"Ярмарочное гуляние"
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Прокопова Гульнара Рашитовна

Открытое тематическое музыкальное занятие на основе русского народного традиционного фольклора для детей старшего возраста.

На занятии использованы различные формы традиционного фольклора: прибаутки, дразнилки, песни, орнаментальный хоровод, театрализация, традиционная пляска, частушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie_yarmarochnoe_gulyanie.docx43.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга

«ЯРМАРОЧНОЕ ГУЛЯНИЕ»

Конспект тематического занятия на основе традиционного фольклора для детей старшего возраста.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Образовательные технологии, используемые в данном конспекте:

- здоровьесберегающие технологии

- театрально-игровые технологии

- игровые технологии

Музыкальный руководитель: Прокопова Г.Р.

Санкт-Петербург

2023 г

«ЯРМАРОЧНОЕ ГУЛЯНИЕ»

Цель:

Формирование устойчивого интереса к родной культуре средствами  детского фольклора.

Обучающие задачи

  • ознакомление детей с традиционными  календарными праздниками;
  • разучивание малых форм детского фольклора: потешки, прибаутки, пестушки, заклички, числовки, дразнилки, докучные сказки;
  • пополнение коллекции игрового фольклора;
  • разучивание различных способов игры на ложках;

Развивающие задачи

  • развитие музыкальных способностей: голос, слух, ритм, память;
  • формирование в игровой форме вокально-певческих навыков: правильное дыхание, звуковедение, дикция и т.д.;
  • развитие речи средствами различных пальчиковых игр и речевых упражнений;
  • освоение основных элементов народной хореографии через традиционный бытовой танец;
  • расширение этнокультурного кругозора детей.

Воспитательные задачи

  • воспитание художественного вкуса и эстетических представлений через лучшие образцы детского фольклора;
  • способствование успешной социализации посредством коллективной и коммуникативной деятельности ребёнка;

Предварительная работа

  • показ презентации по теме занятия, беседа о традициях ярморочного гуляния;
  • обучение игре на ложках с пением, сохраняя правильный ритмический рисунок.
  • пение с движением в хороводе, пляске и игре;
  • Разучивание попевок, прибауток, закличек, дразнилок, хороводов, плясок и песен к данному мероприятию;
  • изготовление атрибутов и кукол совместно с воспитателями и родителями группы.

Оформление зала

По всей ширине зала стоят оформленные прилавки с товарами: платки, носки и варежки, деревянные ложки и посуда, гармонь, балалайка и т. п. В центре стоит ширма для театра.

Атрибуты:

Куклы для театрализации в русских народных традиционных костюмах, деревянные ложки по количеству детей, ширма, прилавки с товарами, кружева, традиционные костюмы для детей.

Используемая литература

          «Жаворонушки» Г. Науменко. Выпуск 1-3. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалочки, сказки, игры. Всесоюзное издательство «Советский композитор» Москва 1977.

          С.Ю. Майзингер Методическое пособие «Народные праздники в песнях, играх да сказках» «Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича»

          С.Ю. Майзингер Учебно-методическое пособие «Знакомство с жанрами детского фольклора» «Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича»

Ход занятия

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, гости дорогие: маленькие и большие.

Здравствуйте, ребятки –розовые пятки! Вы готовы веселиться?

(Ответ детей)

Сегодня у нас необычное занятие,

Милости просим на ярмарку, на базарной площади.

Ждут вас игры, песни, чудеса из чудес,

Не зевайте, времени осталось в обрез!

          Что же такое ярмарка? Название к нам в русский язык пришло из немецкого, переводилось как год и рынок. Проходили они в городах и деревнях. Продавали хлеб, домашний скот, ткани. Ярмарка была не только местом покупок и продаж. Сюда приезжали общаться и развлекаться. За развлечения на ярморочных площадях отвечали скоморохи. Они давали представления в балагане, играли на музыкальных инструментах, да и сами покупатели были не прочь попеть, поплясать да в игры поиграть.

          Сама ярмарка превращалась в представление: скоморохи и зазывалы приглашали покупателей, нахваливали товары, веселили народ шутками.

          Я предлагаю вам попасть на ярмарку, которую мы устроим сами, а проведём её как целое представление. Выходите, становитесь в круг. Мы попляшем под весёлый наигрыш.

  • Дыхательная гимнастика.

Дети идут шагом «уточка» – мелкие, чеканные шаги на полусогнутых ногах, практически не отрывая от пола стопу.  В конце каждой музыкальной фразы выкрикивая на выдохе «Ох!».

Музыкальный руководитель:

Ярмарка! Ярмарка! Удалая яркая!

Есть ли среди нас зазывалы?

Выходите, про товар свой расскажите!

Зазывалы:

  1. На ярмарке каждая корова только дойная.

          Один гусь – торг, два гуся – ярмарка.

          А ну, не дорого,

          Купите творога!

  1. Продаю пирожки-булыжники!

          Нет на земле пирожков полезней:

          Излечивают зубы от любых болезней!

          Куснешь разок такой пирожище —

          Не то что болезней — зубов не сыщешь!

  1. Набегайте, друзья-сударики!

Продаются лопнувшие воздушные шарики!

Купив, не раскаетесь — это точно —

Гарантируется абсолютная прочность!

Хоть иголкой коли, хоть жги огнём,

Они не лопнут уже нипочем!

  1. Гляди-ка – шапка пирожком,

А ходит по ярмарке с мешком.

Становитесь в ряд,

Забирайте всё подряд!

Вместе: – Есть товаров сто, есть и двести, да не в одном месте.

Музыкальный руководитель: – Как ярко вы представили свои товары!

          А из-за этого прилавка слышны весёлые попевки, девччата так ладно поют, предлагая свой товар, что пройти мимо невозможно. Давайте мы с вами споём весёлую прибаутку, заодно и распоёмся.

  • Распевка.

Прибаутка «Рукава, карман, корзинка»

Прибаутка повторяется 6 раз и заканчивается первой строчкой. Исполняется в сдержанном темпе, с каждым повторением постепенно ускоряя темп.

На столе лежат: фасоль,

Ножик, вилка, два подпилка,

Рукава, карман, корзинка,

Чулки, варежки, резинка,

Крупа, мука, сода, соль.

Музыкальный руководитель: – Ярмарка, это не только место торговли, но и общения, знакомств. Вот и ребята решили в шутку подзадорить девчат, чтобы найти повод познакомиться.

Мальчики: – А чего это вы тут распелись, это наше место!

Девочки:  Пресное вам тесто! Вы откуда вообще?

Мальчики: – Из деревни «Безруково»: - любую плетень зеплетём!

Музыкальный руководитель: - В стародавние времена песня была средством общения, передачи информации.  Такого понятия как распевки  не было, ведь пели не только по праздникам да на гуляниях, пели во время работы, укачивания младенцев и даже на похоронах.

          Песни передавались детям от старших сестёр, братьев, родителей, бабушек дедушек. А поэтами и композиторами был сам народ, от того и называются песни, пляски и наигрыши на инструментах какими? (ответы)

А уж про шутки и говорить не надо! Вот только представьте себе, как умели шутить и никого при этом не обидеть.

          Давайте споём  песню «Заплетися плетень». Её исполняли в хороводах во время самого плетения, чтоб работа ладилась. Эта песня полюбилась многим, её и сейчас поют, как и в старину, так и в современном стиле. А вам она люба? (ответ детей)

  • Хоровод с пением.

Русская народная песня «Заплетися, плетень»

Под песню «Заплетися, плетень» ведущий проводит всю цепь участников в воротца, которые образует крайняя пара. Она остаётся на месте с переплетёнными руками, а ведущий проводит цепочку в следующие воротца.  «Заплетённая» рука лежит на плече или руки держат впереди. Допев песню до конца, хоровод начинает «расплетаться»: ведущий проводит всю цепочку в обратную сторону, изменяя слова на «Плетень, расплетися». Если участников очень много, песня пропевается несколько раз.

Заплетися, плетень, заплетися.

Завернися труба золотая.

Догадайся кума молодая.

Выходила утушка со малыми детками.

Припев:

На море утушка купалася,

На море серая полоскалася.

Расплетися, плетень, расплетися.

Развернися труба золотая.

Догадайся кума молодая.

Выходила утушка со малыми детками.

Музыкальный руководитель: – На ярмарке не только торговали и покупали, кто-то нанимал себе работников – хоть плетень плести, хоть дом строить. А вот и снова шутки сыплются – девицы торгуют кружевом, а за соседним прилавком сапожник с подмастерьем заводит знакомство с приглянувшейся красавицей.

Мальчики: – Вы кто такие? Откуда будете?

Девочки: – Мы из деревни «Заплатово», наши-то мастерицы лоскутным шитьём славятся, а кружева плетут, каких Свет не видывал!

Музыкальный руководитель: – Давайте представим, как девицы поют за работой. Сейчас почти все мамы занимаются рукоделием, а мы можем передать эту песенку вашим мамам, сёстрам и бабушкам.

  • Протяжное пение с движением.

Русская народная песня «Дуня тонкопряха».

Песню исполняют девочки, стоя в линии и держа за углы кружево. 

Пряла наша Дуня ни тонко, ни толсто.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!

Потолше полена, потоньше оглобли.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!

Стала наша Дуня в огороде ткати. (покачивают полотном вправо и влево)
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!

На городе ткала, колом прибивала. (притопы одной ногой)
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!

Стала наша Дуня свой холстик белити. (идут маленькими шагами вперёд) 
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!

В речку опускала, речку осушала. (медленно приседают и встают)
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!

Из речки тащила, берег своротила. (легко взмахивают кружевом)
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!

Музыкальный руководитель: – Прекрасное исполнение! Вот и сапожники из соседней мастерской хвалятся товаром с шуткой-прибауткой. Только представьте себе, как умели в старину шутить и никого при этом не обидеть.

Девочки: – А вы откуда?

Мальчики: – Из деревни «Дырявино»

Девочки: – А как зовут? 
Мальчики: – Зовут – Зовуткой, 
                         Величают – обуткой. 
                         Фамилия – Башмак. 

Музыкальный руководитель: – Сидят сапожники в мастерской, постукивают молоточками, и под стук молоточков прибаутку напевают.

  • Игра на ложках.

Прибаутка «Ай, тари, тари» с ложками.

Исполняется в полукруге. Дети держат ложки любым удобным, ранее разученным способом. Сначала пропевается вся прибаутка, после, игра на ложках в ритм наигрыша.

Ай, тари, тари, тари,

Да куплю Марьке янтари.

Останутся деньги –

Куплю Марьке серьги;

Останутся пятаки –

Куплю Марьке башмаки;

Останутся грошики –

Куплю Марьке ложки!

Музыкальный руководитель: –Это стародавняя прибаутка, поют её на ярмарочных гуляниях, вечёрках и посиделках. А как вы думаете, о чём в ней поётся? (ответы детей) 

          Никакая ярмарка не обходится без пляски. На ярмарке торговали и музыкальными инструментами, а мастера сами были искусными исполнителями. А какие народные музыкальные инструменты вы знаете?

          Как услышит народ весёлую игру, так ноги сами в пляс просятся. А вы хотите потанцевать? Думаю, гости тоже не смогут усидеть на месте, давайте мы пригласим их поплясать с нами. Это пляска «Краковяк». Танцуют его в кругу, в парах, в тройках, повторяя коленца и меняясь партнёрами.

  • Традиционный танец «Краковяк»

Исполняется под наигрыш на гармошке.

Традиционная круговая парная пляска «Краковяк»

Пары становятся лицом друг к другу, образуя внешний и внутренний круг, руки сложены «лодочкой».

 1 е коленце (2 такта)

Выставить правую ногу на пятку, с неё же  выполнить три притопа.Повторить все с левой ноги.

2 – е коленце (2 такта)

Стоя на месте игра в «ладушки», хлопки в свои ладоши, и партнёра – повторить 4 раза и на последнем хлопке с партнером взяться «лодочкой».

3 – е коленце (2 такта)

Кружение в паре вправо 1 раз.

4 – е коленце (2 такта)

Погрозить друг другу пальцем 4 раза. После партнёры, стоящие в внешнем круге  переходят вправо к следующему партнеру.

Далее все коленца повторяются сначала. Пляска может повторяться, пока пары не вернутся к первому партнёру.

Музыкальный руководитель: – Думаю, все получили удовольствие?

          Посмотрите-ка, посреди площади раскинулся балаган – большой шатёр, где выступают циркачи,  зазывала  предлагает посмотреть представление. А о чём оно? Ну конечно о любви. Для этого нам потребуются две куклы – Петя и его Невеста.

  • Театрализация.

Кукольный театр

Исполняют двое детей. Сначала над ширмой появляется кукла-Петя.

Петя: 

Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что это за игрушка?

А я – Петрушка!

Остёр колпачок, еще острей язычок!

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами.

Да так, что и вы расхохочетесь сами!

Рядом появляется кукла-невеста.

Петя:  Ой! Ты кто?

Невеста:  Я – твоя невеста!

П: – Врёшь!

Н:  Да не сойти мне с этого места!

П: – Откуда ты взялась-то?

Н: – Оттуда, откуда и все – родилась!

П: – И ты претендуешь на мою руку и сердце?

Н: – Нет, только на наследство!

П: – Мне это уже нравится! А что предложишь взамен, красавица?

Н: – Характер-то у меня покладистый, уравновешенный,

       на ужин буду мужу тумаков отвешивать.

       На обед – обругаю, на ужин – приласкаю!

П: – Меню вполне подходящее! Но ты же злюка Настоящая! (целует в щёчку)

Н: – Теперь, как честный человек, обязан ты на мне жениться?

П: – Ох! (Падает в обморок, встаёт) Отстань, я буду на тебя злиться!

Н: – (Громко ревёт) А-а-а-а-а-а!

П: – Скоро, милая, не плачь – я куплю тебе калач!

Н: – (Со слезами) Петя, как бы обида забыта, но моё сердце разбито-о-о-о! 

Музыкальный руководитель: – Спасибо, ребята, постарались! А вот ещё вопрос задам, знаете ли вы, как называются короткие шуточные плясовые песенки? (ответы детей) Конечно частушки, их поют и сейчас на многих праздниках. Участвовать мог каждый. Музыкант играл без остановки, а исполнители менялись. Каждый старался удивить частушкой и весёлой пляской. Давайте и мы заведём частушки!

  • Традиционные частушки.

Частушки.

Пропоем мы вам частушки

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Пляска: топающий шаг вперёд, в конце 3 притопа. Обратно так же.

(Мальчики)

Девочки-беляночки,

Где вы набели́лися?

(Девочки)

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися!

Пляска: хлопки перед собой, как бы отряхивая ладошки.

Вы послушайте, девчата,

Нескладушку буду петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Пляска: хлопки по 2 раза по коленям и плечам крест-накрест.

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой сидит корова,

Надевает сапоги!

Пляска: выставлять ногу на пятку.

(девочка)

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Иван,

Попляши-ка ты со мной!

Пляска: топающий шаг по кругу.

(мальчик)

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Пляска: мальчики пляшут вприсядку.

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Хором:

Ой, спасибо музыканту

За игру веселую!

Поклон: кланяются.

Музыкальный руководитель: –  Спасибо, ребята! Вы очень старались передать атмосферу всего ярмарочного гуляния, у вас всё получилось! Самим-то понравилось? (ответы детей)

        Всё, о чём мы сегодня с вами поговорили и исполнили сами, для нас –   почти что сказка о том, как раньше жили. А для всего народа в старину это было традицией, которая передавалась из поколения в поколение. Теперь вы тоже знаете как проводили в старину ярмарки!

        До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для старшего возраста "ярмарочные гулянья"

Проект для старшего возраста "Ярмарочные гулянья"Содержание проекта:1.Введение:2.Актуальность проекта:3.Цели проекта:3.1.Задачи проекта:3.2.Ожидаемый результат:4.Аннотация проекта:4.1. Принципы постро...

Фольклорный праздник "Ярмарочное гулянье"

Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп детского сада "Ярмарочное гулянье" , основанный на русском музыкальном фольклоре....

"Ярмарочные гулянья"

Программное содержание:1.      Ознакомить детей с разными формами русского народного творчества (изобразительного, речевого, песенного).2.      Пробуд...

Осенний утренник в подготовительной группе "Ярмарочное гулянье"

Уже несколько лет подряд осенние утренники в подготовительных группах в нашем детском саду проводятся в форме ярмарочных гуляний. Роль коробейгиков и продавцов исполняют родители. Для детей это всегда...

"Ярмарочное гулянье" конспект тематического занятия

Занятие предназначено для знакомства детей с традициями ярмарочной культуры, постороено на фольклорном музыкальном материале....

Ярмарочные гулянья

НОД направлен на физическое развитие детей с применением технологии "Сказочные лабиринты В.В.Воскобовича" и развитие речи, через подвижные игры...