Конспект НОД по слушанию музыки Н. Римского - Корсакова (итоговая, интегрированная)
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Колосова Светлана Александровна

НОД является итогом проекта по слушанию музыки Н. Римского- Корсакова. Дошкольники подготовительной группы узнают знакомые произведения и передают характер и настроение музыки в различных видах деятельности: слушание, игре, художественном чтении, рисовании, движении. Данный конспект получил диплом победителя в музыкальном конкурсе" Музыкальная капель" на сайте "воспитателям. ру".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rimskiy_-_korsakov_dlya_sayta.docx23.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г. Троицка»

отделение № 8

ММО

для музыкальных руководителей

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы

«Музыкальные образы»

(Слушание произведений композитора Н. Римского-Корсакова)

Составила и провела музыкальный руководитель:

Колосова С.А.

                                 

Тип НОД: интегрированный

Цель: формировать у детей интерес к классической и народной музыке; расширять кругозор посредством разных видов деятельности.

Задачи: «Художественно-эстетическое развитие»:

Приобщать детей  к музыкальному искусству;

Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания в процессе слушания разных по форме и содержанию музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова;

Развивать слуховое восприятие и ладовое чувство, творческую активность и воображение.

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Закрепить знания детей о музыкальных понятиях: динамика, темп, ритм, опера, оркестровая музыка.

Развивать умение передавать музыкальные образы в рисунке.

Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

музыкальный центр;

диск  с записями отрывков произведений Н. Римского-Корсакова;

мультимедийное оборудование;

фортепиано, аккордеон;

портрет Н. Римского-Корсакова;

слайды к сказке С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;

костюм  шмеля;

атрибуты: ширма; кукла белочки; корзинка с орешками, полотна для моря, ватман с нарисованной колыбелью, мелки для рисования.

Репертуар:

Н. А. Римский-Корсаков в записи «Оркестровое вступление к опере «Сказка о царе Салтане», «Полет шмеля», «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка», «Колыбельная» - фрагменты, отрывок из оперы «Садко» - «Песнь индийского гостя».

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

Фольклорная игра  «Тетерка шла».

Предварительная работа:

Беседа о композиторе  Н. А. Римском-Корсакове.

Слушание музыки Римского-Корсакова.

Знакомство с жанром – опера, оркестровая музыка и с музыкальными терминами: динамика, темп, ритм.

Чтение сказок «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».

Рассматривание иллюстраций  к сказкам.

Досуг «Масленица».

Ход НОД:

Звучит в записи музыка Н. Римского-Корсакова «Оркестровое вступление к опере «Сказка о царе Салтане»», дети входят в зал, здороваются с гостями.

Музыкальный руководитель: Для того, чтобы почувствовать запах цветка, нужно его…, чтобы узнать вкус пищи, нужно ее …, а чтобы понять и полюбить музыку, нужно ее …. Если музыку слушать внимательно, она может о многом рассказать. Музыка – волшебница, она имеет свою музыкальную речь. Как вы думаете, ребята, что вместо слов использует музыка? (мелодию, различные музыкальные  инструменты, динамику, темп, ритм). Музыка может передать любое настроение, выражает самые разные чувства и переживания.

        Сегодня мы с вами будем слушать музыку великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова (обращаю внимание детей на портрет композитора на экране).

Мы с вами уже познакомились с его творчеством. Он очень любил свою Родину, родную природу и сказки русских писателей. Вспомните – к каким сказкам Римский-Корсаков писал музыку («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»,  «Снегурочка», «Садко»).

        Сейчас мы послушаем музыку из оперы «Сказка о царе Салтане», только лучше слушать ее сидя (дети садятся).

Звучит фрагмент «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Дети, скажите – как называется музыка, которую мы послушали? (тема Белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»). Композитор изобразил с помощью музыки образ Белки.

Какая это музыка по характеру? (Эта музыка легкая, нежная и поднимает у нас настроение) А какую русскую народную песню использовал Николай Андреевич, сочиняя тему Белочки? (русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»). Мы слушали с вами это произведение в оркестровом исполнении и на фортепиано. Какое исполнение вам понравилось больше? (ответы детей).

        А кто написал сказку о царе Салтане? (А. С. Пушкин). Давайте вспомним, как  Пушкин передал образ белочки с помощью слов. Сейчас … прочитает нам отрывок из сказки.

Ребенок читает отрывок из сказки о царе Салтане:

Мы объехали весь свет,  за морем житьё не худо.

В свете ж есть такое чудо - остров на море лежит,

Град на острове стоит с златоглавыми церквами,

С теремами да садами, ель растёт перед дворцом,

А под ней - хрустальный дом, белка там живёт ручная,

Да затейница какая! Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт,

А орешки не простые  - все скорлупки золотые!

Ядра - чистый изумруд,  слуги белку стерегут.

(Во время чтения на экране - иллюстрация Белочки).

Музыкальный руководитель:  Вот так чудо! Хоть бы одним глазком посмотреть! Хотите увидеть белочку? (да).

На ширме появляется белочка с корзиной под фрагмент «Белочка»,

в корзине лежат орешки в золотой скорлупе.

 Здравствуй, белочка. Спой при всём честном народе «Во саду ли в огороде».

Белочка поёт 1 куплет песенки «Во саду ли в огороде»:

«Во саду ли, в огороде девица гуляла, невеличка, круглоличка, румяное личко».

На 2 куплет белочка пританцовывает.

Белка: Я из сказки к вам пришла и подарки принесла (показывает корзину ). А теперь пора опять в сказку мне свою бежать! (убегает).

Музыкальный руководитель: Замечательная белочка к нам прибегала, спела песенку и оставила подарки.

        Как называется  музыкальный  инструмент, сопровождающий пение  Белочки? (аккордеон).

Дети, послушайте фрагмент еще одного  произведения из оперы к сказке о царе Салтане.

Звучит начало музыки «Полет шмеля».

Вы узнали эту музыку? (Полет шмеля). Правильно. Дети, хотите попасть на мгновение в сказку? (да). Вы мне должны помочь, согласны? (да). Сейчас мы выберем шмеля и детей, которые будут изображать волны на море. Шмель будет летать среди волн,  и приземлиться на корабле.

 (На экране появляется иллюстрация корабля из сказки).

Танцевальная импровизация под запись музыки «Полет шмеля».

Дети,  в какой сказке мы с вами побывали? (в «Сказке о царе Салтане»).

(Убрать экран).

         Н. А. Римский-Корсаков писал свою музыку и к другим сказкам и создал огромные музыкальные произведения - оперы. С помощью музыки композитор передает образы всех героев сказки. И если в Сказке о царе Салтане, Римский-Корсаков для темы Белочки взял народную песенку «Во саду ли в огороде», то позже он стал создавать сам такие произведения, которые по духу и звучанию были очень близки к народным.  Особенно это удалось ему в опере «Снегурочка». Николай Андреевич яркими средствами музыкальной выразительности передает образ весенней природы.  Обратите внимание на живой, веселый характер музыки.  Послушайте и вспомните, как называется этот отрывок из оперы?

Звучит фрагмент музыки из оперы к сказке «Снегурочка» -

 «Прощай, масленица!»

(Дети слушают музыку и называют ее).

Музыкальный руководитель: Давным-давно люди отмечают праздник – Масленица. Что это за праздник? (Масленица – праздник, когда все люди провожают зиму и встречают весну.). Мы с вами тоже отмечали этот праздник. Что мы делали? Давайте вспомним народную игру «Тетерка шла».

Фольклорная игра «Тетерка шла»:

Тетерка шла, моховая шла, да по ельничку, по березничку.

Отворяйте хоровод, пропускайте весь народ!

Мне б самой пройти, всех детей провести! Сама прошла, всех детей провела…

Самого лучшего оставила!

(Ход игры: Дети встают в хоровод, двое играющих берутся за руки, образуя ворота, все поют. Хоровод  проходит через ворота непрерывно, на слова «самого лучшего оставила» - ворота опускаются вниз и ловят ребенка, пойманный ребенок присоединяется к воротам, образуя новые и так далее. Игра повторяется до тех пор, пока в хороводе не останется детей»).

Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил много замечательной музыки: это и оперы, и симфонические произведения,  и романсы,  и песни.  Одну из песен мы сейчас с вами послушаем и вспомним.

Звучит фрагмент «Колыбельной песни».

Музыкальный руководитель: Дети, вы узнали эту песню? Как она называется? (Колыбельная). Какой характер у этого произведения? (дети отвечают). Что вы представляете, когда слышите эту волшебную музыку? (дети отвечают). Сегодня я предлагаю вам не просто послушать эту музыку, но и нарисовать то, что вы себе представляете, слушая ее.

Звучит «Колыбельная», дети рисуют.

Музыкальный руководитель: Молодцы, очень красивая у нас получилась картина. Пусть она украсит вашу группу.  

Какие же произведения Римского-Корсакова мы сегодня слушали? Я предлагаю вам дома с родителями послушать еще музыку Н. А. Римского-Корсакова и нарисовать то произведение, которое вам понравилось больше всего. А потом вы принесете свои рисунки в детский сад, мы с вами их рассмотрим, поговорим о том, что вы нарисовали и устроим выставку для других детей.

Сегодня наша встреча с музыкой подходит к концу, но мы будем продолжать знакомство с великими композиторами.

Дети уходят в группу под музыку Н. А. Римского-Корсакова «Песнь индийского гостя» из оперы «Садко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по слушанью музыки во второй младшей группе. "Просьба, радость , печаль."

Конспект доминантного занятия по слушанию музыки во второй младшей группе "Просьба, радость, печаль". Занятие составлено на основе программы по слушанию классической музыки О. Радыновой &quo...

Конспект НОД по слушанию музыки "Сказочное путешествие с музыкой". Средняя группа

На занятии дети совершат путешествие в музыкальный мир композитора Камиля Сен-Санса. В этом им помогут композиции из цикла "Карнавал животных"....

Конспект НОД по слушанию музыки

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе восприятия музыки. Задачи:Образовательные: - учить детей различать характер музыки, средства музыкальной выразительности;- зна...

Конспект ННОД по слушанию музыки П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

Конспект ННОД по слушанию музыки.П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».На экране слайд 2  презентации.М.р.: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите портрет великого русского ко...

"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе

quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...

Конспект занятия по слушанию музыки "Волшебное путешествие". Интегрированное занятие с применением ИКТ.

Расширять представление детей о воплощении сказочных образов в музыке. Побуждать сопоставлять контрастные музыкальные характеристики, давать им соответствующую оценку. Развивать тембровый слух. Воспит...