Конспект "Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Валюх Анастасия Николаевна

Данный конспект занятия предназначен для патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkoy_izboy.zanyatie.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Ласточка»

Игровое занятие

«Знакомство с русской избой»

Подготовила: Валюх А.Н. ,

воспитатель

г.Камень-на-Оби

2022 год

Приоритетная образовательная область:«Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Социально – коммуникативное», «Речевое».

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, практическая.

Цель: создать условия для формирования знаний детей о предметах быта русской избы.
Задачи:
Образовательные :формировать знания детей о предметах быта русского народа.
Развивающие: развивать и обогащать словарный запас, мышление, память, речь и  внимание.
Воспитательные:воспитывать любовь к прекрасному, к Родине, патриотические чувства.
Методические приемы.

1.Организационный момент (приветствие гостей, беседа);

2.Сюрпризный момент (встреча гостя – Дед Краевед);

3. Словесные (обобщающая беседа, объяснение, оценка детской речи, вопрос);

4.Наглядные (презентация, иллюстрации, карточки к заданиям);

5.Игровые ( физкультминутка, игровые задания (карточки), загадки).

Оборудование: мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук, акустическая система, беспроводная мышь; мультимедийная презентация, карточки с заданиями на каждого ребенка.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательная

Расширение и закрепление знаний о предметах быта и утвари русской избы.

Игровая

Путешествие по русской избе с использованием презентации, переход от одного предмета к другому с помощью игровых заданий разного вида на закрепление. Использование физминутки «Теремок» .

Коммуникативная

Беседы о каждом предмете быта, подведение итога, выявление трудностей и самых интересных заданий.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Организационный момент

Слайд 1

-Здравствуйте, дети! Сегодня мы  с вами отправимся в путешествие в прошлое.

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу (хором:«Здравствуйте!»).
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» (хором:«Привет!»)

и «Добрый день!» (хором:«Добрый день!»);
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!! (хором:«Доброе утро!»)

- Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики.

- Я тоже рада всех вас видеть, и желаю всем успехов на нашем занятии!

Дети приветствуют педагога и гостей

Дети проявляют доброжелательность, приветливость.

Основная часть

 (Слайд 2)

– Милости прощу, гости дорогие!

Меня зовут Дед Краевед. Хлеб да соль, с поклоном приглашаю

вас. Знаете, как здоровались в старину?

Говорили: «3драве буде», то есть будьте здоровы, здравствуйте.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!

Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных

возле порога.

Готовы перенестись в прошлое, окунуться в старину, узнать

больше о жизни наших предков?

-Давайте поиграем!

Проведи маму-козу к домику по дорожке (раздаю распечатанный вариант на каждого ребенка).

-Молодцы, справились!

(Слайд 3)

- А теперь отгадайте загадку.

Стоит жилище

Деревянные бочища,

Внутри печь да дрова.

Это русская…(изба)

На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

-Дети, вы запомнили, где строили новую избу?

-Как выбирали место строительства?

(Слайд 4)

-Сени-помещение, куда человек попадает сразу при входе в дом. Помимо сохранения тепла сени использовали для размещения необходимых вещей (подобие кладовки), некоторые организовали в помещении чулан для продуктов.

-Что такое сени?

-Для чего использовали сени?

Пословицы русского народа (несколько детей учат дома заранее, потом рассказывают на занятие):

- Не дом хозяина красит, а хозяин дом. (Слайд 5)

- Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай! (Слайд 6)

- Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Слайд 7)

-Кто попытается объяснить смысл пословиц?

(Слайд 8)

-Отгадайте загадку.

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт. (печь)

Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Еда, приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная.

(Слайд 9)

-Давайте поиграем, ребята! Обведи по точкам и раскрасьте (раздаю распечатанный вариант на каждого ребенка).

-Молодцы, дети, какие красивые у вас печки.

-Что такое русская печь?

-Для чего она нужна?

(Слайд 10)

-Отгадайте загадку, дети.

В лесу родился, в лесу вырастал.

В избу пришел – всю родню собрал.

За ним сидят, с аппетитом едят.(стол)

Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался «красным», то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью,  за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи - хозяин.

-Что лежало на столе?

-Кто занимал центральное место за столом?

(Слайд 11)

- Следующая загадка, давайте скорее ее отгадаем.

У бабушки есть сейф

Давно уже не новый,

Он вовсе не стальной,

А кованый, дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже .

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком.

(вещевой сундук )

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках.

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

-Для чего использовали сундук?

-Как его украшали?

-Какой считалась семья, у которой  был сундук?

-Ребята, давайте немного отдохнём, встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной.

Физминутка «Теремок»
Наш весёлый теремок: он не низок, не высок. (встать на носки, присесть)
В нём лягушка прыг да прыг, (прыжки)
Воробьишка чик – чирик, (махи руками)
П
етушок тянет носок, (ходьба на месте с выс. подн. колен)
И
 зайчишка скок да скок. (прыжки на месте)
Мушка крылышками машет, (бег на месте)
Мышка же с платочком пляшет. (дети пляшут)
Ёж закрыл дверной замок,
Сторожит он теремок (хлопки).

-Молодцы, отдохнули, а теперь снова за работу.

-Как называлась физминутка?

-Из чего сделан теремок?

-Относится ли он к виду русской избы?

(Слайд 12)

-Отгадайте загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченившись бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.(самовар)

Чаепитие за самоваром -отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое.

-Найдите отличия (картинки с самоваром и детьми).

-Молодцы, кто нашёл все отличия, а кто не справился, то ничего страшного, в следующий раз будьте внимательнее.

 (Слайд 13)

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи.

Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев.

Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей.

-Что такое садник?

-Что такое кочерга?

-Что такое ухват?

 -Поиграем, соберите картинку (образец картинки на слайде, а каждому ребенку нужно собрать ее, раздаю пазл).

Слушают педагога, встречают Деда Краеведа.

Дети проходят и садятся на стульчики, просматривают презентацию и отвечают на вопросы.

Дети проводят маму-козу к домику по дорожке.

Отгадывают загадку.

Дети отвечают на вопросы.

Слушают рассказ воспитателя, смотрят слайды с иллюстрациями.

Несколько детей выучили дома пословицы,  рассказывают их, объясняя смысл.

Дети отгадывают загадку, отвечают на вопросы.

Обводят по точкам и раскрашивают печь.

Дети отвечают на вопросы.

Дети отгадывают загадку, слушают педагога, отвечают на вопросы.

Просматривают презентацию и отвечают на вопросы.

Дети выполняют физкультминутку.

Дети проходят и садятся на стульчики, просматривают презентацию и отвечают на поставленные вопросы педагога.

Дети отвечают на поставленные вопросы воспитателя.

Собирают картинку-пазл.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

Проявляют речевую и мыслительную активность, отвечают полным предложением.

Развит интеллект.

Развито воображение и фантазия.

Проявляют интерес к работе.

Проявляют усидчивость.

Развито воображение и фантазия.

Развит интеллект.

Обеспечена потребность детей в движении.

Развито воображение и фантазия.

Проявляют речевую и мыслительную активность, отвечают полным ответом.

Проявляют речевую и мыслительную активность, дети отвечают полным ответом.

Дети успешно справились с поставленными задачами.

Заключительная часть

Итог: 

-Дети, наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, кто сегодня к Вам  приходил в гости?

-С чем знакомились? Кто запомнил тему занятия?

-Какие предметы быта больше запомнились? Для чего они предназначены?

-Чем быт русской избы отличается от нашего дома или квартиры?

-Что обязательно было в русской избе?

-Какая игра понравилась больше? Почему?

- Вам трудно было выполнять задания?

-Какое задание было самым трудным?

-Самым интересным?

-Какое у вас настроение в конце нашего путешествия? 

-Молодцы, вы все хорошо справились со всеми заданиями! Спасибо за активную работу. До новых встреч! Попрощайтесь с нашими гостями.

Дети проводят рефлексию: отвечают на вопросы, говорят о том, что было самым интересным.

Прощаются с гостями и уходят в группу.

Дети успешно справились с поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...