Интегрированное занятие "Музыкальная страна"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Савина Светлана Анатольевна

Ознакомление дошкольников с нотной грамотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_strana.docx32.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Музыкальная страна»

Вид занятия: интегрированное (познание, музыка, театр)

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания детей о нотной грамоте, формировать словарь музыкальных терминов;
  • закрепить знания детей об особенностях зимней природы

Развивающие:

  • совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать умение координировать речь с движением;
  • развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки музицирования в оркестре, чувство ритма;
  • развивать зрительное восприятие, память и мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции;
  • воспитывать интерес и восприимчивость к музыкальным произведениям;

Использование современных технологий

  • приёмы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Пианист»);
  • информационно-компьютерные технологии (слайдовая презентация «Зимний лес»);

Оборудование и средства

музыкальный центр, диски;

  • звуковое письмо;
  • 7 нот с заданиями;
  • дидактическое пособие «Домик»;
  • слайдовая презентация «Зима»;
  • набор детских музыкальных инструментов;
  • дидактическое пособие «Клавиатура»;
  • шапочки с изображением нот и скрипичного ключа;
  • сугроб, елочка, снежинка, перчатка;
  • оценочное панно: нотки желтого и синего цвета;

Предварительная работа

  • знакомство с нотной грамотой;
  • разучивание песни «Русская зима» Л. Олифирова;
  • разучивание ритмических движений к танцу «Шел по лесу музыкант» С. Суэтов;

Взаимосвязь целей данного занятия с целями других занятий и направленность целей на практическую деятельность воспитанников

Содержание образования

Содержание обучающих, развивающих, воспитательных задач при осуществлении ОД соответствует задачам раздела «Музыка» и построено с учётом принципа интеграции разделов «Познание», «Речевое развитие», «Социализация», «Здоровье».

ОД является логически выстроенной, т.к. все компоненты занятия (три этапа) взаимосвязаны и направлены на решение ведущей цели: формирование музыкальных и творческих способностей детей через музыкально-игровую деятельность.

Научность данного материала заключается в том, что процесс формирования музыкально-творческих способностей детей опирается на фундаментальные принципы музыкального образования: доступность, последовательность, учет индивидуальных музыкальных способностей, гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей с опорой на национальную и мировую культуру. Содержание задач соответствует познавательным и музыкальным возможностям воспитанников, уровню сформированности возрастных психических функций.

Этапы занятий

1. Организационный

Создание эмоционально-положительного настроя у детей, формирование интереса и желания к выполнению игровых заданий.

2. Основной

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

3. Заключительный

Подведение итогов, оценка деятельности детей.

Методы и приемы:

Словесные:

  • беседа;
  • загадывание загадки;
  • вопросы к детям;
  • объяснение, поощрение, похвала;
  • оценка деятельности каждого ребенка;

Наглядные:

  • рассматривание дидактического пособия «Домик»;
  • просмотр слайдовой презентации «Зима»;
  • рассматривание картинок «Ноты», «Скрипичный ключ», «Клавиатура»;

Практические:

  • речевое упражнение «Приветствие»;
  • речевая гимнастика «Зимний лес был полон звуков»;
  • дыхательное упражнение «Холодный ветер, «Греем ручки»;
  • прослушивание музыкального произведения «Январь» П.И.Чайковского;
  • пальчиковая гимнастика «Пианист»;
  • игра на музыкальных инструментах «Зимнее рондо»;
  • музыкально-ритмические движения «Шел по лесу музыкант»;
  • пение «Русская зима» Л. Олифирова (речь с движением);

Аппарат для оценивания представлен положительной индивидуально-дифференцированной оценкой педагога деятельности каждого воспитанника с вручением «подарка-сюрприза»: шапочки с изображением нот и скрипичного ключа. Педагог подчеркивает особую значимость ответов детей, положительно оценивает достижения каждого ребенка на занятии.

Целесообразность и характер постановки домашнего задания заключается в продолжение работы по данной теме в режимных моментах в детском саду: проведение игры малой подвижности «Веселые нотки»;

Примечание: домашнее задание в детском саду носит условный характер.

Организационный этап

Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом.

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я снова рада встрече с вами в этом зале. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - приветливым лицам!»

Муз. руководитель: Сегодня я получила звуковое письмо, как вы думаете, от кого оно может быть? (ответы детей). Думаю, надо прослушать его. (Прослушивание записи).

Письмо: «Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я – Король Музыкальной страны. В моем королевстве произошло чрезвычайное происшествие: жители музыкальной страны развеселились, расшумелись, и спрятались от меня. А ведь без них нет музыки! В королевстве стало грустно. Нам нужна ваша помощь! Помогите найти и вернуть их – пусть музыка радует всех в королевстве!

Ваш друг – Король Скрипичный Ключ»

Муз. руководитель: Вот это новость! Что же нам делать? (ответы детей). Я согласна, надо помочь Королю найти жителей Музыкальной страны!

Основной этап

Муз. руководитель: Ребята, а вы знаете жителей музыкальной страны? (ответы и рассуждения детей). Отгадайте о них загадку:

Загадывание загадки:

На листочке, на страничке –

То ли точки, толи птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки (ответы детей)

Муз. руководитель: Верно, это ноты. Семь всего лишь нот на свете:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти,

Хорошенько разучи

Ноты живут в домиках так же, как люди. Но у нот дом необыкновенный, он волшебный, музыкальный. Давайте посмотрим, может ноты в домике?

Задание по дидактическому пособию «Домик»

Чтобы в домик нам попасть,

Нужно ключик отыскать.

Завитой, красивый знак

Это ключ отличный,

Это ключ – Скрипичный (показ скрипичного ключа)

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали – нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Мы расставим по местам.

Где же наши нотки-крошки?

Мы поищем их немножко,

Разбежались кто куда

Мы пойдем искать их?

Дети: Да!

Муз. руководитель: Ребята, нам нужно собрать все семь нот, выполнить семь заданий, чтобы в Музыкальной стране снова зазвучали звуки и музыка. Путешествие будет непростым, интересным.

Воспитатель: В лес дремучий, сказочный

Надо путь держать.

Вы готовы к трудностям? Что ж… (идем искать)

Давайте возьмемся за руки и пойдем искать первую нотку.

Речевая гимнастика

«Зимний лес был полон звуков» Н.В. Нищевой

Муз. руководитель: Звучит шум ветра

Зимний лес был полон звуков:

Кто- то выл – у-у-у-у, а кто мяукал – мяу-мяу-мяу.

Кто-то хрюкал, – хрю-хрю-хрю,

Кто-то топал, – топ-топ-топ.

Кто-то крыльями захлопал, – хлоп-хлоп.

Кто-то ухал, – ух-ух, и кричал – ай-ай,

И глазищами вращал: фр-фр-фр,

Ну, а кто-то тихо-тихо

Тонким голосом молчал: с-с-с!

Муз. руководитель: Ну, вот мы и попали в лес. Смотрите, какая красивая елочка, посмотрите, кто спрятался в ее пушистых веточках (обращает внимание детей на ветки елочки, там они находят первую ноту).

Это первая нота и зовут ее нота «ДО» - самая старшая и мудрая. Для того, чтобы нотка вернулась в свой домик, мы выполним первое задание: дыхательное упражнение. Правильное дыхание – поможет нам научиться мягко и красиво петь.

(1-е задание читают на обратной стороне нотки - «Дыхательное упражнение»).

Упражнение «Холодный ветер»

Почувствуйте холод на своих ладошках.

Словно волшебник – мороз

На окна узоры нанес (дуют на ладошки)

Упражнение «Греем ручки»

Мы погреемся немножко

Согревай свои ладошки (ладошками закрывают рот и дышат)

Воспитатель:

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты, нота ДО?

Муз. руководитель: Здесь, на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Муз. руководитель: Молодцы ребята! Мы с вами помогли первой нотке вернуться домой (Прикрепляют ноту на нотный стан). Отправляемся искать следующую нотку.

Замела пурга белый путь,

Заставляет в снегах потонуть,

Резвый ветер уснул на пути,

Ни проехать в лесу, ни пройти.

Воспитатель: Надевайте лыжи, берите лыжные палки и поехали! Дети едут на лыжах. (Звучит «Детская песенка» А. Моффат).

Муз. руководитель: Смотрите, какой сугроб! Видно кто-то спрятался в нем. (Находят ноту рядом с сугробом). Да ведь это нота «РЕ» - самая добрая и милая, поющая. Если мы для нее споем песенку – то она согласится вернуться домой.

Песня «Русская зима»

Л. Олифирова

Воспитатель: Нота «ре», где ты живешь?

Где ты песенки поешь?

Муз. руководитель: Отгадать сумей-ка:

Под первою линейкой! (Прикрепляют ноту на нотный стан).

Мы собрали только две ноты, а их целых семь. Нам пора продолжить путь, а отправимся мы необычной ходьбой - на пятках.

Вокруг снег лежит да мороз трещит!

Вот снежинки полетели, под ногами захрустели! (скрип и хруст снега под ногами) (Ходьба на пятках).

Воспитатель: А вот и следующая нотка «МИ»- самая серьезная, спряталась в снежинке.

Муз. руководитель: Хотите послушать разговор снежинок с ветром? (ответы детей). Многие композиторы, поэты, живописцы любили зимнее время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски. И сочиняли музыку, писали картины, стихи. Давайте посмотрим картины зимней природы и познакомимся с музыкальным произведением П.И.Чайковского из цикла «Времена года» - «Февраль». А потом вместе определим характер музыки, какая она? И если ответим правильно, то нотка вернется в свой домик.

Слушание музыки «Февраль» П.Чайковского из цикла «Времена года», просматривание иллюстраций «Зима» (слайдовая презентация)

Муз. руководитель: А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки словами, а снежинка нам поможет, мы будем передавать её друг другу, и делиться своими впечатлениями.

Дети, передавая снежинку, придумывают слова, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Сказочная, хрустальная, звенящая, волшебная)

Муз. руководитель: Нота «Ми» третье место занимает

Нотный стан так обожает!

Ничего милее нет,

Музыкальный шлет привет!

Смотри, запомни и пойми:

На первой строчке - нота «ми»

(Прикрепляют ноту на нотный стан).

Воспитатель: Зимний лес полон сказок и чудес,

Чтоб в снегу не провалиться-

Быстро-быстро мы помчимся (легкий бег под музыку).

Посмотрите, ребята, какая чудесная поляна. Это поляна непростая. Она приготовила нам сюрприз. Чтобы его найти, нам нужно поиграть в интересную музыкальную игру: инструменты нужно взять сказку ими обыграть. А сказку нам расскажет Даша, она очень хорошо умеет рассказывать музыкальные сказки. Сегодня сказка у нас «Зимняя», ее герои -лесные жители и сейчас мы превратимся в лесных жителей.

4- е и 5-е задание Элементарное музицирование

«Зимнее рондо» (Т. Тютюнникова)

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок. Скок, скок, скок. (Ложки)

Санки скрипят, бубенчики звенят. (Бубенчики)

Дятел стучит, (Коробочка), вьюга свистит, (Дудочка)

Белка на ёлке орешки всё грызёт: «Цок-цок» (Кастаньеты)

Рыжая лисичка зайчика стережёт (Маракасы)

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит…(Треугольник)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (Ложки)

С горки «у-ух!» (Металлофон) В ямку «бух!» (Тарелочки)

Приехали!

Воспитатель: Смотрите, на столе появилась коробочка, что в ней? (ответы детей: фасоль). Давайте произнесем это слово по слогам (фа-соль). Какие нотки здесь спрятались: «ФА» и «СОЛЬ». Куда же разместить их в домике?

Музыкальный руководитель: Между первой и второй

«ФА» глядит в окошко.

Между первой и второй

Тесно ей немножко. Самая гордая нота.

На второй линейке «СОЛЬ» - непоседа,

С нотой «Фа» встречается.

Вместе их произнесем -

Слово получается. (Прикрепляют две ноты на нотный стан)

Муз. руководитель: Смотрите, ребята, возле домика – перчатка (в ней нота «ЛЯ»)

-А вы меня заметили?-

Спросила нота «ля»,-

Пою я детям песенки:

Тра-ля-ля-ля-ля!

Нота «ЛЯ» - игривая, почему же она в перчатке? Я, кажется, знаю, что это обозначает. В своем королевстве Скрипичный ключ отвечает за то, чтобы пальчики у музыкантов никогда не болели. И поэтому все музыканты делают специальную гимнастику – пальчиковую (упражнение с использованием дидактического пособия «клавиатура»)

6-е задание Пальчиковая гимнастика

«Пианист» Я. Яртова

Воспитатель: Где живет нотка «ЛЯ»

Муз. руководитель: Между второй и третьей

Нота Ля смотрит, словно из окна

(прикрепляет ноту на нотный стан).

Воспитатель: Где же седьмая нотка?

Муз. руководитель: «Си» – седьмая нота - самая младшая и капризная. Но очень соскучилась и сама вернулась к своим друзьям.

Семь – счастливое число!

Вам, ребята, повезло!

Ровно семь их – семь сестер,

И язык их не хитер!

Глаза мы закрываем, и про себя считаем: раз, два, три, четыре, пять… Музыкантом хочу стать!

7-е задание Танец «Шел по лесу музыкант»

С. Суэтова

Заключительный этап

Муз. руководитель: Вот и все нотки в домике, Король Музыкальной страны благодарит всех за то, что помогли вернуть все нотки: радость и веселье в Королевство. Трудно ли было кому-то выполнять задания? Что понравилось больше всего? С какой ноткой хотелось бы еще встретиться? (ответы детей).

Муз. руководитель: Оцените свою работу, перед вами две нотки, выберите желтую нотку, если вам понравилось на занятии. Если считаете, что надо еще потрудиться, что-то улучшить, то возьмите синюю нотку.

Дети размещают нотки на оценочном панно. Музыкальный руководитель комментирует полученный результат: если есть синие нотки, то интересуется у ребенка причиной данного выбора и принимает положительное решение.

Муз. руководитель: За ваше старание и желание помочь, Король дарит вам музыкальную игру «Веселые нотки»: шапочки с нотками и скрипичным ключом (музыкальный руководитель каждому ребенку вручает шапочку с комментариями, за что ребенок ее получает: за желание помочь жителям музыкальной страны, за хорошее исполнение песни, за веселую игру на музыкальном инструменте, за правильное выполнение пальчиковой гимнастики, за четкость выполнения движений, за выразительное чтение стихотворения, и т.д.).

Муз. руководитель: Поиграть в эту игру вы сможете в группе, выучив слова песенки и правила этой игры.

Домашнее задание: Игра «Веселые нотки» (под веселую музыку дети идут по кругу и по окончании строятся в звукоряд)

Мы по кругу идем-

Звонко песенку поем.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Си-ля соль-фа-ми-ре-до

А как песенку допели

В звукоряд все быстро стали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" был разработан мной для участия в конкурсе "Учитель года", на котором я заняла 2 место в городе....

Конспект интегрированного занятия «Страна Чудес»

В процессе занятия решаются задачи по формированию у детей умения устанавливать простейшие зависимости между объектами, умение читать,  считать, использовать в речи слова -антонимы. у детей разви...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе«Зелёная страна – удивительная страна» .

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе«Зелёная страна – удивительная страна»...

Цикл НОД в подготовительной группе « Знакомство с нашей Планетой». Интегрированное занятие Страна восходящего солнца»

Одно занятие из цикла по ознакомлению детей подготовительной группы с Японией, ее основными традициями....

Интегрированный досуг "Страна эмоций"

Интегрированное занятие с педагогом психологом....