Цикл занятий по театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Камаганцева Марина Сергеевна

Занятия для музыкальных руководителей по театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подготовительная группа.

Занятие №1

Цель: Развивать память, воображение детей.

Ход занятие:

Артикуляционная гимнастика.

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что для того, чтобы добиться выразительности речи, им нужно иметь хорошо развитые губы: «Произнести скороговорку вялыми губами нельзя, нам нужно их „размять", как вы разминаетесь на утренней зарядке в саду и дома. Некоторые упражнения могут показаться смешными, но нужно сдерживаться и старательно выполнять движения:

  • сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку;
  • попытаться «трубочкой» достать до носа, а потом опустить к подбородку;
  • выполнять круговые движения «трубочкой» в одну сторону потом в другую;
  • почесать зубами верхнюю губу, потом резко поднять ее вверх;

•        почесать зубами нижнюю губу, потом резко опустить ее вниз.
Каждое упражнение выполняется 5-8 раз, затем следует па
уза, во время которой губы расслабляются.

Упражнения на дыхание

БОЛЬНОЙ ЗУБ

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

КАПРИЗУЛЯ

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

  1. Беседа о театрализованной игре.
  2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Музыкальный руководитель беседует с ними о театрализованной игре: «Вы наверняка обратили внимание на то, что мы много играем. Игры развивают воображение и фантазию, готовят к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в  вымысел — главные особенности театральной деятельности. Вы легко вериге в то, что стул может превратиться в воображаемую лошадь, на которую можно сесть; вы можете пролезть под столом, представляя, будто пролезаете под животом лошади. Для того чтобы действовать естественно  целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: „Почему?. Для чего? Зачем я это делаю?" Развить эту способность помогут упражнения и этюды на сценическое оправдание, то есть умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными (придуманными) причинами (предлагаемыми обстоятельствами)».

Игра «Угадай, что я делаю?»

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:

  • стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);
  • стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперёд (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей кормлю котенка, натираю пол и т. п.);
  • сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);
  • наклонился вперед .(завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

Музыкальный руководитель предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принемают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

Занятие №2

Цели: Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Ход занятия:

  1. Беседа о театре.

Дети в творческом полукруге.

Музыкальный руководитель «Театр— это прежде всего праздник. Спектакль должен принести зрителям радость, пробудить в них любовь к жизни, взволновать, сделать участниками творческого процесса. Нет такого вида искусства, где зрители могли бы аплодировать, демонстрировать положительные эмоции, кричать: «Браво! Бис! Молодцы!» На просмотре спектакля зритель активно переживает за судьбу героев. Главная фигура в театре - актер. Актер должен четко, понятно произносить слова героя, красиво двигаться на сцене, поэтому игры и упражнения на развитие двигательных способностей помогут вам увереннее чувствовать себя на сцене, быть подвижными, выносливыми гибкими, выносливыми, музыкальными; быстро реагировать на то или иное произведение.

Беседа о действиях с воображаемыми предметами.

Педагог. Ребята, на сцене часто актеры действуют с воображаемыми предметами. Они представляют, как это происходит в жизни, и проделывают необходимые физические действия. Так, играя с воображаемым мячом, нужно представить себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы пережинаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой,

срываем цветы ромашки или шиповника. Сначала мы будем выполнять действия с предметами, а потом повторим эти же действия без предметов.

Педагог приглашает на сцену ребенка (по желанию). На столе стоит крынка, в ней вода. Нужно взять крынку и налить воду в стакан. Ребенок последовательно выполняет действия. Педагог обращает внимание детей на объем крынки и стакана. Проделав несколько раз действия с предметами, ребенок выполняет эти же действия без предметов. Педагог приглашает еще несколько желающих выполнить это упражнение.

ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ

Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи — топнуть одной ногой, обезьяны — хлопнуть в ладоши, слоны — поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая труппа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

Драматизация сказки «Сказка о глупом мышонке» муз. О. Геталова

Занятие №3

Цели:  развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь;

развивать навыки импровизации;

побуждать детей к участию в театрализованных играх;

        привлекать родителей к активному участию в подготовке и проведению игр.

Ход занятия

Игра

«Давайте хохотать»

Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. ( Петь ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать. Сначала играет музыкальный руководитель: он «хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм.  БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом звук «м», а потом
ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а»,«о», «у».        

Музыкальный руководитель собирает детей в кружок на ковре и предлагает произнести

Игра «Ручной мяч».

Педагог поочередно бросает каждому ребенку мяч, называет слово. Поймав мяч, ребенок должен придумать и назвать своё слово:

а)        противоположное по значению (день —ночь, горячий —холодный, дождь-—снег и т. д.);

б)        определение к данному слову (елка—колючая, волк—зубастый т.д.);

и) действие (дерево — растет, мальчик —бежит и т.д.).

Игра со скороговорками «Испорченный телефон».

Играют две команды. Капитан каждой команды получает свою скороговорку. Выигрывает команда, которая по сигналу быстрее передаст скороговорку по цепи и последний ее представитель лучше и точнее произнесет скороговорку .

Скороговорки:

Дали Клаше каши с простоквашей,

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу

Купила бабуся бусы Марусе

Музыкальный руководитель знакомит детей словом «этюд»: «Это слово французского происхождения и переводится как „учение". Понятие „этюд" используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд —это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях»

Этюд «Пожалей меня» муз. К. Орф «Жалоба»

Музыкальный руководитель спрашивает у детей- Что такое эмоция? Какие эмоции вы знаете? (радость, грусть) Сегодня мы с вами поиграем в этюды на эмоции.  Придумайте этюды на такие эмоции, как радость, гнев, грусть, удивление, страх. Каждый этюд разыгрывают два ребёнка.

Игра «Конкурс лентяев».

Дети в творческом полукруге. Педагог ставит перед ними задачу по ритмопластике. Дети изображают ленивых барсуков—ложатся на ковер и стараются полностью расслабиться. Педагог читает стихотворение В. Викторова:

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук—лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

 Все не слезть ему с кровати.

Дети поднимаются с пола, игра повторяется.

Игра «Гипнотизер».

Педагог. Сейчас я превращусь в гипнотизера и буду вас «усыплять». (Делает плавные движения руками.) Спите, спите, спите... Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн.

Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются. Во время игры может звучать легкая, медленная музыка. Педагог повторяет игру; следит за тем, чтобы мышцы и тело детей были расслаблены.

Занятие №4

Цель. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность;

 Развивать ловкость, координацию движений.

Ход занятия:

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ.

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем
    катать ее по спине и груди;
  2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
  3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая
    рот, затем зевнуть и потянуться.
  4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты,мягкое небо поднято, гортань опущена).

ЯПОНСКАЯ МАШИНКА

 Дети сидят в кругу и выполняют одновременно ряд движений:хлопают перед собой в ладоши;

  1. хлопают обеими руками по коленям одновременно (правой — по правому, левой — по левому);
  2. не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо —вверх, одновременно щелкая пальцами;
  3. то же самое делают левой рукой.

Когда дети научатся действовать ритмично и синхронно в разных темпах, каждому ребенку предлагается запомнить свой порядковый номер начиная с 0. Машинка вновь включается, и дети по порядку номеров на каждый щелчок называют свой номер. На следующем этапе на щелчок правой руки участник игры называет свой номер, а на щелчок левой — любой номер, который задействован в игре, передавая таким образом ход другому ребенку, и т.д.

МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ

Ход игры. Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мокрые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее выбраться к маме в лес...

  1. Правой вперед, затем    Не поднимая головы, вытянуть
    левой        вперед правую руку по полу, потом левую руку.
  2. К себе, к себе        По очереди вернуть руки в исходное положение.

3.        В стороны, в стороны    Вытянуть руки по полу в стороны: сначала правую, потом левую.

  1. К себе, к себе        По очереди вернуть руки в исх. п.
  2. Правую руку вперед,      Опираясь на левую руку, поднять ногу
    левую ногу назад              потянуться правой рукой вперед, левой прямой ногой назад (как бы пытаться «раздвинуть» прутья клетки).
  1. Сесть        Вернуться в исходное положение,
  2. Левую руку, правую       Выполнить п. 5.
    ногу, потянуться!..
  3. Ничего не получилось!..  Вернуться в исходное положение.
    Уткнуть носы в тыльные

стороны ладоней и «завыть»

Задание на придумывание жестов: Приглашающий (прошу), вопрошающий (что это?), отстраняющий (убери это), негодующий (да что же это),

агрессивный (вот я тебя)

Занятие №5

Цели:   Развивать фантазию, умение оправдывать своё поведение;

Развивать пластику рук, координацию движений, чувство ритма;

 Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход занятия:

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

  1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно даль
    ше вперед, медленно двигается вправо — влево.
  2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем
    «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.
  3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьет
    ся о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4.        Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно
внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть

неподвижна.

5.        Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно даль
ше и пытаться достать им до носа и подбородка.

Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид выдыхания обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер      — ССССССС...
Шумят деревья    — ШШШЩШ...
Летит пчела        — ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит       — 3333333333...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос     — ССССС! ССССС! СCCCС!        

Метет метель       — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!        

Сверлит дрель      — 33333! 33333! 33333!

ОСЬМИНОГ

 

Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

ЗМЕИ

Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст

На охоту собираясь,         На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча.

Ползут змеи, извиваясь.    На каждый слог то же движение,

но поднимая руки вверх и опуская вниз.

Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».

САМОЛЕТ

Ход игры. В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком АААА... или 3333... Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

        

Игра «Кругосветное путешествие»

Музыкальный руководитель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь –по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле».

Дети предполагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации. Итак, маршрут кругосветного  путешествия  составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты  -гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски. В конце занятия, сидя у костра, дети поют песню «Любитель –рыболов»

ТЕЛЕПАТЫ

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок — «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

Занятие №6

Цели:  развивать диалогическую и монологическую речь детей;

воспитывать коммуникативные качества;

        развивать мимику и пластические способности детей;

развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию;

развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход занятия:

ИГРА НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА ЧУДО-ЛЕСЕНКА

Ход игры. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,  Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:     Шаг-на-го-ры, Шаг-на-ту-чи... А-подъ-ем-все-вы-ше,   кру-че... Не-ро-бе-ю,   петь хо-чу, Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

Игра «День рождения».

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят.

Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

 Музыкальный руководитель  предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Дети хором произносят слова сказки:

Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла...

Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например:

- Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю... нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник...

Или:

- Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, все равно. Я денежку никому не отдам. Эта денежка моя. Потому что я ее нашла. Что бы мне купить?

Или:

-        Ах, кто-то потерял денежку! Наверное, расстроился. Надо отыскать хозяина. Эта дорога ведет на базар. Побегу, может, отыщу того, кто потерял.

Следующий диалог —«На базаре»:

Пошла Муха на базар...

Ситуация «на базаре» обыгрывается с несколькими детьми. Дети - продавцы. Муха - покупатель. Очень интересно можно разыграть диалог после слов:

Тараканы прибегали...

Здесь в диалог можно увлечь также несколько детей (Муха и 5—6 Тараканов).

-        О чем беседовали за столом Муха и Тараканы?

Приходили к Мухе Блошки, Приносили ей сапожки.

-        О чем говорили Муха и Блошки?

Если имеются затруднения, можно помочь наводящими вопросами или самим взрослым включиться в игру.

Расскажите сказку, используя мимику и жесты

Музыкальный руководитель читает стихотворение или сказку, а детям предлагается показать без слов все то, о чем говорится.

Вспомнить что такое этюд. Сочинение этюдов –знакомство, просьба, угощение, поздравление и пожелание, благодарность.

Драматизация сказки «М уха –Цокотуха» муз. В. Красев

Занятие №7

Цели:  познакомить детей с театральными профессиями гримера и костюмера;

учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы;

развивать пантомимические навыки и артикуляцию;

поощрять творческую инициативу, побуждать детей к активному
общению через игру.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

— Сегодня мы с вами познакомимся с театральными профессиями костюмера и гримера. Кто же такой костюмер, может быть, кто-то из вас знает? Это человек, который в театре шьет или подготавливает к спектаклю костюмы для актеров. А гример? Это очень интересная профессия: гример может с помощью грима (помады, разноцветных кремов, пудры, париков) превратить, например, обыкновенную девочку в принцессу, молодого человека — в старичка. Хотите посмотреть, как это происходит?

Педагог достают (или приносят) чемоданчик с гримом, парик, бороду, элементы костюма и предлагают одному из детей (по желанию) стать актером, которого нужно загримировать и одеть как Старичка-Лесовичка.

Воспитатель произносит слова считалочки, которая поможет выбрать «актера»:

На базаре ежик накупил сапожек.       С пряжками — сыну,

Сапожки по ножке — себе,        С застежками — дочке.

Поменьше немножко — жене,        И все уложил в мешочке.

(И. В. Новотворцева)

Дети повторяют считалочку, выбирают «актера», которого будут гримировать и переодевать.

Педагог  гримирует и переодевает ребенка на глазах у детей, рассказывая и показывая, как и что они делают. Ну вот, все готово. Ребенок превратился в Старичка-Лесовичка.

Театрализованная игра

«Веселый Старичок-Лесовичок»

Музыкальный руководитель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Музыкальный руководитель:                 Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:         Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Музыкальный руководитель:        Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:         Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль!

Го-го-го да буль-буль-буль!

Музыкальный руководитель:         А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:         Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-го-го да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.

Игра на имитацию движений

Музыкальный руководитель обращается к детям:

—        Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке.
Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

  • Как ходит Старичок-Лесовичок?
  • Как ходит принцесса?
  • Как катится колобок?
  • Как серый волк по лесу рыщет?
  • Как заяц, прижав уши, убегает от него?

Упражнение на развитие артикуляции «Немой диалог»

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

Занятие №8

Цели: развивать фантазию и способность к импровизации;

побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять
творческую инициативу;

        расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас;

воспитывать доброжелательные партнерские отношения; привлечь детей к творческому импровизационному музицированию; развивать у детей навыки самостоятельных действий.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что необходимо сделать, прежде чем идти в театр? А где продаются билеты в театр? (В театральной кассе.) Кто продает билеты? (Кассир.)»

Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают па сцене реквизит. Педагог расставляет на столе табличку с надписью «Театральная касса».

Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира. (Желающий ребенок садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда пришли, сколько хотите купить билетов и для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь за тем, как создается очередь? Это происходит, когда кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди? (Добавить кассиров.) Вот так мы и сделаем —увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все сразу, а постепенно по 2—3 человека.

Театральнапя игра «Бродячий цирк». Под ритмичную музыку музыкальный руководитель читает стихотворение, дети идут по кругу и приветственно машут рукой:

Для радости ребячьей приехал цирк бродячий.

В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем:

Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь,

Собачки учатся считать, выходят пони их катать.

Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит.

—        Первый номер нашей программы «Канатоходцы»!
Педагог кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети,

подняв руки в стороны, проходят поленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе.

Второй номер нашей программы — «Знаменитые силачи». Мальчики поднимают воображаемые

штанги.

—        Третий номер нашей программы — «Ученые собачки» под руководством знаменитой дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.)

Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по картинкам; прыгают через кольцо; поют.

Антракт

В антракте всем зрителям и участникам представления «буфетчица» раздаёт воображаемое мороженое. Затем проводится игра «Кто больше знает цирковых слов и театральных: манеж, арена, жонглер, дрессировщик, наездник, укротитель, клоунада, эквилибристы...

—        На арене веселый клоун!

В роли клоуна выступает желающий ребёнок. Он смешит детей.

—        Нашу программу завершают знаменитые укротители (воспита1гль называет имена детей). Дети в масках львов и тигров: рычат, лениво потягиваются, встают на «задние лапы», прыгают с тумбы на тумбу, в «горящее кольцо».

Упражнение на артикуляцию «Шутка».

  Музыкальный руководитель: -Представьте,  ребята что вам запрещено говорить и петь «по-человечески», а можно только «по-собачьи». Послушно, с радостью выполняйте все приказы своего «дрессировщика», ведь он помогает вам закрепить навык опоры дыхания, опоры звука.

Дети встают в круг, приседают на корточки.

Дрессировщик (педагог). Приветствую вас, друзья!

Дети (вместе). Ав-ав!

Дрессировщик. Спокойнее. Не напрягаться. Всем по порядку рассчитаться.

Дети (по одному). Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..

Дрессировщик.

Ну, что ж, у вас веселый нрав!

На месте марш!

Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало.

Дети (поют). Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! (На мотив песни «Пусть бегут неуклюже».)

Дрессировщик. Стой! Навык закрепили прочно!

Дети (вместе). Ав-ав! Так точно!

Дрессировщик. Смелее «подлаивайте» песню! Один начинает, все подхватывают. Песня может быть любая. Чтение и заучивание пословиц и поговорок:

Птица сильна крылами, а человек друзьями.

Человек без друзей — что дуб без корней.

Хороший друг ценнее сокровища.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Плохой друг—что тень: в солнечный

день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

Не мил свет, коль друга нет.

Педагог. Как вы понимаете, что такое дружба? У вас есть друзья?

После ответов дети повторяют пословицы с разной интонацией (радостно, грустно и т. д.)

Игра «Я маленький композитор»

Музыкальный руководитель беседует с детьми  об огромном океане очень разной музыки, окружающей нас.  «Мы сейчас с вами поиграем: вы все станете маленькими композиторами и будете сочинять музыку какую захотите». Ребята могут вспомнить какие-либо темы для музыкальных импровизаций из уже использовавшихся на занятиях либо придумать свои. Предложите детям разбиться на небольшие группы (некоторые могут работать индивидуально) для составления устного плана или графической партитуры своих композиций. Роль педагога в занятии сводится к незаметному руководству творческим процессом детей. Педагог также может принять участие в отдельных импровизациях по просьбе детей (возможно, на фортепиано). Готовые композиции исполняются в виде концерта. Некоторые небольшие сочинения могут быть объединены в более развернутые, если того пожелают ребята.

Подводится итог занятию, вместе с детьми вспоминают какие исполнялись композиции, находят в каждой из них интересное, то, что особенно запомнилось. Пусть каждая группа исполнителей почувствует радость и удовлетворение от своей работы. Напомнить детям, что дома они могут найти множество подходящих предметов, которые помогут им музицировать,на домашнем празднике.

ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ» ИЛИ «ЗАБАВНЫЕ

СТИХИ» (РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОГО

ТВОРЧЕСТВА С ДЕТЬМИ)

Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

Летний день

Ут-ут-ут-ут     — на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют — птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят    — злобно комары звенят, *   Ит-ит-ит-ит    — заяц под кустом сидит.

В лесу

Ёт-ёт-ёт-ёт-     — соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут     — у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат     — под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит    — дятел на сосне стучит.

произносит стихотворение. Педагог помогает детям первой и второй команды.

Артикуляционная гимнастика.

Педагог обращает внимание детей на то, что для того, чтобы добиться выразительности речи, им нужно иметь хорошо развитые губы: «Произнести скороговорку вялыми губами нельзя, нам нужно их „размять", как вы разминаетесь на утренней зарядке в саду и дома. Некоторые упражнения могут показаться смешными, но нужно сдерживаться и старательно выполнять движения:

  • сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку;
  • попытаться «трубочкой» достать до носа, а потом опус
    тить к подбородку;
  • выполнять круговые движения «трубочкой» в одну сто
    рону потом в другую;
  • почесать зубами верхнюю губу, потом резко поднять ее
    вверх;

•        почесать зубами нижнюю губу, потом резко опустить ее вниз.
Каждое упражнение выполняется 5-8 раз, затем следует па
уза, во время которой губы расслабляются.

Педагог предлагает детям маски героев сказки «Колобок». Эту сказку дети очень хорошо знают и могут ее легко сыграть в предлагаемых обстоятельствах. Педагог ставит перед исполнителями сказки определенные задачи.

Педагог. Что должен сделать волк, когда повстречает Колобка? (Волк обещает съесть Колобка.) Какая задача у Колобка, который без разрешения ушел от дедушки и бабушки?

Следует акцентировать внимание детей на неправильном поступке Колобка: в конце сказки хитрая Лисица съела Колобка. После оговаривания задач героев дети начинают исполнять роли так, как играли бы в публичном одиночестве. Каждый ребенок по-своему будет представлять того или иного героя.

Занятие №9

Цель: Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах

Ход занятия:

  1. Упражнение на опору дыхания «Эхо».
  2. Игра «Птичий двор».
  3. Упражнение «Гудок».
    Упражнение «Эхо».

Дети свободно разбегаются по комнате. Педагог произносит фразу, а ребята повторяют ее окончание.

Педагог. Собирайся, детвора!

Дети. Ра! Ра!

Педагог. Начинается игра!

Дети. Ра! Ра!

Педагог. Да ладошек не жалей!

Дети. Лей! Лей!

Педагог. Бей в ладошки веселей!        

Дети. Лей! Лей!

Педагог. Сколько времени сейчас?        

Дети. Час! Час!        

Педагог. Сколько будет через час?        

Дети. Час! Час!        

Педагог. И неправда: будет два!

Дети. Два! Два!        

Педагог. Дремлет ваша голова!        

Дети. Ва! Ва!

Педагог. Как поет в селе петух?

Дети. Ух! Ух!

Педагог. Да не филин, а петух?

Дети. Ух! Ух!

Педагог. Вы уверены, что так?

Дети. Так! Так!

Педагог. А на самом деле как?

Дети. Как! Как!        

Если кто-то из ребят закукарекал, он отдаёт фант и игра начинается сначала.

Игра «Птичий двор».

Дети должны представить, что попали на птичий двор
позвать и покормить всех обитателей.  По одному или все вместе дети зовут  уток

 (уть –уть -уть-уть), петушка  (петъ-петъ-петъ), цыплят (цып-цып-цып-цып), гусей (теча-теча-теча), голубей (гулъ-гулъ-гулъ-гул)

Вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыплёнка (брысь! Брысь) 

После игры педагог приглашает детей сесть на стульчики и говорит: «Сядьте ровно, голова прямая? нижняя челюсть свободна слегка опущена. Слитно, как гудок тяните  гласный звук у-у-у

«Гудок» не громкий, без напряжения губы в положении хоботка. А теперь к гласному у прибавляем  о:   у-у-о-у- у-о-у-у-о-у-у-о-у-у-о, теперь с гласным а:   у-у-а-у-у-а-у-у-а затем с и:  у-у-и-у-у-и

v-y-и и затем с ы:    у-у-ы-у-у-ы-у-у-ы

Губы всё время вытянуты, собраны в рупор, и все звуки направляются как бы в одну точку. Вы на своём коробле проплываете мимо старого корабля и приветствуете его гудками. Гудите один тза другим! Сливайтесь в одну непрерывную линию звучания. У каждого свой гудок.

Одновременно спокойно, мягко, ритмично делайте рукой знакомое движение: оттягивайте вниз»ручку пароходного гудка». Это упражнение можно продолжить и перейти на речевой способ произношения гласных: Уо! Уа! Уэ! Уи! Уы!

Драматизация сказки – оперы «Петушок» муз. Б. Ларионов (Танец хрюшки, выход кошки, появление лягушки)

Занятие №10

Цели: развивать интерес к театрализованным представлениям;

  • привлекать к совместной работе родителей;
  • учить детей интонационно и выразительно передавать характер вы
    бранного персонажа и его эмоциональное состояние;
  • поощрять творческую инициативу детей, желание взять на себя
    роль.

Ход занятия

Это не столько занятие, сколько немного подготовленный спектакль для родителей и детей детского сада. Стихи разучиваются детьми дома с родителями, готовятся костюмы. Пригласительные билеты изготавливаются на занятии по аппликации.

Инсценировка

Надин сон

Ведущий: Мама купила Наде игрушечного козлика. Играла с ним На-дюша и сломала ногу. Бросила она козлика в ящик, где были свалены в кучу сломанные игрушки, а сама пошла спать. Надя уже задремала, как послышался стук. «Тук-тук-тук», — застучал кто-то по полу. Надя увидела козлика. Вместо одной ноги у него была привязана палка. Козлик:  Эй, игрушки, вылезайте!

(Из-за ящика появилась кукла Таня без левой руки, клоун без колпачка, бесхвостый котенок, плюшевый мишка и другие игрушки.) Игрушки (тихо поют):

Умелые руки для малых ребят Любовно и вдумчиво нас мастерят. Чудесными красками нас покрывают, В нарядные платьица нас одевают... Мы радостно встречи с ребятами ждали, Но в Надины руки, к несчастью, попали. Нам хочется плакать сейчас от обиды — Мы были игрушки, теперь — инвалиды: Безрукая кукла, безногий козленок, Безглазый Мишутка, бесхвостый котенок. За ящиком старым на пыльном полу Нас бросила Надя в холодном углу.

ВЫШИВАНИЕ

  1. Беседа на тему «Что такое этюд?»
  2. Работа над этюдами «Покупка театрального билета»,
    «Утешение».

Дети в творческом полукруге. Педагог знакомит их с новым словом «этюд»: «Это слово французского происхождения и переводится как „учение". Понятие „этюд" используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд —это маленький спектакль, в котором должнопроисходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях».

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что необходимо сделать, прежде чем идти в театр? А где продаются билеты в театр? (В театральной кассе.) Кто продает билеты? (Кассир.)»

Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают па сцене реквизит. Педагог расставляет на столе табличку с надписью «Театральная касса».

Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира. (Желающий ребенок садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда пришли, сколько хотите купить билетов и для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь за тем, как создается очередь? Это происходит, когда кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди? (Добавить кассиров.) Вот так мы и сде-лпем —увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все сразу, а постепенно по 2—3 человека.

Этюд репетируется два-три раза.

Этюд «Утешение». Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, ода плачет, остальные ребята должны успокоить де-иочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

реагировать на то или иное музыкальное произведение. Сегодня мы поиграем в игры на развитие двигательных способностей.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ (ухо, нос, хвост)

Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН

Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

Цель. Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений, закрепить знание алфавита.

Ход игры. Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым детям достаются две буквы. Ведущий задает любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вторым— ребенок с буквой «о» и последним — ребенок с буквой «т». Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы

Направление – художественно-эстетическое развитиеВечер досуга  «Цирк»...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность с детьми подготовительной группы»

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.Театр ...

Планирование работы по театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы

Планирование работы по театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка по совместной театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы «Что такое Профсоюз?»

Цели: формирование у детей первичного представления о Профсоюзе, о его деятельности.Задачи:1. Ввести понятие «Профсоюз».2. Формировать у детей представление об основных функциях Профс...