Развитие - вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Искандарян Кристина Аркадьевна
Развитие – вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: в статье рассмотрены проблемы развития музыкальных навыков пения, представлены особенности музыкального развития детей дошкольного возраста, а также система работы по развитию у них певческих навыков через использование современных образовательных технологий. Ключевые слова: пение, хор, дошкольный возраст, музыкальная деятельность, музыкальный слух, образовательный процесс. Навыки восприятия музыки являются очень важным составляющим в процессе обучения детей пению. Поэтому на музыкальных занятиях у детей, в первую очередь, необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Интерес к музыке у детей закрепляется через активное пение, а после – развиваются и музыкальные навыки. В пении дети обучаются музыкальному языку. Познавая язык музыкальной речи, дошкольник начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне, могут достаточно часто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vokalnyh_navykov.docx15.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                  Развитие – вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы развития музыкальных навыков пения, представлены особенности музыкального развития детей дошкольного возраста, а также система работы по развитию у них певческих навыков через использование современных образовательных технологий.

Ключевые слова: пение, хор, дошкольный возраст, музыкальная деятельность, музыкальный слух, образовательный процесс.

           Навыки восприятия музыки являются очень важным составляющим в процессе обучения детей пению. Поэтому на музыкальных занятиях у детей, в первую очередь, необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Интерес к музыке у детей закрепляется через активное пение, а после – развиваются и музыкальные навыки. В пении дети обучаются музыкальному языку. Познавая язык музыкальной речи, дошкольник начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне, могут достаточно часто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку.

          В своей работе мы применяем традиционные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) и современные методы для развития певческих навыков, разработанные О. В. Кацер. Формирование певческих навыков дошкольников начинают с выработки правильной певческой постановки. Предлагаю детям коллективно прочитать небольшие стихи, и одновременно выполнять различные движения, стоя или сидя, как бы инсценируя их. «Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет. Раз – наклон и два – наклон! Зашумел листвою клен!» В данном упражнении дети показывают и изображают шум листьев. Благодаря упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги. Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий.

           Н. А. Ветлугина отмечает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений».

           Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

          Этой темой занимались многие педагоги, специфика пения исследовалась в разных аспектах. Так в 19940 году Н. А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой и певческими навыками, звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем.

          Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном возрасте проанализировала А. Д. Войнова.

          Педагоги – музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Большой вклад в него внесли такие педагоги, как Н. А. Ветлугина, О. А. Апраксина, В. Н. Шацкая, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, А. Д. Войнова, С. И. Бекина. В их трудах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно – музыкальный вкус. Дети с удовольствием поют любимые песни в повседневной жизни. Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях явлениях природы. Такую задачу мы видим во всех современных программах музыкального развития. Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляется на протяжении всех ступеней его жизни. Музыкальность детей развивают все виды музыкальной деятельности. Обучение детей певческим умением связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания.

           Поэтому мы обращаем внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки. Особыми качествами обладает детский голос, который отличается от голоса взрослых. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Большую роль играют резонаторы, так как они придают разную окраску голосу. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. На музыкальных занятиях мы совершенствуем детское дыхание, занимаемся дыхательной гимнастикой. Во время пения, упражнением артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Правильно поставленное обучение пению предусматривает охрана детского голоса. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста занимает пение. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает и воспитывает его. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди бы не пели песни о труде, природе, об окружающей жизни, о чувствах.

         Певческую деятельность можно определить, как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций. Основная цель певческой деятельности –воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению и развитию вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Для работы со старшими дошкольниками был подобран специальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции, в котором использованы различные средства музыкальной выра...

Статья "Развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Данная статья содержит материал,раскрывающий  основные принципы работы с детским голосом....

"Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

"Развитие –вокальных способностей детейСтаршего-дошкольного возраста."...

Формирование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста по технологии М.Ю. Картушиной

Музыка - самое доступное средство. Но если серьезные музыкальные произведения еще недоступны для восприятия малышами, то пение вызывает у детей только положительные эмоции.Для того, чтобы пение было о...

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель: Рыженкова Светлана Васильевна 2023 г

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»          Музыкаль...