическую импровизацию на этом звуке.

Большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике и артикуляционным играм, которые способствуют выработке навыков произвольного управления лицевой мускулатурой, а также для укрепления произношения гласных и согласных звуков.

Постановка пальцевого аппарата

При правильной, естественной постановке пальцев, кистей и рук напряжение снимается. Ребенку должно быть удобно держать инструмент. Пальцы следует располагать так, чтобы они свободно опускались на звуковые отверстия: мизинцы обеих рук, в слегка закругленном положении, располагаются над лицевой частью блокфлейты. Неверно опускать мизинцы, подгибая их под ствол инструмента. Отверстия следует плотно закрывать подушечками пальцев, но не напряженно.

При исполнении звуков, требующих частичного закрытия отверстия большим пальцем левой руки, кисть не должна менять своего положения.  Следует следить, чтобы не создавалось напряжение. Голову нужно держать ровно, локти обеих рук приподнятыми на некотором расстоянии от грудной клетки.

Следует добиваться естественного положения, свободы и непринужденности во всем теле, нужно избегать напряженности в мышцах ног, рук, шеи, лица. Пальчиковые игры – применяются для подготовки пальцев к игре на блокфлейте. Для их проведения используются скороговорки, детские стихи, потешки: «Жук», «Курочка чернопестра», «Плавают утята» и др. Прежде, чем начать играть на флейте, нужно подготовить пальцы. Складываем большой и указательный пальцы, наподобие клюва курочки, и «разговариваем» клювиком «Жук, жук не жужжи».

Музыкальные понятия и термины

Работа с блокфлейтой включает в себя элементарные музыкальные понятия и термины и практическое выполнение в игровых ситуациях, т.к. именно в игре происходит непроизвольное запоминание теоретического материала. Введение в самостоятельный разбор  музыкального произведения в игровой форме как: распознавание нот в нотоносце, длительности звучания нот, ритмический рисунок (прохлопывание).

Методы и приемы обучения

Практические методы: игра, как ведущий метод в овладении приемами инструментальной игры; упражнение – дидактическая форма, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных и здоровьесберегающих задач в коллективной и индивидуальной деятельности; моделирование – процесс создания элементарных ритмических, мелодических, графических, звуковых и двигательных моделей в групповом и индивидуальном решении. 

Словесные методы: рассказ, беседа, направленные на совершенствование речевых, коммуникативных умений детей. 

Наглядные методы – наблюдение, применение ритмических и графических схем, пиктограмм и др. дидактического материала.  Элементы музыкотерапии, сказкотерапии. Форма проведения занятий – коллективная, индивидуальная.

Новизна проекта заключается в том, что разработана технология обучения детей дошкольного возраста игре на блокфлейте и актуальность обусловлена отсутствием программ по данной тем е.

Используемые в проекте ключевые понятия были почерпнуты из методик различных педагогов, но есть несколько понятий, которые подходят только к данному проекту:

  1. Обучаться могут все желающие дети, без учета музыкальных данных.
  2. Ребенок может начать обучение в любом возрасте.
  3. Ребенок даже со средними способностями может достигнуть определенных результатов в обучении игре на блокфлейте. Индивидуальный подход педагога в выборе произведений на разучивание помогает ребенку повысить исполнительский уровень за минимальный срок.

Методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. Кабинет для проведения индивидуальных и групповых занятий.
  2. Музыкальные инструменты: индивидуальная блокфлейта у каждого обучающегося.
  3. Нотная литература для начальной ступени обучения.
  4. Методические разработки и рекомендации от преподавателей.

В конце года ребенок должен освоить правильную осанку и постановку рук при игре на музыкальном инструменте блокфлейта, иметь начальные знания музыкальной грамоты, чтения нот с листа и показать начальные навыки владения инструментом.

Результаты проектной работы

  • Навыки игры на блокфлейте. Правильное дыхание. Постановка корпуса и рук. Умеют ухаживать за инструментом.
  • Исполняют простые мелодии и песенки в пределах 1 и 2 октавы.
  • Умеют классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные и короткие. Знают простейшие штрихи (стаккато, легато), длительности нот, понятие паузы и размера.
  • Имеют опыт самостоятельного музицирования. Придумывают собственные простейшие мелодии импровизируют звуки природы.
  • Умеют играть сольно и в ансамбле. Навыки выступления перед публикой. Сценическая культура.
  • Участвовали в мероприятиях и конкурсах.

Форма подведения итогов реализации проекта – выступление на концертах, участие в различных конкурсах. У нас есть немалые успехи: Лауреаты 3 степени в городском конкурсе «Весенняя капель», Лауреаты 1 степени в Международном конкурсе фестивале «Бриллиантовые нотки».

  1. Заключение

Занятие на блокфлейте даёт детям творческий толчок к реализации своих возможностей, способностей, улучшение здоровья, сотворчество со сверстниками и взрослым, к раскрытию таланта, открывает дорогу к более профессиональным занятиям в мире музыки. Игра на блокфлейте помогает развивать музыкальные способности детей: динамический слух, чувство ритма, музыкальную память, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении. Многие ребята пытаются подбирать мелодию на слух. Бесспорна и воспитательная функция ансамблевой игры, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность, правильное исполнения своей партии, собранность, сосредоточенность. Ансамбль объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Дети занимающиеся постоянно на блокфлейте стали реже болеть, улучшилось произношение некоторых звуков. Дети с радостью занимаются на блокфлейте, не забывая заниматься и дома. На занятиях постепенно увеличивался объем работы, как следствие повышалось внимание и хорошая работоспособность детей, усиливалось стремление к творческой активности. Ребята ждали новых интересных заданий, сами проявляли инициативу в их поиске. Улучшился общий психологический климат на занятиях: дети не боялись ошибок, помогали друг другу, с удовольствием участвовали в различных мероприятиях. Таким образом можно сделать вывод, что игра на блокфлейте благотворно влияет на организм в целом, развивает музыкальные способности, эстетическое удовлетворение, а так же повышает самооценку ребенка.  В конце года наш проект был с успехом одобрен в Детской школе искусств №2 города Якутск для дальнейшей работы по преемственности в виде «Виртуальной школы».

  1. Литература
  1. Л.В. Виноградов. Развитие музыкальных способностей у дошкольников: Речь, Образовательные проекты, Москва, 2009.
  2. И. Пушечников. Школа игры на блокфлейте https://sinaya-ptica.tomsk.ru/files/img/pedagogy/Pashkov/for_children/shkola_igri_pushechnikov.pdf
  3. Н. Платонов. Школа игры на флейте, Москва, 1986.
  4. Н. Платонов. Методика обучения на флейте, Москва, 1989.

  1. Приложение к проекту

Содержание программы

Тема

Программное содержание

1-2

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности, знакомство с интсрументом, его устройством, правилами ухода за ним.

3-6

Постановка дыхания. Изучение аппликатуры на блокфлейте.

Теория: основные принципы исполнительского дыхания на блокфлейте. Практика: специальные упражнения для развития активного вдоха и продолжительного выдоха. Дыхательные упражнения, игры.

7-9

Изучение аппликатуры на блокфлейте.

Освоение рациональной постановки рук, головы.

10-15

Освоение исполнения основных штрихов на блокфлейте.

Теория: методы артикуляции. Практика: упражнения на различные виды атаки, исполняемые на одном звуке. Обучение игре различными штрихами.

16-30

Работа над произведениями.

Теория: простые пьесы, чтение с листа, разбор нотных знаков и обозначений. Практика: игра пьес как сольно, так и с аккомпонементом.

31-46

Работа над учебным материалом.

Исполнение гамм, этюдов и разнохарактерных пьес. Работа над различными видами исполнительской техники.

47-50

Основы музыкальной грамоты.

Теория: освоение нотной записи, длительностей; освоение простейших размеров, пауз, нюансов; изучение флейтового диапазона. Практика: знакомство с различными жанрами произведений.

51-53

Ансамбль.

Развитие навыков чтения с листа, работа над интонацией, игра в ансамбле.

54-60

Репетиции, участие в концертах и конкурсах.

Навыки выступлений на сцене. Участие в концертах.

Игры для чувства ритма:

1.Ритмическая игра «капли»

Капля раз, капля два, Дети хлопают по коленям целыми длительностями

Капли медленно сперва. Хлопают в ладоши половинными.

Потом стали поспевать, Ударяют пальцами по ладони другой руки 

Капля каплю догонять, четвертными.

2. Игра «Большие и маленькие капельки» (развивать чувства темпа и ритма). Взрослый сообщает ребенку что пошел дождь. для наглядности можно включить соответсвующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд. Как стучать большик капли? Кап …..кап …..кап.

Как стучать маленькие капли кап-кап-кап-кап-кап. (Быстро)задача ребенка повторить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.  

3. Двигательные упражнения «прогулка в лес»

 В лес отправимся гулять, Дети маршируют

 Будем весело шагать.

 По тропиночке пойдем

 Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками»

 На носочки встали

 И к лесу побежали. Бегут на носках

 Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешаг.через «кочки»

 На кочки мы не наступаем.

 И снова по дорожке

 Мы весело шагаем. Маршируют.

4. Упражнение для развития чувства темпа и ритма

( под детскую польку Жилинского «Танец грибов»).

Логопед

l-я часть музыки («Выросли грибы»).

2-я часть музыки.

Повтор l-й части.

Повтор 2-й части.

Повтор l-й части («Грибы спрятались»).

        Дети

На сильные доли каждого такта по

очереди поднимаются из положения на

корточках.

Кружатся топающим шагом

Взявшись за руки «лодочкой»,

покачиваются, преступая с ноги на

ногу.

Прижимаются спинами друг дpyгy,

руки опущены вниз и сцеплены,

кружатся топающим шагом.

На сильные доли каждого такта

садятся на корточки.

5. Упражнение «Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей). Под музыку ребенок бегает, изображая движения какого нибудь животного. Как только музыка останавливается, ребенок должен замереть, приняв позу, передающего образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя ребенок изобразил.  

6. Ритмическая игра «Тук - тук» (развитие Чувства ритма движений и речи)

Тук, тук, туки-тук, (отхлопывают ритм, проговаривая слова)

Туки-туки-туки-тук.

Туки-тук, Туки-тук.

Туки-тук, тук, тук.

Туки-туки, тук, тук.

Тук, туки, туки, тук.

7. игра «Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый прохлопывает несложный ритм (например 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр».Когда задание станет получатся без ошибок, ритм уже не охлопывается, а играется на музыкальном инструменте.

Двигательные упражнения

Педагог

По узенькой дорожке  Ходят по кругу друг за другом,

 Шагают наши ножки, высоко поднимая ноги.

 По камешкам, по камешкам, Делают поскоки с ноги на ногу в медленном темпе.

И в ямку... бух! Усаживаются на пол на послед- (Русская народная потешка) нем слове. Далее дети, сидя на полу и вытянув вперед ноги, повторяют упражнение пальчиками, «шагая» ими в ритме потешки по ноге от бедра к колену. На последнее слово ребята хлопают ладонями по коленям.

Упражнение на развитие мимических движений 

«Тучка улыбается и сердится» Исполняется песня Г. Вихаревой «Тучка» [4]. Педагог показывает две иллюстрации, изображающие сердитую и веселую тучки. Под грустную музыку дети показывают мимикой, как тучка хмурится, под веселую — как она радуется. Педагог (выкладывает на фланелеграфе тучки большую и маленькую)

 Лежит на небе туча, вздыхает и ворчит,

А маленькая тучка копытцами стучит.

По луже, по дорожке, по зонтику груздя

Стучит, как олененок, копытцами дождя. (Т. Белозеров)

 Из большой тучи падают большие капли. Кто хочет их нам показать? Один ребенок выкладывает на фланелеграфе большие капли, падающие из большой тучи. Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап... Дети проговаривают, хлопая ладошками по коленям. А из маленькой тучки капают маленькие дождинки. Кто хочет их выложить? Другой ребенок выкладывает маленькие капельки, бегущие из маленькой тучки. Как эти капельки льются — медленно или быстро? Конечно, быстро. Вот как они стучат — капа-капа-капа... Ребята проговаривают ритмослоги, ударяя указательным пальчиком одной руки по ладошке другой. Плакали тучки, капали тучки. А что же появилось на земле? Да, ребятки, на земле появились лужи. (Выкладывает на полу большие и маленькие лужи.)

Игра для развития мимических движений «Солнышко» 

Дети передают выражение лица солнышка, изображенного на картинках (смеющегося, сердитого, грустного, испуганного, улыбающегося, плачущего и т.д.). Педагог предлагает детям развеселить солнышко, и спеть ей песенку.

Дыхательные упражнения:

  1. Шарик

Покатился Катин мяч,

Не догнать его, хоть плач.

Катя мчится по дорожке

Вместе с Муркой, белой кошкой.

Предложите ребенку присесть перед столиком так, чтобы теннисный шарик, лежащий на столе, оказался на уровне его губ. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на шарик, вытянув губы «трубочкой», чтобы шарик покатился по столу.  

  1. Паровозик

Разноцветный паровозик

В детский сад игрушки возит.

Машинист свистит в свисток,

Поезд мчится на восток.

Покажите ребенку, как можно свистеть с помощью пластиковой бутылочки. Пусть прижмет горлышко бутылочки к вытянутой «трубочкой» губам, держа бутылочку строго вертикально, и дует в нее. Должен раздаться свист. Следите за тем, чтобы ребенок не раздувал щеки и не поднимал плечи.

 «Ветер» 

Педагог

А ветер щеки толстые Дети делают глубокий вдох, 

Надул, надул, надул надувают щеки и с силой вы

И на деревья пестрые пускают воздух через сомкнутые губы.

Подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой, Подняв руки вверх, качаются из

Облетел весь лист цветной. стороны в сторону, постепенно Как обидно, как               Листьев нет — лишь ветки видно. обидно, приседая и опуская руки.

Дети выкладывают на полу дорожку из листьев, чередуя их по цвету — желтый, красный... Холодно стало, засобирались в дорогу перелетные птицы. Птицы в лесу: шуг-шуг, Улетают с севера на юг. (Русская народная приговорка).

Упражнения для развития речевого дыхания

“Под звуки музыки”

Цель: вырабатывать длительную и короткую направленную воздушную струю.

Детям на носах приклеивают пластырь, ленточку, бумагу. Воспитатель играет на музыкальном инсрументе, например флейте. Если он делает длинный звук, то дети должны подуть сильно, а если услшат короткий звук, то делают короткий выдох. Тем самым мы подготавливаем речевое дыхание,  слух и темп.

«Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

 «Подуть через трубочку».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.
 
«Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 «Сдуть снежинку».
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

 «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Вырастим большими».
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

«Дровосек».
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

«Гуси шипят».
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Косарь».
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

«Пилим дрова».
Упражнение выполняется парами.
Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе

«Паровоз».
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.

«Надуй шар».
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

«Спускай воздух».
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

«Подуй на свечку».
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза. 

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Также детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол 

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне 

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад 

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки 

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер 

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

 «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

 «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

 «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

           «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух

 «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

 «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

 «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

             «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу»

 «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

 «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

 «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

 «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

 «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

 «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 р

 «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

 «Боевой клич индейцев» 

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

 «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»

Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада....

Педагогическая мастерская по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.

laquo;Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»...

Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.

Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....

«Методы и приемы используемые при обучения игре на металлофоне детей дошкольного возраста в ДОУ.

laquo;Методы и приемы используемые при обучения игре на металлофоне детей дошкольного возраста в ДОУ....

Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»

Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Упражнения должны быть разнообразными, инт...

Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста.

Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шашки - игровые ситуации для дошкольников»....