Работа с ритмом в деятельности учителя - логопеда
методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Ритм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal.docx17.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа с ритмом в деятельности учителя-логопеда.

  Чувство ритма относится к врождённым свойствам человека и является одним из основных свойств живого организма. Чувство ритма закладывается внутриутробно, даже через мамины сердцебиение и разговоры. То есть ребёнок изначально как будто пронизан ритмами, как будто создаётся из ритмов, и новые встречи ребёнка с различными ритмами происходят в течении всей жизни.

  Ритмы присутствуют в биении сердца, ударах пульса, дыхании, ходьбе, беге, смене частей суток, времён года, приливах и отливах, шуме моря, стуке колёс поезда, в узорах, орнаментах, архитектурных сооружениях, в слушании музыки и пения, и когда мы сами играем музыку и поём, в слушании стихотворений и прозы, когда ребёнку читают, и когда он сам читает, когда с ним разговаривают и когда он сам говорит…Ритмы присутствуют в живой и неживой природе, то есть всё то, что нас окружает существует по законам ритма.

  Ребёнок живёт в своих разнообразных чувствованиях, через которые проходят разные ритмы. Ритмы можно чувствовать через тело, слышать, видеть. То есть чувство ритма есть у каждого, только оно развито у всех в разной степени, у кого-то хорошо, у кого-то недостаточно.

  Существует тесная взаимосвязь между чувствованием ритма и уровнем развития речевых и моторных функций. Таким образом, достаточно  развитое чувство ритма создаёт основу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмической организации речедвигательного акта и, конечно, основу для дальнейшего овладения чтением и письмом. Письмом и в плане грамотности, и в плане почерка. Ритмичность почерка один из показателей хорошего почерка, где ритм это сам продукт, результат письма, можно сказать узор на бумаге: буквы одинаковой высоты, написаны с одинаковым наклоном, элементы буквы равноудалены.

  Работа с музыкальными ритмами при правильном подборе темпа и ритма музыки помогает наладить работу нервной системы, уравновесить процессы возбуждения и торможения: расшевелить, растормошить тихих, медлительных детей, и наоборот, успокоить шумных, возбуждённых детей. Такая работа способна избавить детей от лишних, ненужных движений или исправить неправильные движения.

  Работа с ритмом требует сложной мозговой деятельности. Ребёнку необходимо произвести анализ, планирование, скоординировать движения, соблюдать последовательность, хорошо переключаться, концентрировать внимание, оставаться включённым в процесс до самого конца. Таким образом вырисовывается особая важность работы по развитию чувства ритма у детей.

Некоторые игровые задания и упражнения,

направленные на развитие чувства ритма.

  1. Отстукивание ритма на барабане. Взрослый отбивает ритм сначала из нескольких ударов (2, 3, 4). Ребенок повторяет. Если успешно, то даётся образец из большего количества ударов. Ребёнок отбивает ладошками и палочками, отбивает тихо и громко, быстро и медленно. От барабана идёт некоторая вибрация, которая помогает ребенку дополнительно чувствовать ритм.
  2. Отстукивание ритма при помощи инструментов и предметов с чётким отрывистым звуком: деревянных ложек, карандаша о поверхность стола, и даже старинного испанского инструмента - палочек клаве.
  3. Отхлопывание ритма ладошками. Здесь работают слуховая, визуальная, тактильная системы мозга. Ребёнку предъявляется ритм, он повторяет. Используем хлопки по коленям, плечам, удары ладошками по поверхности стола. Чередуем их. Так же просим «протопать» ритм одной ногой, другой ногой, поочерёдно разными ногами.
  4. Отхлопывание ритма под музыкальное сопровождение (песенка, мелодия).Это может быть марш, вальс, полька, а могут быть детские песенки из мультфильмов. Для детей постарше даже и современная рок- и поп-музыка. Главное чтобы она была достаточно ритмичной, понятной, вызывала позитивные эмоции. Так же используем хлопки по коленям, плечам, удары ладошками по поверхности стола, притопы ногами. Чередуем эти движения.
  5. Дирижирование.
  6. Проговаривание стихотворных произведений и прозы с отхлопыванием, отстукиванием ритма.
  7. Ритмичное выкладывание камешков под заданный ритм. Под музыкальное сопровождение,
  8. Ритмичное проговаривание стихотворений с движениями (например, «Мы охотимся на льва…», «Принцесса по саду гуляла одна…»).
  9. Отстукивание, отхлопывание ритмов с опорой на графическую схему, где знаками обозначены хлопки (или удары) и паузы. Или громкое воспроизведение звука-тихое.
  10. Повторение серии жестов со словами и без речевого сопровождения с опорой на схему с графическим изображением жестов (например, игра «Держи ритм»).

Используем все возможные способы, какие только можно задействовать при работе над чувством ритма с детьми: это и совместные действия, когда держим руки ребенка в своих руках и выполняем за него; и оречевление каждого хлопка, движения каким-то «помогающим словом» с переходом на счёт и далее молча; и когда мы обнимаем ребенка и раскачиваемся с ним в заданном ритме; и когда мы кладём его руки на динамики магнитфона или колонки компьютера и стараемся поймать ритм музыки через вибрацию; и когда мы придумываем, из каких бы интересных предметов извлечь звуки для повторения ритмического рисунка и многое другое. Постепенно, с каждым новым подходом, с привлечением нового анализатора мы помогаем  развитию чувства ритма ребёнка, что помогает преодолеть трудности школьного обучения. А так же использование упражнений и заданий на развитие чувства ритма помогает расширить здоровьесберегающие технологии, ритмизировать жизненное пространство детей, гармонизиривать их эмоциональный фон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»

Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...