Методическая разработка занятия "На поиски музыкальной семьи Солнышка"
методическая разработка по музыке (средняя группа)

Басманова Светлана Станиславовна

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

ЦЕЛЬ: Развитие музыкально-творческих способностей детей.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Различать характер музыкального произведения, выполнять соответствующие движения;
  • Ассоциировать характер музыки с образом;
  • Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
  • Формировать певческие навыки.

 РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать творческую фантазию;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
  • Формировать выразительную координацию движений;
  • Развивать танцевально-ритмические движения;
  • Развивать умения ориентироваться в пространстве.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать интерес к музыкальной деятельности;

Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

              «Детский сад №224 «Здоровье» комбинированного типа

Методическая разработка участника регионального конкурса

           «Пин-код успешности: открытое пространство»

Номинация: «Удивительный мир музыки»

Тема: «На поиски музыкальной семьи Солнышка»

Автор – составитель: Басманова Светлана Станиславовна

                                        МБДОУ «Детский сад №224 «Здоровье»

                                        музыкальный руководитель

                                     

                                                     

                                                       

                                                         Барнаул

                                                            2024

                            Пояснительная записка

«Счастлив тот, кто занимается любимым делом. И вдвойне счастлив тот, кто посвятил себя этому не по необходимости, а потому что сам так решил».

                                                                                                         Эндрю Мэтьюз

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Для того, чтобы ребёнок вырос в нашем современном мире, добрым, открытым, отзывчивым и мог совершать добрые дела, сопереживать, помогать, радоваться от души за себя и за своих сверстников, нам взрослым необходимо окружить его заботой, любовью и всецело поддерживать знакомство с красотой искусства. Неисчерпаемым источником такого искусства считаются театр, живопись, музыка. Именно музыка сопровождает нас постоянно. Задача педагога –помочь ребёнку узнать и сделать своим духовным достоянием наследство родной культуры. Именно музыка побуждает ребёнка к самовыражению, знакомит с окружающим миром. 2024 год объявлен годом семьи, и поэтому я свою тему обозначила «На поиски музыкальной семьи Солнышка». Для детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, именно садик становится начинающим звеном семьи, где мы создаём условия для общения с музыкой, развиваем их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширяем кругозор, побуждаем детей к творчеству через музыкально-художественную деятельность.  

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:

Свою методическую разработку занятия я предлагаю для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

ЦЕЛЬ: Развитие музыкально-творческих способностей детей.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Различать характер музыкального произведения, выполнять соответствующие движения;
  • Ассоциировать характер музыки с образом;
  • Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
  • Формировать певческие навыки.

 РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать творческую фантазию;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
  • Формировать выразительную координацию движений;
  • Развивать танцевально-ритмические движения;
  • Развивать умения ориентироваться в пространстве.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать интерес к музыкальной деятельности;
  • Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении, умеют распознавать грустный и весёлый характер произведения. Накапливают музыкальные впечатления, двигаются в танце, согласно музыке и тексту, выражают положительные эмоции, поют песню, выполняют ритмический рисунок, владеют музыкальными инструментами, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Путешествие.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ:

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная, дидактические пособия.

РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

  • Музыкальный центр;
  • Проектор;
  • Фортепиано;
  • Дидактическое пособие «Ритмический тренажёр»;
  • Дидактическое пособие: Солнышко, нотки, смайлики, звери (мишка, заяц, птичка);
  • Дидактическое пособие: «Снегирь в варежке» (поддувалочка)
  • Дидактическое пособие: «Загадки»
  • Коробка для атрибутов;
  • Платочки;
  • Музыкальные инструменты: бубны, ложки;
  • Записи фонограмм: «Паровоз» Г.Эрнесакс, «Зайчики» Ю.Рожавская, «Шагаем, как медведи» Е.Каменоградский; «Жаворонок»М.Глинка, «Пляска с платочком» русская народная мелодия.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Организация: Под музыку дети входят в зал и встают в круг.

Приветствие:

Муз.рук: Ребята, я очень рада видеть вас, и мы будем здороваться сейчас:  

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! (муз.рук пропевает мелодию приветствия в восходящем и нисходящем движении)

Давайте все похлопаем и ножками потопаем, друг другу улыбнемся, и за руки возьмемся, скажем всем: «Привет!» (вместе с детьми приветствие сопровождается действиями)

Настроение у нас хорошее и радостное!

(в записи слышится плач).

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

Ой, а кто это плачет? (на стуле, возле фортепиано сидит Солнышко).

Солнышко: (в записи) Это я - Солнышко! И я музыкальное, потому что на моих лучиках живёт целая СЕМЬЯ удивительных нот! С которыми я могу и петь, и танцевать, и на музыкальных инструментах играть. Но случилась беда, налетел сильный ветер, и сдул с моих лучиков несколько ноток, и теперь, когда их не хватает, наша музыкальная семья не может радоваться, не может петь и танцевать…

Муз.рук: Ребята, что же нам делать? (надо найти нотки).

СОЗДАНИЕ МОТИВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ.

Правильно! А где же нам их искать? (звучит гудок паровоза). А поможет нам в этом паровозик. Скорее вставайте все друг за другом, и вместе с Солнышком мы отправляемся. Готовы?

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Музыкально-ритмические движения:

 (звучит музыка «Паровоз» Г.Эрнесакса). По окончанию музыки, на экране проектора появляется красочная заставка «Удивительный мир музыки».

Муз.рук: Вот здесь то и живут: музыка, музыкальные инструменты, песни, танцы. Возможно наши нотки попали сюда. (На экране появляется рыжий пёс).

Пёс: (в записи) Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы собрались искать нотки для Солнышка, и решил вас отвезти на паровозике в этот прекрасный музыкальный мир. У меня есть вот такая удивительная коробочка, я думаю, что вы там найдете подсказку. (коробка стоит рядом с проектором).

Муз.рук: Интересно, что же там? (достает из коробки зайчика) Ребята, кто это? А давайте попрыгаем, как зайчики (под музыку), а кто же еще здесь есть? (достаёт мишку). Давайте пошагаем, как мишки. (Дети изображают в движении образы животных под музыку из сборника И.Каплуновой «Зайчики», «Шагаем, как медведи»).

Дыхательная гимнастика:

Какие вы все молодцы, весело показали, как двигаются животные.

Предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику:

«Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине, он появится опять». Кто же это? (Снегирь)

Давайте носиком вдохнём, и подуем на снегиря, чтобы он улетал (поддувалочка «Снегирь в варежке»).                    

Ребята, посмотрите в коробочку, может в ней ещё что-то есть? (дети смотрят, и находят ноту). Мы нашли ноту! (прикрепляют на Солнышко).

Слушание:

Муз.рук: Ребята, нам надо немного отдохнуть и послушать, что же происходит в тишине. А вдруг нам будет ещё какая-то подсказка. (Дети рассаживаются на ковре, в это время звучит музыка).

Музыка: «Жаворонок» М.Глинка

Ребята, расскажите, какая была музыка? (ответы детей). А какое настроение у вас было, когда вы услышали эту музыку? Солнышко нам  может помочь…(в кармашках у Солнышка находятся два смайлика с грустным и весёлым настроением, дети выбирают).

После определения характера музыки, появляется птичка с конвертом, в котором находятся: загадки, картинки Матрёшек, изображающие ритмический рисунок, 2 нотки, кошечка)

Муз.рук: Ребята, смотрите, вот и подсказка прилетела. Давайте откроем конверт и посмотрим, что же в нём:

Загадка: 1. Надели яркие сапожки, взяли кошки в лапы…(ложки) /иллюстрация/

                2.Мишка очень дружелюбен, заиграл в весёлый…(бубен) /иллюстрация/

Развитие чувства ритма. Игра на музыкальном инструменте:

Смотрите ребята, птичка принесла нам картинки Матрёшек. Матрёшка считается нашим национальным сувениром. Ее всегда покупают люди, которые приезжают в гости, в нашу страну. И она не одна, у нее тоже своя семья. В каждой Матрёшке есть Матрёшка меньшего размера. На нашей картинке какие изображены Матрёшки? (большие и маленькие). Как мы будем в музыке называть больших Матрёшек? (ТА), а маленьких? (ти).

Я предлагаю вам поиграть на наших музыкальных инструментах. Картинки с Матрёшками нам помогут исполнить песенку «Андрей-воробей».

Оркестр: «Андрей-воробей» (детей разделить на две группы: по одному ритмическому рисунку играют дети на ложках, затем по другому ритмическому рисунку дети играют на бубнах)

Муз.рук: Молодцы, ребята! Вы настоящие музыканты! Смотрите, а в конверте еще есть нотки, (прикрепить нотки на Солнышко), и ещё есть кошечка. Давайте поиграем пальчиками, сделаем гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «Кошкин дом»

Динь, динь, (на каждое слово стучим кулачком каждой руки по ножкам) бом (хлопок в ладоши),

 динь, динь, бом

Бежит лошадка (по коленям кисти рук изображают бег) с бубенцом (показать воображаемые колокольчики)

С нею котики верхом, едут в гости в кошкин дом (показать царапающие движения от кисти к локтю одной руки, затем другой руки)

Динь, динь, бом, динь, динь, бом (движения повторяются)

В дверь стучали кулачком (постучать кулачок об кулачок)

Кошка вышла с пирогом (стряпают пироги), напоила молочком (показать миску из ладошек)

Динь, динь, бом, динь, динь, бом (движения те же)

Танцевали каблучком (соединять и рассоединять кончики пальчиков обеих рук)

Пляска:

Я предлагаю вам потанцевать.                                                                                                                                         «Пляска с платочком» русская народная мелодия (сборник И.Каплуновой)

(Музыкальный руководитель раздаёт платочки, а на двух платочках прицеплены две нотки, дети их находят и прикрепляют к Солнышку.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Пение:

Муз.рук: Ребята, посмотрите наше Солнышко, снова стало музыкальным! И давайте споём ему песенку.

Песня «Солнышко» А.Галямовой

Подведение итогов. Оценка деятельности детей и самооценка.

Муз.рук: Какие вы молодцы, что помогли Солнышку найти всю его музыкальную семью!

Солнышко: (в записи) Мне очень было приятно с вами играть! Спасибо, что нашли все мои нотки, теперь моя музыкальная семья в полном составе, у нас всё получилось, а почему?

Муз.рук: Потому что мы были очень дружные и делали всё вместе. Ведь только в дружной и доброй семье всегда всё получается! Музыкальная семья Солнышка всегда будет нас радовать своими удивительными прекрасными нотками.  

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  • Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

И.Каплунова, И.Новоскольцева;

  • Музыкальное воспитание в детском саду М.Зацепина;
  • Песня «Солнышко» А.Галямова (песня автора)
  • «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева конспекты музыкальных занятий, средняя группа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Солнышко стучится-к нам весна примчится".

Данная методическая разработка показывает как можно познакомить детей со временем года, с его характерными признаками. В методической разработке используются дидактические игры, пальчиковая гимнастика...

Методическая разработка занятия по ФЭМП в старшей группе по теме «В поиске сказок»

Методическая разработка занятия по ФЭМП в старшей группе по теме «В поиске сказок»...

Методическая разработка занятия: «Путешествие за лучиками для нашего солнышка»

Методическая разработка занятия: «Путешествие за лучиками для нашего солнышка»...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко..»

Способствовать развитию общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; дать детям элементарные представления о природном объекте - солнце, его влиянии на окружающий мир...

Методическая разработка занятия "Народные музыкальные инструменты" для детей подготовительной группы детского сада.

Методическая разработка по теме "Народные музыкальные инструменты"  является разработкой итогового занятия, обобщающего знания, умения, навыки детей подготовительного к школе возраста, ...

«Методическая разработка занятия по физическому развитию с детьми подготовительной к школе группы с использованием нетрадиционного оборудования (Тренажер «Солнышко»).

В методической разработке занятия использовано нетрадиционное оборудование - тренажер "солнышко" ( авторское оборудование).Цель данного занятия - познакомить педагогов с новыми упражнениями ...