Проект "Погдвижные игры русского народа"
проект по музыке (старшая группа)

Камаристова Елена Васильевна

Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.

Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.

В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка таких качеств как: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.



Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки. Используя в своей практике дошкольного воспитания русские народные подвижные игры, таким образом, я закрепляю знания детей о народных традициях. В педагогическом отношении народные игры имеют большую ценность, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, укрепляют ребёнка физически, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. С целью приобщения детей к народной культуре был разработан этот проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podvizhnye_igry_russkogo_naroda.docx24.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подвижные игры русского народа

Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.

Объект: дети старшей и подготовительной групп.

Формы реализации: беседы, просмотр видеоматериалов и иллюстраций, разучивание игр и народных напевов, статьи для родителей и воспитателей, развлечение «Подвижные игры русского народа».

Сроки реализации: март, апрель, май, июнь.

        Жизнь русских людей всегда состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Отличительной чертой будничной жизни была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, степенность разговора, замкнутость досуга в пределах своего маленького мира.

Будням противопоставлен праздник – время отдыха, веселья, радости, время, когда люди ощущали себя частью единого общества. В прошлом  в России было около 150 праздничных дней в году. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми праздниками, так как они начинались в декабре, когда солнце «поворачивалось на лето», и продолжались весь год, заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были святки, масленица, Ивана-купальские празднества. А так же праздники уборки урожая и природно-астрономические: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Наряду с древними земледельческими праздниками в русском быту было много праздников православной церкви, они стали устанавливаться в конце 10 века, после принятия на Руси Христианства. Постепенно древние обряды влились в христианские праздники, обогатив их событиями природы.

Отношение русских людей к праздникам было серьезным. Они считали их совершенно необходимыми в жизни человека. «Мы целый год трудимся для праздника», «Хоть все заложи, но масленицу проводи», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба». Не маловажно, что праздники с их весельем, плясками и играми, позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности передать свое умение, заслужить уважение. На праздниках играли все – и стар, и мал. Специально для игр делали атрибуты.

План реализации.

Март.

  1. Создание картотеки игр.
  2. Беседа о праздниках на Руси.
  3. Игра «Горелки», «Кошки - мышки».
  4. Игра «Вейся, вейся, капустка», «Змейка».

Апрель.

СКРУТКА

Берем веревку длинной 1.5 – 2 метра, на середине завязываем бант, а к краям веревки привязываем палочки 25 – 30 сантиметров. Скрутка готова. Два ребенка по сигналу начинают наматывать веревку на палочки.

        Кто скорее прибежит в домик – волк или Красная Шапочка?

        Чья птичка быстрее прилетит в гнездышко? И т.д.

ГОРЕЛКИ

По считалке выбирается водящий. Игроки поют песенку, а водящий ходит по кругу, помахивая платочком.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят»

        С концом песни останавливается  между двумя играющими. Они по счету «1, 2 не воронь, беги как огонь» и по отмашке ведущего бегут по кругу в разные стороны, стараясь первым прибежать и взять платочек из рук ведущего.

РУЧЕЕК

Выбирать себе пару можно любую. За исключением последней. Игроки стоят парами друг за другом, подняв вверх руки, образуя воротики. Водящий выбирает и ведет своего партнера сквозь воротики и встает в конец колонны. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим. Игра проводится под русскую народную музыку в быстром темпе и создается эффект текущего ручейка.

ДРАНКА

Играют сидя или стоя в кругу. Все играющие скандируют:

Дранка, дранка, спой голосянку, кто не вытянет, того за волосы дра-а-а-ать!

Того, кто первый перестал тянуть слово «драть» дерут за волосы (не сильно!)

КОЛЕЧКО

Играющие держат руки на коленях «лодочкой». Один выбранный стоит и наблюдает, другой ведущий обходит сидящих, и якобы каждому кладет в руки колечко, на самом деле оставляя его у кого-то одного. Все в это время поют:

А я перстень свой хороню, хороню.

Я у батюшки в терему, в терему.

Гадай, гадай, девица, отгадывай красная.

Во чьей руке былица, змеиная крылица.

По окончании песни наблюдатель должен угадать у кого кольцо. Если отгадал, меняется с ведущим местами.

МАЛЬЧИШЕСКИЕ ЗАБАВЫ

На полу отмечается узкая полоса, чтобы поместились только ступни ног. Играющие пытаются вытолкнуть друг друга маленькими подушками перемещаясь только по полосе. Кто заступил – тот и проиграл.

ЦАПКИ

По считалке выбирается водящий. Он вместе со всеми садится в круг небольшого стола и начинает говорить скороговорку:

Ехал грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - ЦАП!

В ритме скороговорки все бьют одной рукой по столу. В конце водящий должен ударить кого-то по руке.

НА ГОРЕ СТОЯЛИ ЗАЙЦЫ

Взрослый держит одну руку ладонью вниз (рука упругая, пальцы вытянуты). Ребенок указательным пальцем упирается в ладонь. Взрослый говорит:

На горе стояли зайцы и кричали: прячьте пальцы!

Затем резко сжимает руку в кулак, стараясь поймать пальчик ребенка, а тот должен вовремя отдернуть руку.

ХОЛОДНО – ГОРЯЧО

Играют вдвоем. Первый держит руки ладонями кверху. Другой на слова: «Холодно, холодно, холодно!» подбивает его руки снизу. На слова: «Горячо, горячо, горячо!» тот. Кто подбивал, должен осалить ладони сверху, а первый, в свою очередь, должен успеть быстро убрать руки.

МОЛЧАНКА

Выбирается водящий, запевается песня:

Мы набрали в рот воды, и сказали всем: «Замри!»,

А кто первый отомрет, тот получит шишку в лоб!

После песни водящий начинает всех смешить. Кто первым засмеется, получает легонько по лбу.

ДЕДУШКА – САПОЖНИК

        Выбирается ведущий, ему завязывают глаза. Все остальные встают вокруг него, начинается диалог:

-Дедушка – сапожник. Сшей мне сапоги.

- Погодите, деточки, потерял очки.

- Дедушка – сапожник, сколько с нас возьмешь?

- Три рубля с полтиной, пятачок и грош.

- Дедушка – сапожник, ты с ума сошел!

- Погодите, детушки, я очки нашел!

        «Сапожник» с завязанными глазами ловит детей. Затем на ощупь отгадывает того, кого поймал.

РИМБИМБУЛЯ

Густой лес, ---------------------------взъерошить волосы.

Чисто поле, -------------------------- провести ладошкой по лбу.

Две тополи, -------------------------пальцами по бровям.

Два окна, ----------------------------по глазам.

Две подушки, ----------------------похлопать по щекам,

Римбимбуля. ----------------------дотронуться до носа.

Лепетуля, ---------------------------дотронуться до рта.

Точка! --------------------------------указательным пальцем слегка надавить на подбородок.

ОСЕНЬ НЕ БРАНИТЕ

        Ведущий стоит в кругу. Дети идут по кругу и поют, затем останавливаются и выполняют движения. В конце ведущий (Осень) ловит детей.

Пышки, лепешки, -----------------------------------пекут пирожки.

Свиные ножки,----------------------------------------хлопают ладошками по бедрам.

На печи сидели,----------------------------------------пружинка.

На нас глядели,-----------------------------------------смотрят в одну, затем в другую стороны (ладошки козырьком).

В кошель полетели.------------------------------------ведущий взмахивает руками и догоняет детей.

ВЬЮ, ВЬЮ, ВЬЮ КАПУСТОЧКУ

(записано в Калужской области)

Все встают в цепочку, взявшись за руки. Поют.

Завивайсе, капустка,

Завивайсе белая,

Не тебя ли, капустка, топорами рубили,

У кадушках солили.

 Заводящий медленно и чинно закручивает по спирали цепочку под песню вокруг последнего. Который стоит неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитки вокруг клубка, обвиваются вокруг него. Последний же, как только «клубок» закрутился, выбирается из середины под руками стоящих и выводит всех за собой.

«Развивайся, капустка, развивайся белая…»

ДУДАРЬ

(записано в Новосибирской области)

        Выбирают «дударя», ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню все спрашивают:

Дударь, дударь, что болит?

- Рука. (Нога, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.п.)

        Все находящиеся в хороводе берутся за больное место соседа и с песней опять идут по кругу. В очередной раз у «дударя» спрашивают:

- Что болит?

- Здоров! Вас ловлю! (и догоняет играющих.)

СИДИ, СИДИ, ЯША

Сиди, сиди, Яша, под ракитовым кустом.

Грызи, грызи, Яша, орешки каленые,

С моря привезенные!

Чок, чок, пятачок.

Вставай, Яша, казачок!

Где твоя невеста,

И как ее зовут,

И откуда привезут?

        Дети встают в хоровод, водящему мальчику завязывают глаза и усаживают на корточки в центре круга. Дети ходят по кругу и поют песню.  На слова «Чок, чок…» все останавливаются и хлопают в ладоши. «Яша встает и начинает кружиться на месте. Глаза у него завязаны. С концом песни он подходит к кому-нибудь из хоровода и пытается угадать кто это.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Двое ведущих стоят, подняв сцепленные руки. Остальные играющие взявшись за руки, под пение проходят в «воротики».

В золотые ворота проходите, господа.

Первой мать прошла, всех детей провела.

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Хлеб, соль, вода. Закрываем ворота!

        На последнее слово «воротики» закрываются. Кого поймали, встает в круг с ведущими. Игра начинается сначала.

ЛЮБ  ЛИ СОСЕД

        Выбирается ведущий. Остальные садятся кругом. Ведущий подходит к каждому из сидящих и по очереди спрашивает: «Люб ли сосед?», и показывает на того, кто сидит рядом с ним. Если скажет: «Не люб», то его спрашивают: «А кого тебе надо подать?» он называет кого-либо из сидящих в кругу. Названный встает и садится на место того, кто «не люб», а тот переходит на его место, и так играют, пока все не рассядутся с теми. С кем хотелось бы сидеть. Ведущий может переназначаться.

КУЛИЧ

(русская народная мелодия «Ах, вы, сени»)

Водящий сидит на корточках в кругу. Остальные дети идут в круг, взявшись за руки и выполняют круговые движения, как будто «месят тесто» приговаривая: «Месим, месим тесто» - 3 раза. Затем идут по кругу и поют:

Печка русская, печка чудная,

Печка русская, не подведи меня.

Ты пеки, пеки, пеки, пеки -      «пекут пирожки»

Мы ж раздуем угольки,

Фу, фу, фу, фу. -                             идут в круг и раздувают «угольки».

Пых, пых, пых, пых. -                   отходят назад, а кулич встает и пляшет

Кулич: обруч обтягивают материей и расписывают под кулич. Ребенок надевает на себя и держит над головой.

ВСЕМ НАМ ВЕСЕЛО ЖИВЕТСЯ

Слова к игре: Всем нам весело живется
Мы в ладоши хлопаем
Хлоп – 4 раза
Я беру себя за лоб ( колено, любые части тела)










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.

     I.            Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...

День Здоровья. Подвижные игры русского народа.

Сценарий праздника с родителями....

Тема: «Песни, танцы и игры русского народа».

Аллакский детский сад, филиал муниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 189 «Солнышко»...