Конспект НОД по слушанию музыки
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе восприятия музыки.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей различать характер музыки, средства музыкальной выразительности;
- знакомить с творчеством композитора К. Сен-Санса;
- закрепить значение слова «сюита»;
- закреплять знания о струнных музыкальных инструментах.
Развивающие:
- развивать ритмический и интонационный слух детей;
- развивать чувство ритма;
- развивать творческие способности;
- развивать интерес к музыкально-игровой деятельности;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать музыкальный слух, внимание, память.
Воспитательные:
- формировать интерес к классической музыке и культуру слушания;
- воспитывать любовь к окружающему миру через восприятие музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 74 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД
по восприятию музыки
«Музыкальные картины Камиля Сен-Санса»
для детей подготовительной группы.
Используемые технологии:
- развивающие
- икт (информационно -коммуникационные)
- личностно-ориентированные
- игровые
- здоровьесберегающие (музыкотерапия)
Подготовила:
музыкальный руководитель
Лебедева Ирина Владимировна
Санкт-Петербург
2016
«Музыкальные картины Камиля Сен-Санса»
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе восприятия музыки.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей различать характер музыки, средства музыкальной выразительности;
- знакомить с творчеством композитора К. Сен-Санса;
- закрепить значение слова «сюита»;
- закреплять знания о струнных музыкальных инструментах.
Развивающие:
- развивать ритмический и интонационный слух детей;
- развивать чувство ритма;
- развивать творческие способности;
- развивать интерес к музыкально-игровой деятельности;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать музыкальный слух, внимание, память.
Воспитательные:
- формировать интерес к классической музыке и культуру слушания;
- воспитывать любовь к окружающему миру через восприятие музыки.
Предварительная работа:
- знакомство с творчеством композитора К. Сен-Санса;
- прослушивание произведений К. Сен-Санса: «Кенгуру», «Аквариум», «Королевский марш льва»;
- знакомство с инструментами входящими в состав струнного оркестра;
- знакомство с игрой «Царь зверей».
Материалы и оборудование :
- Демонстрационный:
- проектор, ноутбук, фортепиано, музыкальный центр, магнитная доска;
- пригласительный билет, портрет композитора К. Сен-Санса;
- записи музыкальных произведений (К. Сен-Санса «Кенгуру», «Лебедь», «Аквариум», «Королевский марш льва») .
- Раздаточный:
- изображения музыкальных инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас),
- маска-шапочка Льва.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Сдайд №1(Приветствие)
Дети заходят в зал, встают в круг.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»
Муз.рук: Доброе утро как птица,
Ласково и нежно в окно к нам стучится,
Солнышко поднимается,
Сверху нам улыбается!
– Посмотрим друг на друга, улыбнемся, и подарим друг другу хорошее настроение.
-Здравствуйте (поет музыкальный руководитель, дети повторяют)
Муз.рук:
Все на свете дети знают -
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот.
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка,
Это звуки шумовые
Только есть ещё другие,
Ни шуршания, ни стука
Музыкальные есть звуки.
Муз. рук: О каких звуках вы услышали в стихотворении?
Дети: О шумовых и музыкальных.
Муз.рук: А где в жизни вы встречаетесь с музыкой?
Дети: В концертном зале, театре, по радио, телевидении, в записях на магнитофоне.
Муз. рук: Правильно, молодцы! Ребята, каждая встреча с музыкой – это что-то чудесное и необычное. И сегодня тоже, нас ждет необычная встреча. Посмотрите, ребята (показывает пригласительный билет, нам прислали приглашение на выставку картин. А кто прислал, не подписано? А вы хотели бы отправиться на выставку?
Дети: Да, хотим!
Муз.рук: Я тоже очень хочу! Тогда, проходите, посмотрим, кто же нас пригласил на эту выставку.
Слайд № 2 (Скрипичный ключ)
Муз. рук: Ой, ребята, музыкальный знак! Вы знаете, как он называется?
Дети: Скрипичный ключ (словарная работа: 2-3 ребенка повторяют название) .
Муз.рук: Правильно, Скрипичный ключ. Неужели, это он нас пригласил?
Под музыку в зал входит Скрипичный ключ.
Скрипичный ключ: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Скрипичный ключ:
Позвал я вас не без причины –
Продемонстрировать удивительные картины!
Поудобнее садитесь, вокруг осмотритесь
Моя студия отличная, очень необычная
А вот и мои работы!
Слайд №3 (Пустые рамки)
Муз.рук: Ой, ребята! А где же изображение? С картинами что-то произошло? Может быть, мы сможем чем-то помочь?
Скрипичный ключ: Да, ребята, мне очень нужна ваша помощь! Эти картины не простые, а волшебные, музыкальные. У них есть не только изображение, но и звук. Нужно прослушать музыку каждой картины, произнести название музыкального произведения, тогда появится изображение.
Муз. рук: Ребята, поможем скрипичному ключу?
Дети: Да, поможем!
Муз. рук: Ребята, садитесь поудобнее, и внимательно послушайте, что же будет изображено на первой картине?
(звучит фрагмент «Кенгуру», К. Сен-Санса)
Муз. рук: Ребята, догадались, как будет называться первая картина?
Дети: Кенгуру.
Муз. рук: Правильно, ребята!
(в рамке постепенно проявляется изображение кенгуру)
Скрипичный ключ: Молодцы ребята! Благодаря вам совершилось чудо, на картине появилось изображение! А как рисует музыка образ Кенгуру?
Дети: Музыка отрывистая, быстрая, осторожная, изящная, грациозная, легкая.
Муз. рук: Да, кенгуру, передвигается изящными грациозными прыжками, осторожно озираясь по сторонам. На каком инструменте было исполнено это произведение?
Дети: На фортепьяно.
Муз. рук: Ребята, вы обратили внимание, музыка всегда изображала прыжки кенгуру, или животное иногда останавливалось?
Дети: Кунгуру останавливалось.
Муз. рук: Как звучала музыка, когда кенгуру останавливался?
Дети: Неторопливо, спокойно, тихо.
Муз. рук: А как зовут композитора, который сочинил это произведение?
Дети: Камиль Сен-Санс.
(На мольберте появляется портрет композитора)
Муз. рук: Правильно, молодцы ребята, произведение, которое мы послушали, сочинил французский композитор Камиль Сен-Санс. Этот композитор начал учится музыки очень рано, в 3 года, в 5 лет, то есть, в вашем возрасте, он начал сочинять музыку, а в 10 лет, он уже выступал как настоящий пианист. Одним из наиболее известных произведений Камиля Сен-Санса, является сюита «Карнавал животных». Сюита – это инструментальное музыкальное произведение, которое состоит из нескольких небольших частей, объединенных одной темой. Произведение «Кенгуру», которое мы сейчас послушали, является одной из частей этой сюиты.
Муз. рук: Итак, ребята, музыка подсказала нам, что изображено на первой картине. Садитесь поудобнее, ребята, послушаем следующее музыкальное произведение.
(Звучит «Аквариум», К. Сен-Санса)
Муз. рук: Вы узнали это произведение?
Дети: Эта произведение называется «Аквариум».
(На экране проявляется картина «Аквариум»)
Скрипичный ключ: Молодцы, ребята! Появилась еще одна картина!
Муз. рук: Ребята, что такое аквариум? Кто там живет?
Дети: Это емкость для воды, в которой живут рыбки и растут водоросли.
Муз. рук: Как звучит музыка?
Дети: Звучит нежно, спокойно, волшебно, загадочно, изображается плеск воды. Это произведение тоже входит в состав сюиты «Карнавал животных».
Муз.рук: Ребята, вы можете показать движениями рук, как плавает рыба? (Дети пробуют показать руками движения)
Можно показать вот так (соединяет ладони, показывает волнообразные движения, дети повторяют) .
Пальчиковая гимнастика «Рыбка плавала в пруду»
- «Рыбка плавала в пруду» — руки согнуты в локтях, кисти сомкнуты;
выполняется волнообразное движение руками
- «Корм глотала на ходу» — поочередно соединять каждый палец правой
руки с большим пальцем
- «Ротик открывала» — поочередно соединять каждый палец левой руки с
большим пальцем.
- «А потом ныряла» — рука ныряет вниз.
Скрипичный ключ: Молодцы! А теперь, хочу, чтоб вы побывали в моем волшебном кинозале! Вам, ребята, предстоит испытание, надо выполнить трудное ритмическое задание. Приготовьтесь … 12345! Ритмический рисунок мы будем исполнять!
Слайд №4. (Показ презентации «Океан-море синее. Ритмическая игра»)
Муз. рук: Молодцы! Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся)
Слайд №3 (На экране появляются все картины, две из которых с изображением)
Муз. рук: Посмотрите, ребята, мы уже видим изображение двух картин, а сейчас мы послушаем музыкальное произведение к следующей картине. Обратите внимание на то, как будет звучать музыка, в каком настроении, какие инструменты будут исполнять.
(Прослушивание «Лебедь» К. Сен-Санс).
Муз. рук: Ребята, как звучала музыка, в каком настроении?
Дети: Музыка звучала спокойно, величественно, неторопливо, плавно, задумчиво.
Муз. рук: Правильно, ребята. Это произведение называется «Лебедь».
В рамке появляется изображение лебедя.
Скрипичный ключ: Молодцы, ребята, появилась еще одна картина!
Муз. рук: Вы обратили внимание, какие инструменты исполняют это произведение?
Дети: Фортепиано.
Муз. рук: Правильно, фортепиано, и еще один инструмент – виолончель.
На экране изображение виолончели.
Муз. рук: Этот инструмент похож на скрипку, но по размеру он намного больше.
Слайд № 5 (На экране изображение виолончелиста).
Муз. рук: Ребята, знаете ли вы еще инструменты, которые по форме похожи на скрипку и виолончель?
Дети: Альт, контрабас.
Муз. рук: Верно, молодцы! В состав какого оркестра входят эти инструменты?
Дети: В состав симфонического оркестра.
Муз. рук: Правильно. А как будет называться оркестр, который состоит только из этих инструментов? (Скрипка, альт, виолончель, контрабас?)
Дети: Струнный-смычковый
Муз. рук: Молодцы! Ребята, вы знаете, кто управляет оркестром?
Дети: Дирижер.
Муз. рук: Правильно. Как мы знаем, в оркестре все инструменты располагаются в определенном порядке. Подойдите к столу, возьмите по одному изображению музыкального инструмента. А затем выложите их в правильном порядке. Сначала те ребята, у которых скрипки, затем альты, затем виолончели, а потом контрабасы.
Дети выполняют задание.
Муз. рук: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием! Итак, какие инструменты исполняли произведение?
Дети: Фортепиано, виолончель.
Муз. рук: Сейчас мы послушаем это произведение еще раз, а каждый из вас представит себя настоящим лебедем, и попробует передать плавные и величественные движения этой прекрасной птицы.
Танцевальная импровизация под музыку К. Сен-Санса «Лебедь»
Дети садятся на стульчики
Муз. рук: Ребята, нам осталось узнать, кто же изображен на последней картине? Давайте послушаем, о ком расскажет нам музыка.
Звучит «Королевский марш льва», К. Сен-Санса.
Дети: Это лев.
Муз. рук: Правильно, молодцы, ребята!
(в рамке появляется изображение льва)
Скрипичный ключ: Молодцы. Ребята! Появилось еще одно изображение!
Муз. рук: Посмотрите, ребята, какой важных и грозный лев. Какой характер у этой музыки?
Дети: Царственный, торжественный, важный.
Муз. рук: Что делает лев под музыку?
Дети: Торжественно шагает
Муз. рук: Да, музыка передает горделивую царственную походку льва. В каком жанре написана эта пьеса, песня, танец, или марш?
Дети: Марш.
Муз. рук: А что прерывает марш?
Дети: Рычание льва.
Муз. рук: Царь зверей приветствует всех грозным рычанием и продолжает вышагивать, красуясь и нагоняя страх на всех зверей.
«Лев»
Отважен, строен и силен
В Африке живет он
У льва большая голова
И очень страшный зев
Он может когти обнажать
И грозно, грозно зарычать.
Ребята, предлагаю поиграть в игру.
Игра на развитие слухового внимания «Царь зверей»
Описание игры:
Дети встают в круг. Выбирается ведущий, ему надевается маска льва. Выходит за круг, поворачивается спиной к кругу. Дети передают по кругу игрушку (небольшого размера, при этом произносят следующие слова:
Лев, конечно, - это царь
И зверей он государь:
Грива царская и рык.
К уважению привык.
Его главная забота –
Это царская охота.
Все дети сжимают кулачки, руки за спиной.
Ребенок-ведущий заходит в круг. Ходит рядом с детьми внутри круга. Дети при этом рычат. Если ведущий подходит близко к ребенку, у которая игрушка, то дети рычат громче, если отходят далеко, то рычат тише. Игра заканчивается, когда игрушка найдена.
Муз. рук: Ребята, посмотрите, теперь видны все картины! Теперь все картины видны, посмотрите, какие они красивые! Сегодня мы услышали несколько музыкальных произведений, как они называются? Из какой сюиты эти произведения?
Дети: Из сюиты«Карнавал животных».
Музыкальные произведения «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь», «Королевский марш льва».
Муз. рук: Правильно. Какой композитор сочинил эти произведения?
Дети: Камиль Сен-Санс.
Муз. рук: Верно! Какое из этих произведений было самым добрым? Какое было самым загадочным? Какое было самым суровым? Какое произведение вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Скрипичный ключ: Ребята, я очень рад, что вы побывали на моей выставке и помогли вернуть всем картинам изображения! Спасибо, за помощь! И в память о нашей встрече, хочу подарить вам медальки с моей фотографией. До свидания, ребята!
Музыкальный руководитель раздает детям медали.
Выставка музыкальных картин Скрипичного ключа закрывается, и нам пора прощаться.
До свидания! (пропевают музыкальный руководитель, дети повторяют)
Дети уходят в группу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по слушанью музыки во второй младшей группе. "Просьба, радость , печаль."
Конспект доминантного занятия по слушанию музыки во второй младшей группе "Просьба, радость, печаль". Занятие составлено на основе программы по слушанию классической музыки О. Радыновой &quo...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406819-1392666253.jpg)
Конспект НОД по слушанию музыки "Сказочное путешествие с музыкой". Средняя группа
На занятии дети совершат путешествие в музыкальный мир композитора Камиля Сен-Санса. В этом им помогут композиции из цикла "Карнавал животных"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-215149-1363291933.jpg)
Конспект ННОД по слушанию музыки П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
Конспект ННОД по слушанию музыки.П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».На экране слайд 2 презентации.М.р.: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите портрет великого русского ко...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/05/picture-1036024-1525530773.jpg)
План-конспект НОД по слушанию музыки "Просьба, радость, печаль" (младшая группа)
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1077762-1541316065.jpg)
Конспект занятий по слушанию музыки в старше группе песни "Воробышек" Птичкина.
1-е занятие.Сегодня мы послушаем песню, а о чем в ней поется, вы сами догадаетесь, если отгадаете интересную загадку.Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетает.Подбирает быстро крошкиИ спаса...
"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе
quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...