Конспект занятия. "Русская изба".
план-конспект занятия по музыке

Дегонская Анна Григорьевна

"Русская изба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_russkaya_izba.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)

для детей подготовительной к школе группы

«Русская изба»

Цель:

- сохранять национальные традиции, приобщая детей к истокам русской народной культуры;

- способствовать формированию у детей нравственно-патриотических качеств, гордости за землю, на которой они живут.

Задачи:

Образовательные:

- приобщение детей к фольклорному наследию русского народа;

- знакомство со старинным бытом, существовавшим на Руси;

- формирование интереса к русским народным музыкальным инструментам;

Развивающие:

- развитие интереса к народной музыке и традициям;

Воспитательные:

- воспитание уважения, гордости за свою Родину;

- воспитание у детей умения эстетически воспринимать произведения народного творчества;

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Словесный метод: рассказ педагога, вопросы к детям, пояснения, рассказывания самими детьми, чтение стихов, пословиц и поговорок, загадывание загадок.

Наглядный метод: демонстрация иллюстраций (наглядных пособий), презентация «Русская горница» (ИКТ), рассматривание предметов народного быта.

Игровой метод: приветствие, комплекс музыкально-двигательных упражнений, игра в оркестре.

ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, ноты, ноутбук, презентация «Русская горница», иллюстрации с изображением русских народных музыкальных инструментов, предметы народного быта (печка, котелок, ухват, самовар), музыкальные инструменты (треугольник, бубенцы, деревянные ложки, бубны, колокольчики), маленький столик;

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР: «Моя Россия» Г. Струве, «Горница-узорница» А. Деревягина, «Ложки деревенские» З.Роот, «Кадриль московская» В. Темнов, «Калинка-малинка» русская народная, «Самовар» Д.Тухманов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- разучивание песен «Моя Россия», «Горница-узорница»

- знакомство с танцем – игрой «Самовар»

- игра на музыкальных инструментах (оркестр)

Ход ООД:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

1 Этап: Психологический настрой.

Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель вместе с детьми входят в зал и исполняют хоровод.

Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы все вы знать могли

О делах родной земли.

- Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. Давайте с вами поздороваемся. Ведь произнося слово «здравствуй» - издревле на Руси означало – пожелать здоровья.

Приветствие «Здравствуйте, ребята»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2 Этап: Мотивационно – ориентировочный

Муз.рук. Сегодня мы будем восславлять Родину нашу, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?

Дети. Матушка Россия.

Муз. рук.:

- Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей? Давайте соберем их в нашу шкатулку-копилку добрых слов.

Ответы детей.

Песня «Моя Россия»

3 Этап: Расширение имеющихся представлений.

Муз. рук. - Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.

Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?

Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:

· Родина любимая - что мать родимая.

· Человек без Родины, что соловей без песни.

· Родной куст и зайцу дорог.

Муз. рук. - Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети. Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

Муз. рук. -Дружный и отзывчивый – это как понимать?

Дети.

- Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Муз. рук. - Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети.

-Горница.

Муз.рук.

- Кого в ней принимали?

Дети.

-Гостей.

Муз.рук.

- Как гости в избу входили?

Дети.

-Кланялись.

Муз.рук. - А почему?

Дети.

- Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.

Презентация «Русская изба»

Рассматривание сундука

Песня «Горница-узорница»

1. Бабушка с порога приглашает в горницу,

Долгая дорога - надо отдохнуть.

Бабушкина горница, горница - узорница,

Светлая как облако, боязно вдохнуть.

Бабушкина горница, горница - узорница,

Светлая как облако, боязно вдохнуть.

2. Половицы скрипнули, занавески вздрогнули,

На столе сосновом пироги и чай,

Улыбнется бабушка, улыбнется горница,

А подушки горкою- сладко засыпай.

Улыбнется бабушка,улыбнется горница,

А подушки горкою - сладко засыпай.

Муз.рук. - Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»

Дети.

- Печь!

Муз.рук.

Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.

Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается,

Наша сказка начинается.

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская.

Вьется из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе, значит, жизни нет.

Муз.рук. _ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети.

- Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Муз.рук.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Ну, а деток спать уложит.

И сверчок поет где-то рядышком

Хорошо с тобой, печка - матушка!

- Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей.

Рассматривание печки, котелка, ухвата.

4 Этап: Практический

Русский народ славился гостеприимством, и поэтому поводу им было придумано много поговорок.

Игра «Я начну, а ты – закончи»

Муз.рук. кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

· «Хозяин весел – и гости рады».

· «Много гостей – много новостей».

· «Что есть в печи – на стол мечи».

· «С миру по нитке – нищему рубашка».

· «Как аукнется, так и откликнется».

· «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

А вот послушайте загадку:

Деревянная подружка,

Без неё мы – как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот

И обжечься не дает.

Дети. Деревянная ложка!

Воспитатель раздает детям деревянные ложки.

Муз.рук.

- Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая пища и хорошенько подуем на ложку.

Дыхательное упражнение: «Подуй на ложку»

Цель: Подготовить детей к пению. Работать над певческим дыханием.

Песня «Ложки деревенские»

#1053;аши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские,

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские!

2. Хлебом - солью встретим мы своих друзей,

Ложки расписные - по числу гостей,

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские,

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские!

3. А концерты наших ложкарей

Вызывают радость, гордость у людей,

припев:тот же

4. Мы "Спасибо!" ложке говорим,

Эту песню снова, снова повторим,

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские,

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские!

Муз. рук.- Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.

Дети: (перечисляют) Балалайка, дудочка, рожок, трещотки, жалейка, гусли.

- Муз. рук. Соберутся гости, и начинается гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!

Давайте покажем, что ложки и другие русские народные инструменты веселиться помогали.

Муз.рук.

Дети исполняют р.н.п «Калинка – малинка», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах.

Муз.рук. - Музыканты, молодцы! Так весело играли. А сейчас приглашаю вас на веселую «Кадриль Московскую».

Танец «Кадриль»

Муз.рук.

-А теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?

Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных ранее, и выбирает «дрозда».

Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.

Игра «Скок – скок – поскок»

Скок, скок – поскок,

Молодой дроздок

По водичку ходил,

Коромысло носил.

Да неловко ступил

Сапожок водой залил.

Зацепил ногой ведро –

Все вокруг залило.

Испугался дроздок

И пустился наутек

Дети разбегаются, а « дроздок» их ловит.

Игра «Ворон»

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе – воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

5 Этап: Рефлексивно-оценочный

Муз.рук.

Вот и закончился наш отдых в русской горнице. Хочется, чтобы вы в памяти унесли что то хорошее, что запомнилось с нашей встречи!

- Что сегодня запомнилось вам больше всего?

сегодня я узнал…

было трудно выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

было интересно узнать…

у меня получилось…

я смогла…

я попробую сам…

Муз.рук.

Времена теперь другие

Как и мысли, и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

Танец-игра «Самовар»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русская изба"

Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...

Конспект занятия "Русская изба"

Познакомить с бытом и утварью русской избы...

Конспект занятия "Русская изба"

Занятие "Знакомство с русской избой" было проведено на занятии  по плану ссамообразования по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Конспект занятия " Русская изба"

Конспект занятия " Русская изба"...

конспект занятия "Русская изба"

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства  с бытом русской избы....

Конспект занятия "Русская изба"

Путешествие по истории Русского народа...

Конспект занятия "Русская изба"

Цель: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.Задачи:Формировать представления  об устройстве русской избы;Познакомить с многообразием предметов дом...