Ритмы
методическая разработка по музыке (средняя, старшая группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Ритм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritm.docx35.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры для развития ритма у дошкольников с ТНР

Как бегают зверята

Цель:  Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.

Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)

Песенки-ритмы

Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры:  Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка.

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке                        цок-цок-цок

Звонко цокают копытца                        цок-цок-цок

Приглашают прокатиться                        цок-цок-цок.

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Игрушки пляшут

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.

Ход игры1вариант

Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.

Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,

                          Но не знают как, с чего начать.

                          Вышел заинька вперёд

                          Всем пример он подаёт

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.

               2 вариант

Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.

Музыкальный ёжик

Цель: Развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.

Ход игры: Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.

            С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум!

        Целый день играет ёжик бум, бум, бум!

        С барабаном за плечами бум, бум, бум!

        Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум!

        Очень яблоки любил он бум, бум, бум!

        Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!

        Ночью яблоки срывались бум, бум, бум!

        И удары раздавались бум, бум, бум!

        Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум!

        Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!

1 усложнение: Ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно.

Весёлый дождик

Цель: Развивать исполнительские способности, учить правильно держать молоточек. Развивать представление детей о ритме. Слышать и уметь передавать изменение динамики звучания звука.

Игровой материал: Металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники по количеству играющих детей.

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку и показывает, как выполняется задание, дети повторяют за ним. "Однажды Лягушонок пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяют по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяют несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко»

Лошадки

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.

Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):

На молоденькой лошадке

Цок-цок, цок-цок,

Цок-цок, цок-цок!

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

А на старой да на кляче

Трюх-трюх-трюх,

Да в ямку – бух!

Дети приседают и падают на пол. 

Дятел

Цель:  Выстукивание заданного ритма.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:

        Тук, тук, тук-тук-тук,

        Мы в лесу слыхали стук.

        Тук, тук, тук-тук-тук,

        Это дятел сел на сук.

Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют.

Ритмический кубик

Цель:  Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.

Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов:1 бабочка, 2 цветка, 3 клубнички, 4 листика, 5 шишек, 6 елочек.

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми веселый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.

Веселые подружки

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши.

Передай ритм

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

Покажи нужную карточку

Цель: определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком

Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры

Логопед показывает карточки с изображением ритмических рисунков от 1 до 3 или 5. Затем прохлопывает определённый вначале несложный ритм и предлагает ребёнку найти карточку, соответствующую количеству хлопков.

Простучи столько раз, сколько точек на карточке

Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры

В начале игры рассматриваются карточки с изображенными ритмическими рисунками. На каждой карточке считается количество точек. Затем логопед показывает карточку и предлагает прохлопать или простучать изображённый ритмический рисунок. Вначале игры используются карточки без пауз, затем с одной паузой.

Умные ладошки

Цель: развитие двигательного ритмического ряда

Ход игры.

Взрослый задает определенный ритмический рисунок, под счет раз-два-три, раз-два-три-четыре и т.д., задействовав различные движения ладоней, дети повторяют, например: кулак-ребро-ладонь, кулак-ладонь, кулак-ладонь, хлопок-хлопок-хлопок и т.д.

Простучи, как я скажу

Цель: воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции

Ход игры

Логопед предлагает ребёнку по словесной инструкции отхлопать (простучать) определённый ритм. В начале обучения даётся несложный ритм без пауз, затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять.

Продолжи цепочку

Цель: развитие двигательного ритмического чувства, памяти.

Ход игры.

Дети становятся в круг, начинает игру взрослый, он задает начало ритмического рисунка – хлопок, притоп, первый ребенок продолжает цепочку – хлопок, притоп, хлопок, второй ребенок – хлопок, притоп, хлопок, притоп и т.д. все дети.

 

Прохлопай словечко

Цель: развивать ритм, фонематическое восприятие.

Ход игры.

Отхлопывать ритм по щечкам ( пальчиками), по коленкам, по животику, по бубну (педагог протягивает ребенку бубен, тот стучит по бубну и одновременно произносит имя или название игрушки), по барабану (ладошками или палочками), по полу ( ладошками или топая ногами ). Можно предложить детям идти по группе, проговаривать и прохлопывать то, что видят.

Определи по ритму

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

Развитие ритма у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Подготовила Палажникова Е.В.

Педагогами и психологами установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Что в дальнейшем ограничивает не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Поэтому работа по развитию ритма начинается с самого раннего возраста.

Воспитание ритмического чувства осуществляется по принципу «от простого – к сложному» в 2 этапа:

1. На невербальном материале от простого ритма до сложного с паузами и изменением громкости.

2. На вербальном материале

В работе с детьми используются следующие методы и приёмы развития чувства ритма:

1. Ритмические игры по принципу «Эхо».

Повторение ритмического рисунка за взрослым по подражанию.

Выполнение ритма по зрительному образцу;

Выполнение ритма по словесной инструкции.

Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело.

Немецкие педагоги Гунильд Кетман, соавтор Карла Орфа предложили использовать термин «звучащие жесты».

Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела, игра на его поверхности. Так ритмический рисунок может быть воспроизведен следующим образом:

Хлопки всей ладонью - звонкие, хлопки согнутыми ладонями - тихие, потирание ладоней - шуршание.

Шлепки- по коленям, по бедрам, по груди, по бокам, по животу.

Шлепки. Шлепки могут чередоваться с хлопками и притопами.

Притопы: можно делать одной ногой, попеременно двумя, оставаясь на месте или двигаясь вперед. Притопы всей стопой, носком-пяткой.

Щелчки - пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам.

        2. Ритмические игры с предметами (воспроизведение ритма с помощью кубиков, палочек, орехов, карандашей, т.д.)

     Так как ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, то в качестве предметов эффективно использовать детские музыкальные инструменты. Чем меньше возраст ребенка, тем проще должен быть музыкальный инструмент. Вначале для четкого ритма используют ударные, после более сложные для восприятия шумовые инструменты.

3. Ритмические партитуры, по-другому запись ритмического рисунка.

На начальных этапах работы нужно научить оценивать ритмическую запись, воспроизводить ее по подражанию, далее только по зрительной опоре. Для вызывания, поддержания интереса к данному виду деятельности ритмический рисунок изображают кружочками различной величины, «капельками», «цветочками», «снежинками», любым предметом по лексической теме, обыгрывая упражнение. Простая запись состоит из 1-5 картинок без пауз, далее партитуры усложняются, дополняются паузами, большими и маленькими рисунками (т.е. громкими/тихими звуками).

Старшие дошкольники самостоятельно выкладывают ритмический рисунок из различного материала по заданию, или самостоятельно придумывая.

4. Ритмические цепочки.

Ритмические цепочки – это цепочки звукоподражаний, эмоциональных восклицаний, звуков, слогов или слов. На начальном этапе под речевое сопровождение взрослого дошкольники воспроизводят ритм с помощью звучащих жестов, предметов, музыкальных инструментов. Далее с добавлением собственной речи.

5. Игры на координацию речи с движением.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

Широко используется «Логоритмика» – это комплекс игровых упражнений, включающий в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям дошкольного возраста в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. На логоритмике используют различные виды упражнений: ходьба и ориентирование в пространстве, динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, пальчиковые игры, ритмические игры, упражнение на развитие внимания и памяти, пение песен и вокализов, чистоговорки, речевые игры, игра на музыкальных инструментах, театральные этюды, коммуникативные игры, подвижные игры, хороводы, физминутки и д.р

Принципы: *комплексности Логоритмические занятия планируются и проводятся и анализируются муз.руководителем, логопедом, воспитателем.

*последовательности (поэтапная работа)

*повторений умений и навыков для выработки динамических стереотипов.

Игры на развитие чувства ритма создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, развивают правильное ровное дыхание, способствуют формированию правильной слоговой структуры, подготавливают ребенка к работе над ударением и интонационной выразительностью речи.

Список информационных источников

      1. Г.А. Волкова Логоритмическая ритмика: Учеб для студ высш. Учеб заведения – М.: Гуманит изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 272 – («Коррекционная педагогика», реком. Министр. Образования РФ)

      2. Л. Б. Гаврищева, Н. В. Нищева «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры»-СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

3. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала " Театр и искусство", 1914.

4. Каплунова, И. М., Новоскольцева, И. А. Этот удивительный ритм. / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.

5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е. А. Медведевой // М. : Издательский центр «Академия» 2002.

6. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду. / Н. В. Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....