конспект занятия "Море в произведениях Н.А. Римского -Корсакова"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Пузырёва Светлана Викторовна

цель занятия приобщение детей к изобразительному искусству через музыкальную деятельность. Его можно использовать как первую часть занятия  интегрированного с рисованием

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Море» в произведениях Н.А. Римского-Корсакова

Цель : приобщение к изобразительному искусству через музыкальную деятельность

Задачи:

  1. Учить создавать описание музыкального произведения, используя средства музыкальной выразительности (регистр, динамику, лад)
  2. Развивать чувство ритма, мелодический слух, устную речь.
  3. Воспитание патриотизма на культурном наследии выдающихся людей России.

Ход занятия:

  1. Приветствие

  1. Музыкально – ритмические движения

Музыкальная игра «Море волнуется раз»

  1. Основная часть
  • Знакомство с композитором Н.А. Римским-Корсаковым

Сего дня я познакомлю вас с новым произведением великого и всемирно известного композитора Николая Андреевича Римского –Корсакова. Я не хочу говорить название произведение, думаю, что вы сами сможете его определить, если внимательно послушаете. Но сначала расскажу немного об этом композиторе.

Музыкальные способности  его  родители заметили ещё в три года. Однажды мама музицировала, а маленький Коля подыгрывал на барабане и попадал точно в ритм музыке. После чего ему пригласили педагога и Николай получил домашнее музыкальное образование. Он страшно не любил эти уроки, но зато с удовольствием придумывал новые концовки произведениям.  Говорил, что так намного интереснее. Николай мечтал стать морским офицером и его мечта сбылась. Он учился в Петербургском  морском кадетском корпусе. По окончании кадетского корпуса, молодой гардемарин Римский –Корсаков отправился в кругосветное плавание, которое продолжалось 3 года.  За это время он так полюбил море, что часто использовал тему моря в своих произведениях. А вообще Римского-Корсакова называют «сказочником» так как он много написал сказочных произведений. Сегодня мы послушаем маленький отрывок из оперы «Садко».

- Вы знаете кто такой Садко?

Это певец – гусляр. (показать картинку). Чуть позже я вам расскажу краткое содержание сказки.

И так, а сейчас  я предлагаю послушать отрывок из оперы «Садко» и ответить на вопрос:

О каком природной  стихии  рассказывает композитор?

  • Прослушивание музыки.
  • Создание морского пейзажа по прослушанному произведению.

Вы готовы назвать природную стихию? (ответы детей)

Предлагаю вам выбрать подходящую картинку.

На слайде появляются 4 картинки ( море, река, ручей, озеро)

А теперь давайте определим, какое море вы услышали, расскажите о музыке какая она была? ( суровая, громкая, жёсткая, злая)

Посмотрите на разные виды моря, какая картинка подходит больше всего? (показываю 3 картинки состояния моря). Параллельно на магнитной доске прикрепляю фон моря.

Чем можем дополнить нашу картину? ( кораблик, птицы)

Выберите птиц из предложенных ( журавли, коршуны, чайки, ласточки). Вспомните каких птиц вы видели на нашем Балтийском море. Куда мы их прикрепим? Вспомните поведение птиц во время шторма. (летают низко)

Теперь придумаем кораблик. Здесь подумайте хорошенько. Римский- Корсаков жил очень давно. Тогда не было современных лайнеров и яхт.

Выберите подходящее морское судно.( парусник, лодка, яхта).

Посмотрите какая картина у нас получилась.

Мы ещё можем добавить к нашей картине берег и Садко, который пришёл на берег реки Ильмень и стал петь красивые песни.

А теперь я предлагаю посмотреть картину известного художника-мариниста (рисующего море) Ивана Константиновича Айвазовского. Кстати его настоящее имя Ованэс Айвазян.

  • Знакомство с И.К. Айвазовским и интересными фактами его творчества.

Это поистине гениальный человек, он написал более 6000 полотен, они были такими реалистичными, что когда к нему в гости пришёл его друг Илья Ефимович Репин , также знаменитый художник, Айвазовский решил над ним пошутить. Перед входом в комнату Айвазовский поставил свою самую известную картину «9 вал» и первым в комнату отправил Репина. Открыв дверь Репин вскрикнул, подумав, что на него накатывает морская волна. Чтобы прийти в себя ему даже пришлось прилечь.  И так как я говорила, Айвазовский написал очень много морских пейзажей, я покажу несколько похожих на музыкальное произведение Римского-Корсакова.

Посмотрите как похожи наши картины!

  • Слушание шума в морских раковинах

Посмотрите, что у меня в руках? (показываю морские раковины) Они так долго пролежали в море, что до сих пор помнят его шум. Предлагаю послушать

  • Творческое задание: «Изобразить «шторм на море» на музыкальных инструментах.

А теперь попробуем сами воспроизвести звук моря на наших инструментах.

  1. Итог занятия

- О каких знаменитых людях, которые жили и трудились в России и оставили очень богатое наследие нам, вы сегодня узнали?

- Я предлагаю вам сегодня нарисовать море по памяти, каким вы его услышали.

  • Краткое содержание сказки.

В Великом Новгороде жил певец-гусляр Садко. Он так красиво пел, что все его приглашали на праздники веселить гостей. Но как-то три дня никто не приглашал Садко и он с горя пошёл к озеру Ильмень, где стал петь свои песни. Вдруг из водной пучины показался хозяин Ильмень-озера .  Он поблагодарил Садко за красивое пение, которое стало для гостей  водяного прекрасным весельем. За это водяной дал совет Садко как разбогатеть. Всё выполнил Садко как велел водяной и стал самым богатым купцом не только в Новгороде, но и во всей России. Однажды отправился Садко с дружиной в заморские страны продавать свой  товар, но корабли не двигались будто на якорях стоят. Понял Садко, что Царь морской требует жертвы для себя. Жребий пал на Садко. Лёг он на дубовую доску посреди моря и закрыл глаза. Корабли тот час все поплыли, а Садко оказался в подводном царстве. Там играл он на пиру, где собрались водяные всех рек, озёр и морей, да от плясок такое волнение на море поднялось, что много кораблей затонуло. Порвал тогда струны Садко, а заменить их нечем и море успокоилось. Тогда Царь решил женить Садко на одной из своих подводных красавиц. По совету водяного Ильмень-озера выбрал Садко в жёны последнюю из всех девушек сестру водяного, Чернаву-реку. Она помогла Садку вернуться в дом родной к жене. По этому случаю позвал Садко дружину свою верную в дом свой на пир по случаю возвращения. А сам Садко стал жить поживать и добра наживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова

Музыкальная гостиная проводится с целью закрепления знаний детей о творчестве композитора. Хороший повод музыкального руководителя имет общение с семьями воспитанников, т.к родители принимают участие ...

Детям о А.С. Пушкине и Н.А. Римском-Корсакове

Цель: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, воспитывать интерес к творчеству русского поэта; приобщать детей к музыкальному искусству через прослушивание произведений Н.А. Римского-Корсакова; ...

Технологическая карта интегрированного занятия на тему: «Гимн весне!» (в произведениях Н.А. Римского-Корсакова, М.В. Нестерова, А.Н. Островского) с детьми подготовительной к школе группы

Технологическая карта интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы(НОД)Непосредственная образовательная деятельность по формированию эмоционально-ценностного отношения к искусству...

Конспект НОД по слушанию музыки Н. Римского - Корсакова (итоговая, интегрированная)

НОД является итогом проекта по слушанию музыки Н. Римского- Корсакова. Дошкольники подготовительной группы узнают знакомые произведения и передают характер и настроение музыки в различных видах деятел...

Интегрированное занятие по произведениям К. Айвазовского и Н. Римского-Корсакова

Цель: Воспитание гармоничного высоконравственного человека. Задачи:Воспитывать интерес и желание познавать культурное  наследие страны...

"Три чуда" конспект занятия по ознакомлению с творчеством Н.А.Римского -Корсакова

Данный материал может быть использован родителями для озанкомления детей с творчеством Н.А.Римского- Корсакова в домашних условиях...

"Три чуда" конспект занятия по ознакомлению с творчеством Н.А.Римского -Корсакова

Конспект занятия может быть использован родителями для ознакомления детей с творчеством Н.А.Римского-Корсакова в домашних условиях...