Мастер-класс для педагогов ДОУ «Обучение дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальной игры»
консультация по музыке

Мухаметзянова Алиса Ильгизовна

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать. Работая в тандеме с воспитателями, музыкальный руководитель может принимать участие в обучении дошкольников финансовой грамотности, закрепляя полученные знания через музыкальную игру.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_finansovoy_gramotnosti.docx30.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

edited

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Обучение дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальной игры»

                                 

                                                             музыкальный руководитель

Мухаметзянова Алиса Ильгизовна

                                                           

«Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого

человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий

финансового образования населения является важным направлением

государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая Россию»

Антон Германович Силуанов

министр финансов РФ

Цель: Показать приемы обучения дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальной игры.

 Задачи:

1.Дать представление о разнообразии музыкальных игр и вариантах их использования.

2.Вызвать интерес к теме «Финансовая грамотность» через музыкальное творчество.

3.Развивать творческие способности, воображение, фантазию.

4.Воспитывать художественный и эстетический вкус, творческое восприятие окружающего мира.

Категория участников: педагоги ДОУ.

Подготовительно-организационный:

Приветствие коллег, представление педагога участникам мастер-класса.

Педагог беседует с участниками о том, что финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

                             

  «Нажить много денег - храбрость;

сохранить их - мудрость,

а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

Основная часть

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире.

Работая в тандеме с воспитателями, музыкальный руководитель может принимать участие в обучении дошкольников финансовой грамотности, закрепляя полученные знания через музыкальную игру.

Ход мастер- класса

Ведущий: А начнем мы, уважаемые коллеги, с разминки «Загадки-добавлял-ки», а вы вслух и хором можете мне отвечать:

На товаре должна быть обязательно……. ЦЕНА

Коль трудился целый год, будет кругленьким…… ДОХОД

Как ребенка нет без мамы, так продажи без …….РЕКЛАМЫ

Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно….. ВЕСЫ

Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в ….. БАНКЕ

Люди ходят на базар, там дешевле весь……ТОВАР

И врачу, и акробату выдают за труд …….ЗАРПЛАТУ

Очень вкусная витрина у овощного ……МАГАЗИНА

Молодцы!

Ведущий: Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, банкир, казначей,)

Ведущий: (Вывод по разминке): неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.

Молодцы! Вижу, что вы готовы продолжать работу. А сейчас мы перейдем к основной части практикума, где познакомимся с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.

Хороводная игра «Разменяй-ка»

Ведущий: Перед вами монеты разного достоинства, выбирайте любую… (участники разбирают монеты в виде медали, надевают на шею)

Ведущий: Всех приглашаю встать в круг, взяться за руки.

Для начала вопрос хочу задать, ваше дело отвечать:

«Может ли одна монета из нескольких монет состоять?..» Или

«Можно ли одну монету на несколько мелких монет разменять?..»

Вот мы и будем сейчас наши денежки менять. Монетка, которую я назову, должна будет выйти в круг.

Итак, отправляемся в магазин.

Идут по линии танца под музыку и слова ведущего:

1.В магазин с тобой пришли и товар приобрели.

На прилавок поскорей положили 5 рублей (останавливаются, выходит     монетка «5 рублей»; в музыке – пауза)

А продавец говорит: «Верно, вы должны 5 рублей,

Но рассчитайтесь, пожалуйста, мелкими монетами поскорей.»

(Снова звучит музыка, «5» идет по кругу, выбирая мелкие монеты, входящие в её состав, ведущий может давать комментарии к действиям участника, поскольку игра проигрывается первый раз)

 И отправились 5 рублей искать себе друзей… Монетку к монетке пятёрочка прибавляет, а про себя считает, надо ли ещё добавлять, чтоб получилось ровно «5». («5» находит нужные монеты, все вместе они кружатся в центре большого круга, взявшись за руки. Остальные хлопают).

2. Двигаются против линии танца.

По дороге Ваня шёл и монетку он нашёл,

Поднял быстро, не стесняясь – 2 рубля, какая радость!

Пауза.

 Подумал Ваня: «Можно ли разменять?» - и отправился искать…

 «Двоечка» выбирает монеты, затем кружится вместе с ними.

3. Меняют направление движения по кругу.

Мама доброю была, за работу мне дала желтую монетку.

Посмотрите, детки!

Пауза.

 О! да это 10 рублей! Давай, ищи себе друзей…

Те же действия, что и раньше.

Музыка с диска А. Бурениной «Коммуникативные танцы», трек №6.

Ведущий: Скажите, а кто расставляет товар в магазинах, как называется эта профессия? Конечно мерчандайзер, приглашаю желающих поиграть со мной в подвижную игру (три команды по два человека).

 «Мерчандайзер-подвижная игра»

Цель: познакомить с профессией мерчандайзер, закрепить на практике.
Ход игры: три обруча с надписями: «Категория товара» (хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, можно другие) в центре стоит корзина с перемешанными товарами, три команды играют на скорость. Товар пришел весь перепутанный и нам нужно скорее всё расставить на свои места.

Пока звучит весёлая музыка участники мастер – класса выполняют задание.

Ведущий: Хорошо поиграли и весь товар расставили на место.

Все мы с вами любим ходить по магазинам, а как научиться не тратить лишнее на свои «Хотелки», следующее задание именно об этом.

Задание: «Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи:

Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.

Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.

Дать представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: двум игрокам предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии и т.д.).

Пока звучит музыка участники выполняют задание.

Хорошо справились!

Послушайте цитату из интернета: «За деньги можно купить почти все — кроме теплоты человеческого сердца», о чем автор пытается донести? За деньги все не купишь. И чтобы понять, что можно купить, а что нет, играем в следующую игру.

Задание: «Что можно купить за деньги?»

Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги.

Ход игры: на мольберте расположены карточки, можно купить-нельзя купить, нужно разложить правильно все карточки (например, радость-нельзя купить, а машину - можно). При этом объясняя свой выбор (можно вызывать по очереди по одному).

Хорошо, справились. А кто из вас знает за что можно получить деньги? - Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

Игра «Денежный бал» (Игроки под различную музыку ходят по залу. С остановкой музыки поднимают вверх купюру и по номинации купюры ищут себе пару, танцуют в парах).

Ведущий: Друзья! Я приглашаю вас на бал! Он сегодня не совсем обычный.

Наверное, на денежном балу никто из вас ещё не бывал.

У меня есть копилка, в которой лежат денежные купюры. Выбирайте любую, возьмите её в правую руку, да сразу никому не показывайте. Начнём бал с приветствия: сначала лёгкими перебежками пройдемся по залу, помахивая купюрой, как веером. Музыка подскажет, в какой момент делать остановку, кивком головы приветствуя друг друга. При смене музыки показываем денежку, поднимая вверх, быстро находим такую же и в паре с ней кружимся, соединив свободные руки. А это будут левые руки, потому что в правой мы держим купюру. Кто ошибётся, не сможет покружится.

Купюру можно взять и в левую руку, тогда кружиться придётся в другую сторону. Пусть решат сами участники. Весь рассказ ведущий сопровождает показом, поэтому всё проходит быстро и динамично. Далее торжественно объявляет:

Бал начинается!

1.Звучит «Пиццикато» Л. Делиба (начоло) и «Вальс» А. Гречанинова (2-я часть).

Бал у нас ещё и сказочный. А в сказках всякое бывает, могут и разбойники ворваться. Ну что же, встретим таких гостей их же музыкой… Обменяемся купюрами, не глядя, спрячем за спину и пойдем врассыпную, вразвалочку. А дальше как обычно, будем искать себе пару.

2. Песня разбойников «Бяки – буки» (Звучит 2-й куплет со словами и проигрыш)

А сейчас из наших денежек выложим круг - солнышко, (купюры кладём лицевой стороной вниз). А сами встанем позади. Двигаться будем приставным шагом по линии танца, затем против линии танца. Ну, а дальше вы и сами знаете. Что будем делать?.. (участники договаривают задание)

 «Ритмическая дорожка» (С помощью купюр и монет игроки проходят звучащими жестами по ритмической дорожке).

Ведущий: Ну, вот… С монетками мы поиграли и на балу побывали. А в следующей игре объединим эти денежные знаки. С их помощью пройдёмся звучащими жестами по ритмической дорожке. Какие это будут жесты, подскажут вот эти карточки. (Показывает карточки: 1-я – две бумажные купюры; 2-я – три пятирублёвых монетки. Какие денежные знаки изображены на карточках и сколько их озвучивают сами участники).

Бумажные купюры мы отметим шлепками об стол. (Просит показать).

А встретив на пути монетки, прохлопаем. Как?.. (Показывают)

Участники ставят 2 прямоугольных стола торцами вплотную. Под руководством ведущего могут и разложить карточки, чередуя купюры и монетки, по 4 на каждый стол. Сами встают в колонну у края стола.

Будем двигаться по дорожке, вдоль стола по одному, от карточки к карточке, отмечая звучащими жестами каждую картинку. Как только один проходит дорожку, сразу, без паузы, за ним идёт следующий. Можно ограничиться только показом, опуская лишние слова. Можно предложить кому-то из участников игры продемонстрировать, как он понял инструкцию.

 Когда все эту ритмическую дорожку пройдут, продолжаем двигаться снова, но уже в парах. Каждый первый из пары должен будет встать по другую сторону стола. Будьте внимательны, не зевайте, ведь музыка не даёт нам никаких пауз. Ну, что? В путь?.. (Начинает первым).

Игра проходит под песенку «Кукушка» (на китайском языке).

Игра: «Кошелек»

Цель. закрепить математический счет в пределах 10, повторить состав чисел, умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать внимание, мышление, быстроту реакции.

Игровое задание. Раздаются карточки с разным числом монет. Двое стоят с табличкой кошелек (поднимают руки и держат табличку, как ворота). Играющие делятся пополам, первая половина выбирает цифры, остальные выбирают карточки с монетами и встают по кругу. Чтобы попасть в «кошелек», цифрам нужно найти пару – МОНЕТЫ, взять за руку и бежать в кошелек.

Начало игры начинается по сигналу:

Свои монеты отыщи-

В кошелек скорей беги!

Звучит музыка, участники выполняют задание.

Молодцы, все свои монеты нашли и попали в кошелек. Присаживайтесь скорее.

Рефлексия.

Наш мастер-класс подошел к концу, благодарю вас за сотрудничество. Поделитесь своими впечатлениями о нем. С помощью разных монет. На мольберте висит кошелек, на подносе лежат монеты разного номинала:

1 руб – мне было не интересно,

2 руб – что-то понравилось, что-то не очень,

5 руб – отличный мастер класс, много нового и интересного.

Спасибо большое за оценку моего мастер класса!

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного человека.

 

Литература

1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020 - С. 49-51.

2. Винокурова Н. В., Васенина С. И., Мазуренко О. В. Педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 76. Ч. 4. С. 67—70

3.Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40 с.

4. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020 - С. 116-125.

5. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021 –№ 4

6. Скоролупова О. А. «О развитии предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста».

7. Сборник методических материалов к примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/829/sbornik_metod_materialov_doshkol niki.pdf

8. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников финансовой грамотности

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность.Вед...

Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"

Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"...

"ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста не знакомы с финансовыми отношениями, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. А для родителей понятия «дети» и «ден...