Конспект занятия "Русская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Коняхина Татьяна Анатольевна

Путешествие по истории Русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Образовательные задачи:

-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

 - расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

 - активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

Развивающие задачи:

-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

 -развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-развитие продуктивной деятельности через рисование, лепку.

- закреплять умение использовать разные приемы конструирования из ткани.. 

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

-продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность при работе с тканью;

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие».

- «Речевое развитие».

- «Художественно-эстетическое развитие».

- «Социально-коммуникативное развитие».

- «Физическое развитие».

Словарная работа: лапти, печь, лошкари, коврик вязаный, каравай, русская изба, палати,

Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий,  печь. предметы быта: лапти, полотенца вышитые, вязаные дорожки, горшки, прялка, платки, сарафаны, рубахи.

Раздаточный материал: скрутки, ткань двух цветов, нитки.

 Предварительная работа:

-посещение музея «Русская Изба».

-беседа с детьми на тему:  «Русский народный быт».

-рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм»,

-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,

-слушание народных мелодий.

-чтение стихотворений ,загадок, пословиц ,шуток-прибауток.

-заучивание пословиц, шуток-прибауток, поговорки,

-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.

-рисование предметов русского быта.

-разучивание русских народных песен.

- изготовление кукол- оберегов

Ход:

Звучит русская народная мелодия, дети входят в русских костюмах

В. Ребята, поздоровайтесь с гостями в нашем зале,

Д: Здравствуйте гости дорогие (с поклоном)

Воспитатель: — Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) В старину нашу страну называли Русь. Ребята, а хотите ли вы узнать, как жили в старину наши предки? (Да) Сегодня мы с вами посетим очень интересное место — русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину.

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

-Много гостей, много и новостей Прошу в избу,  присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Проходите в Красный угол.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. 

А из чего люди раньше могли построить себе дом? 

Воспитатель: Правильно, ребята. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Потому и Русь называют деревянной. А дом назывался изба.

А как строили избы на Руси?

Д: Избу строили всем селом или улицей. На Руси было правило: хозяин шел к соседям и просил их прийти на помощь. Соседи не отказывали в помощи,  и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Рубить - значит строить.

Воспитатель: Самой нарядной и красивой комнатой в русской избе была горница,  в ней принимали гостей.

Воспитатель:

В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. Красный, это значит красивый, главный. В красном углу висят иконы, стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. А кто из вас знает поговорки про самовар? 

Дети: «Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая!»

 «Вот так мы живем: пряники жуем, чаем, запиваем, всех в гости приглашаем».

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол большой?

Дети: Потому что семьи в старину были большие, за стол рассаживались на лавки, на лавках спали ночью, так как места всем не хватало.

Воспитатель: Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» Ребята, посмотрите и скажите, из чего сделаны большинство предметов домашнего обихода? И почему?

Дети: Из дерева. Стол, скамейка, колыбелька, прялка, сундучок, ложки. Потому что дерево самый доступный материал, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые вещи.

Воспитатель: Правильно, ребята. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости всегда ходили тоже со своей ложкой. Говорили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.

Давайте и мы попробуем поиграть да потанцевать под народную музыку.

( звучит музыка для лошкарей) 

Воспитатель В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками.

Дорогие наши гости просим вас осмотреть нашу русскую избу.

Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»

Дети: Рассматривают русскую избу и находят предметы. (Объясняют что как сделано)

Полотенце – отмечают, что оно вышито. Рушник.

Лапти, плетеные из лыка

корзины – плетенные из веток ивы

Коврик- вязаный из лоскутков

Веретено – для прядения пряжи

Украшения

Носки - связаны на спицах

 Игрушки- сделаны из дерева , для детей

Одежда – сшита из холста

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

1. лапти - сапоги

2 печь - плита

3 лавка - кровать

4 сундук - шкаф

5 Самовар - Чайник

6 Изба - Дом

 7 Люлька - Кроватка

 8 Чугунок - Кастрюля

9 Горница - Комната

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что самое главное в деревенской избе

Д: Печь (проходят к печи)

Воспитатель: Правильно - это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет. Это сердце дома. Для чего же была нужна в избе печь?

Д: Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, пекли пироги. На печке спали. в печке мылись, как в бане.

В: Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная».

Назовите еще поговорки о печи

Дети: «Печка кормит, печка греет, печка-мать родная».

«Когда в печи жарко – тогда и варко». 

«Что есть в печи – все на стол мечи».

  «У печи все красное лето».

Воспитатель: Давайте рассмотрим, как устроена печь?

Дети: У печки есть труба, заслонка, лежанка, шесток, полати.

Воспитатель: А в какой посуде готовили еду русские хозяйки?

Дети: В горшках, в чугунках. Это посуда, в которой варили щи да кашу. Еда, приготовленная в такой посуде, была очень вкусной.

Воспитатель предлагает детям показать чугунок, ставит его на шесток. «Ой, а как же его поставить, в печке то горячо?»  1. «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватил, отдает, а сам в угол идет» (Ухват)

Дети: Ухват. Рассматривают ухват, пробуют брать чугунок ухватом.

Воспитатель С печью связано много поверий, обрядов. По народным поверьям, под печью или за нею живёт Домовой-душа избы, покровитель домашнего очага. В старину его ласково называли «хозяином». А для того, чтобы противостоять болезням, делали обереги Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. Куклы Лихоманки из лоскутов и вешали их сразу несколько штук за печкой. Залетит злой дух в дом и первым увидит куклу, а не человека, кинется к ней и там застрянет. Осень,  когда начинается большинство простудных заболеваний самое время для изготовления кукол Лихоманок. А весной, на масленицу их сжигали.

 А теперь, как говорили наши предки. «Делу - время, потехе - час»

Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?

1 ребенок: Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

2 ребенок: Сделал дело, гуляй смело.

3 ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

4 ребенок: Рабочие руки не знают скуки.

5 ребенок: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

6 ребенок: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7 ребенок: Делу время, потехе час.

8 ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.

Я приглашаю вас на посиделки , изготовим с вами оберег куколу-Лихоманку осеннюю.  Но прежде мы поиграем в пальчиковую игру « Замочек»

На двери висит замок кто его открыть бы смог

Покрутили, потянули, постучали и открыли.

(Дети проходят к столам выполняют работу)

 Выставка работ.

Воспитатель: А нашим дорогим гостям мы тоже подарим обереги , чтобы они не болели ( дети дарят обереги)

Воспитатель: Пора вам домой возвращаться.

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)

Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...

Конспект "Поморская изба"

Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...