Конспект занятия "Русская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Коняхина Татьяна Анатольевна

Путешествие по истории Русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Образовательные задачи:

-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

 - расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

 - активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

Развивающие задачи:

-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

 -развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-развитие продуктивной деятельности через рисование, лепку.

- закреплять умение использовать разные приемы конструирования из ткани.. 

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

-продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность при работе с тканью;

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие».

- «Речевое развитие».

- «Художественно-эстетическое развитие».

- «Социально-коммуникативное развитие».

- «Физическое развитие».

Словарная работа: лапти, печь, лошкари, коврик вязаный, каравай, русская изба, палати,

Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий,  печь. предметы быта: лапти, полотенца вышитые, вязаные дорожки, горшки, прялка, платки, сарафаны, рубахи.

Раздаточный материал: скрутки, ткань двух цветов, нитки.

 Предварительная работа:

-посещение музея «Русская Изба».

-беседа с детьми на тему:  «Русский народный быт».

-рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм»,

-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,

-слушание народных мелодий.

-чтение стихотворений ,загадок, пословиц ,шуток-прибауток.

-заучивание пословиц, шуток-прибауток, поговорки,

-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.

-рисование предметов русского быта.

-разучивание русских народных песен.

- изготовление кукол- оберегов

Ход:

Звучит русская народная мелодия, дети входят в русских костюмах

В. Ребята, поздоровайтесь с гостями в нашем зале,

Д: Здравствуйте гости дорогие (с поклоном)

Воспитатель: — Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) В старину нашу страну называли Русь. Ребята, а хотите ли вы узнать, как жили в старину наши предки? (Да) Сегодня мы с вами посетим очень интересное место — русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину.

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

-Много гостей, много и новостей Прошу в избу,  присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Проходите в Красный угол.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. 

А из чего люди раньше могли построить себе дом? 

Воспитатель: Правильно, ребята. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Потому и Русь называют деревянной. А дом назывался изба.

А как строили избы на Руси?

Д: Избу строили всем селом или улицей. На Руси было правило: хозяин шел к соседям и просил их прийти на помощь. Соседи не отказывали в помощи,  и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Рубить - значит строить.

Воспитатель: Самой нарядной и красивой комнатой в русской избе была горница,  в ней принимали гостей.

Воспитатель:

В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. Красный, это значит красивый, главный. В красном углу висят иконы, стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. А кто из вас знает поговорки про самовар? 

Дети: «Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая!»

 «Вот так мы живем: пряники жуем, чаем, запиваем, всех в гости приглашаем».

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол большой?

Дети: Потому что семьи в старину были большие, за стол рассаживались на лавки, на лавках спали ночью, так как места всем не хватало.

Воспитатель: Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» Ребята, посмотрите и скажите, из чего сделаны большинство предметов домашнего обихода? И почему?

Дети: Из дерева. Стол, скамейка, колыбелька, прялка, сундучок, ложки. Потому что дерево самый доступный материал, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые вещи.

Воспитатель: Правильно, ребята. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости всегда ходили тоже со своей ложкой. Говорили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.

Давайте и мы попробуем поиграть да потанцевать под народную музыку.

( звучит музыка для лошкарей) 

Воспитатель В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками.

Дорогие наши гости просим вас осмотреть нашу русскую избу.

Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»

Дети: Рассматривают русскую избу и находят предметы. (Объясняют что как сделано)

Полотенце – отмечают, что оно вышито. Рушник.

Лапти, плетеные из лыка

корзины – плетенные из веток ивы

Коврик- вязаный из лоскутков

Веретено – для прядения пряжи

Украшения

Носки - связаны на спицах

 Игрушки- сделаны из дерева , для детей

Одежда – сшита из холста

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

1. лапти - сапоги

2 печь - плита

3 лавка - кровать

4 сундук - шкаф

5 Самовар - Чайник

6 Изба - Дом

 7 Люлька - Кроватка

 8 Чугунок - Кастрюля

9 Горница - Комната

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что самое главное в деревенской избе

Д: Печь (проходят к печи)

Воспитатель: Правильно - это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет. Это сердце дома. Для чего же была нужна в избе печь?

Д: Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, пекли пироги. На печке спали. в печке мылись, как в бане.

В: Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная».

Назовите еще поговорки о печи

Дети: «Печка кормит, печка греет, печка-мать родная».

«Когда в печи жарко – тогда и варко». 

«Что есть в печи – все на стол мечи».

  «У печи все красное лето».

Воспитатель: Давайте рассмотрим, как устроена печь?

Дети: У печки есть труба, заслонка, лежанка, шесток, полати.

Воспитатель: А в какой посуде готовили еду русские хозяйки?

Дети: В горшках, в чугунках. Это посуда, в которой варили щи да кашу. Еда, приготовленная в такой посуде, была очень вкусной.

Воспитатель предлагает детям показать чугунок, ставит его на шесток. «Ой, а как же его поставить, в печке то горячо?»  1. «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватил, отдает, а сам в угол идет» (Ухват)

Дети: Ухват. Рассматривают ухват, пробуют брать чугунок ухватом.

Воспитатель С печью связано много поверий, обрядов. По народным поверьям, под печью или за нею живёт Домовой-душа избы, покровитель домашнего очага. В старину его ласково называли «хозяином». А для того, чтобы противостоять болезням, делали обереги Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. Куклы Лихоманки из лоскутов и вешали их сразу несколько штук за печкой. Залетит злой дух в дом и первым увидит куклу, а не человека, кинется к ней и там застрянет. Осень,  когда начинается большинство простудных заболеваний самое время для изготовления кукол Лихоманок. А весной, на масленицу их сжигали.

 А теперь, как говорили наши предки. «Делу - время, потехе - час»

Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?

1 ребенок: Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

2 ребенок: Сделал дело, гуляй смело.

3 ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

4 ребенок: Рабочие руки не знают скуки.

5 ребенок: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

6 ребенок: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7 ребенок: Делу время, потехе час.

8 ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.

Я приглашаю вас на посиделки , изготовим с вами оберег куколу-Лихоманку осеннюю.  Но прежде мы поиграем в пальчиковую игру « Замочек»

На двери висит замок кто его открыть бы смог

Покрутили, потянули, постучали и открыли.

(Дети проходят к столам выполняют работу)

 Выставка работ.

Воспитатель: А нашим дорогим гостям мы тоже подарим обереги , чтобы они не болели ( дети дарят обереги)

Воспитатель: Пора вам домой возвращаться.

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)

Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...

Конспект "Поморская изба"

Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...

Конспект "Русская изба"

Данный конспект занятия предназначен для патриотического воспитания...

Конспект НОД в мини-музее детского сада "Русская изба" - "«Экскурсия в мини-музей русской избы. Правила поведения в музее»"

Знакомство с предметами русского быта.Знакомство с мини-музеем «Русская изба», дать детям представление о том, что такое музей. Расширить кругозор детей.Знакомство с правилами поведения в ...