Конспект НОД по слушанию музыки
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Лебедева Ирина Владимировна

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе восприятия музыки.

 

Задачи:

Образовательные:

 - учить детей различать характер музыки, средства музыкальной выразительности;

- знакомить с творчеством композитора К. Сен-Санса;

- закрепить значение слова «сюита»;

- закреплять знания о струнных музыкальных инструментах.

Развивающие:

 - развивать ритмический и интонационный слух детей;

- развивать чувство ритма;

- развивать творческие способности;

- развивать интерес к музыкально-игровой деятельности;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать музыкальный слух, внимание, память.

Воспитательные:

 - формировать интерес к классической музыке и культуру слушания;

- воспитывать любовь к окружающему миру через восприятие музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 74 общеразвивающего вида Калининского района  Санкт-Петербурга

Конспект НОД

 по восприятию музыки

«Музыкальные картины Камиля Сен-Санса»

для детей подготовительной группы.

        Используемые технологии:

  • развивающие
  • икт (информационно -коммуникационные)
  • личностно-ориентированные
  • игровые
  • здоровьесберегающие (музыкотерапия)

                                                 Подготовила:

                                                                          музыкальный руководитель

                                                                     Лебедева Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2016

«Музыкальные картины Камиля Сен-Санса»

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе восприятия музыки.

Задачи:

Образовательные:

 - учить детей различать характер музыки, средства музыкальной выразительности;

- знакомить с творчеством композитора К. Сен-Санса;

- закрепить значение слова «сюита»;

- закреплять знания о струнных музыкальных инструментах.

Развивающие:

 - развивать ритмический и интонационный слух детей;

- развивать чувство ритма;

- развивать творческие способности;

- развивать интерес к музыкально-игровой деятельности;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать музыкальный слух, внимание, память.

Воспитательные:

 - формировать интерес к классической музыке и культуру слушания;

- воспитывать любовь к окружающему миру через восприятие музыки.

Предварительная работа:

- знакомство с творчеством композитора К. Сен-Санса;

- прослушивание произведений К. Сен-Санса: «Кенгуру», «Аквариум», «Королевский марш льва»;

- знакомство с инструментами входящими в состав струнного оркестра;

- знакомство с игрой «Царь зверей».

Материалы и оборудование :

  • Демонстрационный:

- проектор,  ноутбук, фортепиано, музыкальный центр, магнитная доска;

- пригласительный билет,  портрет композитора К. Сен-Санса;

- записи музыкальных произведений (К. Сен-Санса «Кенгуру», «Лебедь», «Аквариум», «Королевский марш льва») .

  • Раздаточный:

- изображения музыкальных инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас),

- маска-шапочка Льва.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Сдайд №1(Приветствие)

Дети заходят в зал, встают в круг.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»

Муз.рук:  Доброе утро как птица,

                 Ласково и нежно в окно к нам стучится,

                 Солнышко поднимается,

                 Сверху нам улыбается!

– Посмотрим друг на друга, улыбнемся, и подарим друг другу хорошее настроение.

-Здравствуйте (поет музыкальный руководитель, дети повторяют)

Муз.рук:

                Все на свете дети знают -

                Звуки разные бывают.

                Журавлей прощальный клёкот,

                Самолёта громкий рокот.

                Гул машины во дворе,

                Лай собаки в конуре,

                Стук колёс и шум станка,

                Тихий шелест ветерка,

                Это звуки шумовые

                Только есть ещё другие,

                Ни шуршания, ни стука        

                Музыкальные есть звуки.

Муз. рук: О каких звуках вы услышали в стихотворении?

Дети: О шумовых и музыкальных.

Муз.рук: А где в жизни вы встречаетесь с музыкой?

Дети: В концертном зале, театре, по радио, телевидении, в записях на магнитофоне.

Муз. рук: Правильно, молодцы! Ребята, каждая встреча с музыкой – это что-то чудесное и необычное. И сегодня тоже, нас ждет необычная встреча. Посмотрите, ребята (показывает пригласительный билет, нам прислали приглашение на выставку картин. А кто прислал, не подписано? А вы хотели бы отправиться на выставку?

Дети: Да, хотим!

Муз.рук: Я тоже очень хочу! Тогда, проходите, посмотрим, кто же нас пригласил на эту выставку.

Слайд № 2 (Скрипичный ключ)

Муз. рук: Ой, ребята, музыкальный знак! Вы знаете, как он называется?

Дети: Скрипичный ключ (словарная работа: 2-3 ребенка повторяют название) .

Муз.рук: Правильно, Скрипичный ключ. Неужели, это он нас пригласил?

Под музыку в зал входит Скрипичный ключ.

Скрипичный ключ: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Скрипичный ключ:

Позвал я вас не без причины –

                         Продемонстрировать удивительные картины!

                 Поудобнее садитесь, вокруг осмотритесь

               Моя студия отличная, очень необычная

А вот и мои работы!

Слайд №3 (Пустые рамки)

Муз.рук: Ой, ребята! А где же изображение? С картинами что-то произошло? Может быть, мы сможем чем-то помочь?

Скрипичный ключ: Да, ребята, мне очень нужна ваша помощь! Эти картины не простые, а волшебные, музыкальные. У них есть не только изображение, но и звук. Нужно прослушать музыку каждой картины, произнести название музыкального произведения, тогда появится изображение.

Муз. рук: Ребята, поможем скрипичному ключу?

Дети: Да, поможем!

Муз. рук: Ребята, садитесь поудобнее, и внимательно послушайте, что же будет изображено на первой картине?

(звучит фрагмент «Кенгуру», К. Сен-Санса)

Муз. рук: Ребята, догадались, как будет называться первая картина?

Дети: Кенгуру.

Муз. рук: Правильно, ребята!

(в рамке постепенно проявляется изображение кенгуру)

Скрипичный ключ: Молодцы ребята! Благодаря вам совершилось чудо, на картине появилось изображение! А как рисует музыка образ Кенгуру?

Дети: Музыка отрывистая, быстрая, осторожная, изящная, грациозная, легкая.

Муз. рук: Да, кенгуру, передвигается изящными грациозными прыжками, осторожно озираясь по сторонам. На каком инструменте было исполнено это произведение?

Дети: На фортепьяно.

Муз. рук: Ребята, вы обратили внимание, музыка всегда изображала прыжки кенгуру, или животное иногда останавливалось?

Дети: Кунгуру останавливалось.

Муз. рук: Как звучала музыка, когда кенгуру останавливался?

Дети: Неторопливо, спокойно, тихо.

Муз. рук: А как зовут композитора, который сочинил это произведение?

Дети: Камиль Сен-Санс. 

(На мольберте появляется портрет композитора)

Муз. рук: Правильно, молодцы ребята, произведение, которое мы послушали, сочинил французский композитор Камиль Сен-Санс. Этот композитор начал учится музыки очень рано, в 3 года, в 5 лет, то есть, в вашем возрасте, он начал сочинять музыку, а в 10 лет, он уже выступал как настоящий пианист. Одним из наиболее известных произведений Камиля Сен-Санса, является сюита «Карнавал животных». Сюита – это инструментальное музыкальное произведение, которое состоит из нескольких небольших частей, объединенных одной темой. Произведение «Кенгуру», которое мы сейчас послушали, является одной из частей этой сюиты.

Муз. рук: Итак, ребята, музыка подсказала нам, что изображено на первой картине. Садитесь поудобнее, ребята, послушаем следующее музыкальное произведение.

(Звучит «Аквариум», К. Сен-Санса)

Муз. рук: Вы узнали это произведение?

Дети: Эта произведение называется «Аквариум».

(На экране проявляется картина «Аквариум»)

Скрипичный ключ: Молодцы, ребята! Появилась еще одна картина!

Муз. рук: Ребята, что такое аквариум? Кто там живет?

Дети: Это емкость для воды, в которой живут рыбки и растут водоросли.

Муз. рук: Как звучит музыка?

Дети: Звучит нежно, спокойно, волшебно, загадочно, изображается плеск воды. Это произведение тоже входит в состав сюиты «Карнавал животных».

Муз.рук: Ребята, вы можете показать движениями рук, как плавает рыба? (Дети пробуют показать руками движения)

Можно показать вот так (соединяет ладони, показывает волнообразные движения, дети повторяют) .

Пальчиковая гимнастика «Рыбка плавала в пруду»

«Рыбка плавала в пруду» — руки согнуты в локтях, кисти сомкнуты;

выполняется волнообразное движение руками

«Корм глотала на ходу» — поочередно соединять каждый палец правой

руки с большим пальцем

«Ротик открывала» — поочередно соединять каждый палец левой руки с

большим пальцем.

«А потом ныряла» — рука ныряет вниз.

Скрипичный ключ: Молодцы! А теперь, хочу, чтоб вы побывали в моем волшебном кинозале! Вам, ребята, предстоит испытание, надо выполнить трудное ритмическое задание. Приготовьтесь … 12345! Ритмический рисунок мы будем исполнять!

Слайд №4. (Показ презентации «Океан-море синее. Ритмическая игра»)

Муз. рук: Молодцы! Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся)

Слайд  №3 (На экране появляются все картины, две из которых с изображением)

Муз. рук: Посмотрите, ребята, мы уже видим изображение двух картин, а сейчас мы послушаем музыкальное произведение к следующей картине. Обратите внимание на то, как будет звучать музыка, в каком настроении, какие инструменты будут исполнять.

(Прослушивание «Лебедь» К.  Сен-Санс).

Муз. рук: Ребята, как звучала музыка, в каком настроении?

Дети: Музыка звучала спокойно, величественно, неторопливо, плавно, задумчиво.

Муз. рук: Правильно, ребята. Это произведение называется «Лебедь».

В рамке появляется изображение лебедя.

Скрипичный ключ: Молодцы, ребята, появилась еще одна картина!

Муз. рук: Вы обратили внимание, какие инструменты исполняют это произведение?

Дети: Фортепиано.

Муз. рук: Правильно, фортепиано, и еще один инструмент – виолончель.

На экране изображение виолончели.

Муз. рук: Этот инструмент похож на скрипку, но по размеру он намного больше.

Слайд № 5 (На экране изображение виолончелиста).

Муз. рук: Ребята, знаете ли вы еще инструменты, которые по форме похожи на скрипку и виолончель?

Дети: Альт, контрабас.

Муз. рук: Верно, молодцы! В состав какого оркестра входят эти инструменты?

Дети: В состав симфонического оркестра.

Муз. рук: Правильно. А как будет называться оркестр, который состоит только из этих инструментов? (Скрипка, альт, виолончель, контрабас?)

Дети: Струнный-смычковый

Муз. рук: Молодцы! Ребята, вы знаете, кто управляет оркестром?

Дети: Дирижер.

Муз. рук: Правильно. Как мы знаем, в оркестре все инструменты располагаются в определенном порядке. Подойдите к столу, возьмите по одному изображению музыкального инструмента. А затем выложите их в правильном порядке. Сначала те ребята, у которых скрипки, затем альты, затем виолончели, а потом контрабасы.

Дети выполняют задание.

Муз. рук: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием! Итак, какие инструменты исполняли произведение?

Дети: Фортепиано, виолончель.

Муз. рук: Сейчас мы послушаем это произведение еще раз, а каждый из вас представит себя настоящим лебедем, и попробует передать плавные и величественные движения этой прекрасной птицы.

Танцевальная импровизация под музыку К. Сен-Санса «Лебедь»

Дети садятся на стульчики

Муз. рук: Ребята, нам осталось узнать, кто же изображен на последней картине? Давайте послушаем, о ком расскажет нам музыка.

Звучит «Королевский марш льва», К. Сен-Санса.

Дети: Это лев.

Муз. рук: Правильно, молодцы, ребята!

(в рамке появляется изображение льва)

Скрипичный ключ: Молодцы. Ребята! Появилось еще одно изображение!

Муз. рук: Посмотрите, ребята, какой важных и грозный лев. Какой характер у этой музыки?

Дети: Царственный, торжественный, важный.

Муз. рук: Что делает лев под музыку?

Дети: Торжественно шагает

Муз. рук: Да, музыка передает горделивую царственную походку льва. В каком жанре написана эта пьеса, песня, танец, или марш?

Дети: Марш.

Муз. рук: А что прерывает марш?

Дети: Рычание льва.

Муз. рук: Царь зверей приветствует всех грозным рычанием и продолжает вышагивать, красуясь и нагоняя страх на всех зверей.

«Лев»

Отважен, строен и силен

В Африке живет он

У льва большая голова

И очень страшный зев

Он может когти обнажать

И грозно, грозно зарычать.

Ребята, предлагаю поиграть в игру.

Игра на развитие слухового внимания «Царь зверей»

Описание игры:

Дети встают в круг. Выбирается ведущий, ему надевается маска льва. Выходит за круг, поворачивается спиной к кругу. Дети передают по кругу игрушку (небольшого размера, при этом произносят следующие слова:

Лев, конечно, - это царь

И зверей он государь:

Грива царская и рык.

К уважению привык.

Его главная забота –

Это царская охота.

Все дети сжимают кулачки, руки за спиной.

Ребенок-ведущий заходит в круг. Ходит рядом с детьми внутри круга. Дети при этом рычат. Если ведущий подходит близко к ребенку, у которая игрушка, то дети рычат громче, если отходят далеко, то рычат тише. Игра заканчивается, когда игрушка найдена.

Муз. рук: Ребята, посмотрите, теперь видны все картины!  Теперь все картины видны, посмотрите, какие они красивые! Сегодня мы услышали несколько музыкальных произведений, как они называются? Из какой сюиты эти произведения?

Дети: Из сюиты«Карнавал животных».

 Музыкальные произведения «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь», «Королевский марш льва».

Муз. рук: Правильно. Какой композитор сочинил эти произведения?

Дети: Камиль Сен-Санс.

Муз. рук: Верно! Какое из этих произведений было самым добрым? Какое было самым загадочным? Какое было самым суровым? Какое произведение вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Скрипичный ключ: Ребята, я очень рад, что вы побывали на моей выставке и помогли вернуть всем картинам изображения! Спасибо, за помощь! И в память о нашей встрече, хочу подарить вам медальки с моей фотографией. До свидания, ребята!

Музыкальный руководитель раздает детям медали.

Выставка музыкальных картин Скрипичного ключа закрывается, и нам пора прощаться.

До свидания! (пропевают музыкальный руководитель, дети повторяют)

Дети уходят в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по слушанью музыки во второй младшей группе. "Просьба, радость , печаль."

Конспект доминантного занятия по слушанию музыки во второй младшей группе "Просьба, радость, печаль". Занятие составлено на основе программы по слушанию классической музыки О. Радыновой &quo...

Конспект НОД по слушанию музыки "Сказочное путешествие с музыкой". Средняя группа

На занятии дети совершат путешествие в музыкальный мир композитора Камиля Сен-Санса. В этом им помогут композиции из цикла "Карнавал животных"....

Конспект ННОД по слушанию музыки П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

Конспект ННОД по слушанию музыки.П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».На экране слайд 2  презентации.М.р.: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите портрет великого русского ко...

План-конспект НОД по слушанию музыки "Просьба, радость, печаль" (младшая группа)

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста....

Конспект занятий по слушанию музыки в старше группе песни "Воробышек" Птичкина.

1-е занятие.Сегодня мы послушаем песню, а о чем в ней поется, вы сами догадаетесь, если отгадаете интересную загадку.Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетает.Подбирает быстро крошкиИ спаса...

"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе

quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...