Сборник музыкально - дидактических игр
учебно-методический материал по музыке (младшая группа)
Данный сборник собран для детей младшего возраста.
В сборнике присутствуют игры:
- на развитие высотного звука
- на развитие тембрового и диатонического слуха
- на развитие ритмического слуха
- на определение жанра и развитие памяти и тд.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 175.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СБОРНИК Музыкально - дидактических игр Музыкальный руководитель: Кеньдюх А. А.
|
Введение
Значение музыкально – дидактических игр:
Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально -
дидактических игр и пособий.
Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной
форме приобщать их к основам музыкального искусства.
Задачи:
•Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный
кругозор
•Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое
восприятие детей.
•Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и
свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение
различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
•Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой,
исследовательской,
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
обучающей задачи; содержания; правил; игровых действий.
Применение музыкально- дидактических игр :
•в процессе пения;
•в процессе слушания музыки;
•в процессе ритмических движений;
•в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они
воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и
двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в
целом.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания,
памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у
дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в
особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его
внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика),
различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у
него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя
музыкальное восприятие в целом.
МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игры на развитие звуковысотного слуха
«Веселые матрешки»
Цель: Учить детей различать звуки по высоте.
Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих,
металлофон.
Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий –
танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.
«Три медведя»
Цель: Учить детей различать высоту звуков.
Игровой материал: плоскостное изображение медведей большого,
среднего и маленького размера на каждого ребенка. «Мишка» А. Раухвергера.
Ход игры:
Вариант 1: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят
погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, внизком – папы –
медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.
Вариант 2: Дети изображают медведей и каждый ребенок двигается в
соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание
музыкального произведения.
«Найди игрушку»
Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик,
медведь, кошечка, петушок и т. д.; магнитофон с дисками программных
произведений.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель
предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка)
соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни
одной игрушке.
Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых
произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
Игры для развития тембрового и диатонического слуха
«Колокольчики»
Цель: Учить детей различать силу звучания.
Игровой материал: наборы колокольчиков разной величины.
Ход игры: Воспитатель играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети
поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На
громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое –
маленькие, на умеренно громкое – средние.
«Громко - тихо»
Цель: Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания.
Необходимо знать песню «Громко – тихо» сл. Ю. Островского муз. Е. Н.
Тиличеевой:
1. У ребяток ручки хлопают,
Тихо-тихо ручки хлопают.
Громче хлопают,
Сами хлопают,
Ну и хлопают,
Вот так хлопают!
2. У ребяток ножки топают
Тихо-тихо ножки топают.
Громче топают,
Сами топают,
Ну и топают,
Вот так топают!
Ход игры: Воспитатель поёт. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и
топают (громко, тихо) в зависимости от содержания текста песни. После того,
как дети усвоят задание, можно предложить им различать динамику по
фортепианному сопровождению.
«Музыкальная посылка»
Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных
детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик
посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно
достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают
способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает
спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах,
присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.
Игры на развитие ритмического слуха
«Кукла шагает и бегает»
Цель: Учить детей различать музыку разного ритма. Необходимо знание
песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:
1. Что за куколка у нас,
Сладко спит она сейчас.
Коля с ней играть начнётКукла встанет и пойдёт.
15
2. Что за куколка у нас,
Сладко спит она сейчас.
Таня с ней играть начнётКукла встанет и бежать.
Игровой материал: кукла.
Ход игры: Воспитатель даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из
куплетов песенки. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша
или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».
«Игрушки пляшут»
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и
передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.
Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.
Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,
Но не знают как, с чего начать.
Вышел заинька вперёд
Всем пример он подаёт
Ход игры: Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок. Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также
индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль
ведущего берёт на себя взрослый.
Игра на определение жанра и развитие памяти
Цель: Учить детей различать музыку разного характера: ласковую колыбельную, весёлую плясовую. Выполнять действия, соответствующие данной музыке.
Игровой материал: Гном ( игрушка ) или картинка, изображения спящего ребенка, котенка ( для зрительного отображения жанра - колыбельная ), изображение проталин, подснежников, изображение танцующих цветов, детей, взрослых на природе.
Ход игры:
Педагог начинает предысторию:
Педагог:
Пришла Весна! И все засуетились!
И холода немного расступились.
Цветут цветы! И травы в рост пустились!
Открыт чудес таинственный ларец!
Природа, а также наш герой - Домисолькин еще спит ( звучит КОЛЫБЕЛЬНАЯ).
Она ( природа ) потихонечку просыпается : уже видны проталины, совсем скоро покажутся первые весенние цветы – подснежники. Всё просыпается.
Давайте и мы разбудим нашего гнома. (это могут быть сами ребята, либо образы птиц, собак, кошек ). Дети хлопают в ладоши под веселую музыку
Игры на развитие динамического слуха и чувства ритма
«Лошадки»
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и
замедление.
Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от
шампуней и пр.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром
темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):
На молоденькой лошадке
Цок-цок, цок-цок,
Цок-цок, цок-цок!
На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:
А на старой да на кляче
Трюх-трюх-трюх,
Да в ямку – бух!
Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз.
Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело.
Все скачут под музыку в аудиозаписи.
«Слушай и хлопай»
Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в
движении.
Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными
произведениями
Ход игры: Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под
громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают
лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.
Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального
сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш
деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется
«Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп.
Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.
Игра на развитие музыкального слуха
«Музыкальная лесенка»
Цель: Учить слышать направление движения музыки, показывать его
жестом руки и на музыкальной лесенке.
Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого
конструктора), металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.
Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне песенку «Лесенка»:
Вот иду я вверх! Вот иду я вниз!
Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: Вот иду я
вверх! Затем ведёт игрушку вниз, напевая: Вот иду я вниз! Затем предлагает
поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку.
Игра на развитие музыкального слуха и образных движений
«Совушка-сова»
Цель: Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.
Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.
Игровой материал: Маска совы
Ход игры: Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только
музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова.
Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник музыкально-дидактических игр
Данный сборник особенно будет полезен начинающим музыкальным руководителям и воспитателям, так как включает в себя практически все музыкально-дидактические игры....

СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.Музы...

сборник музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста «Учимся музыке играя»
Представленный музыкальным руководителем сборник музыкально-дидактических игр «Учимся музыке играя» направлен на музыкальное и двигательное развитие дошкольников, которое соответствует ФГОС ДО.Д...

Сборник музыкально-дидактических игр
Сборник музыкально-дидактические игры, с использованием детских музыкальных инструментов....

Сборник музыкально-дидактических игр
СОДЕРЖАНИЕ: І. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАІІ. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАІІІ. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГ...

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста
Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию днтей старшего дошкольного возраста...

