Сборник музыкально - дидактических игр
учебно-методический материал по музыке (младшая группа)

Кеньдюх Анастасия Александровна

Данный сборник собран для детей младшего возраста. 

В сборнике присутствуют игры:

  • на развитие высотного звука
  • на развитие тембрового и диатонического слуха
  • на развитие ритмического слуха
  • на определение жанра и развитие памяти и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_muzykalno_-_didakticheskih_igr.docx175.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СБОРНИК

Музыкально - дидактических игр

Музыкальный руководитель:

Кеньдюх А. А.

Введение

Значение музыкально – дидактических игр:

Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально -

дидактических игр и пособий.

Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной

форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Задачи:

•Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный

кругозор

•Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое

восприятие детей.

•Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и

свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение

различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

•Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой,

исследовательской,

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

обучающей задачи; содержания; правил; игровых действий.

Применение музыкально- дидактических игр :

•в процессе пения;

•в процессе слушания музыки;

•в процессе ритмических движений;

•в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они

воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и

двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в

целом.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания,

памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у

дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в

особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его

внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика),

различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у

него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя

музыкальное восприятие в целом.

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Веселые матрешки»

Цель: Учить детей различать звуки по высоте.

Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих,

металлофон.

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий –

танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.

«Три медведя»

Цель: Учить детей различать высоту звуков.

Игровой материал: плоскостное изображение медведей большого,

среднего и маленького размера на каждого ребенка. «Мишка» А. Раухвергера.

Ход игры:

Вариант 1: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят

погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, внизком – папы –

медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

Вариант 2: Дети изображают медведей и каждый ребенок двигается в

соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание

музыкального произведения.

«Найди игрушку»

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик,

медведь, кошечка, петушок и т. д.; магнитофон с дисками программных

произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель

предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка)

соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни

одной игрушке.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых

произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

Игры для развития тембрового и диатонического слуха

«Колокольчики»

Цель: Учить детей различать силу звучания.

Игровой материал: наборы колокольчиков разной величины.

Ход игры: Воспитатель играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети

поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На

громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое –

маленькие, на умеренно громкое – средние.

«Громко - тихо»

Цель: Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания.

Необходимо знать песню «Громко – тихо» сл. Ю. Островского муз. Е. Н.

Тиличеевой:

1. У ребяток ручки хлопают,

Тихо-тихо ручки хлопают.

Громче хлопают,

Сами хлопают,

Ну и хлопают,

Вот так хлопают!

2. У ребяток ножки топают

Тихо-тихо ножки топают.

Громче топают,

Сами топают,

Ну и топают,

Вот так топают!

Ход игры: Воспитатель поёт. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и

топают (громко, тихо) в зависимости от содержания текста песни. После того,

как дети усвоят задание, можно предложить им различать динамику по

фортепианному сопровождению.

«Музыкальная посылка»

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных

детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик

посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно

достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают

способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает

спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах,

присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.

Игры на развитие ритмического слуха

«Кукла шагает и бегает»

Цель: Учить детей различать музыку разного ритма. Необходимо знание

песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:

1. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Коля с ней играть начнётКукла встанет и пойдёт.

15

2. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Таня с ней играть начнётКукла встанет и бежать.

Игровой материал: кукла.

Ход игры: Воспитатель даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из

куплетов песенки. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша

или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».

«Игрушки пляшут»

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и

передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.

Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.

Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,

Но не знают как, с чего начать.

Вышел заинька вперёд

Всем пример он подаёт

Ход игры: Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок. Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также

индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль

ведущего берёт на себя взрослый.

Игра на определение жанра и развитие памяти

Цель: Учить детей различать музыку разного характера: ласковую колыбельную, весёлую плясовую. Выполнять действия, соответствующие данной музыке.

Игровой материал: Гном ( игрушка ) или картинка, изображения спящего ребенка, котенка ( для зрительного отображения жанра - колыбельная ), изображение проталин, подснежников, изображение танцующих цветов, детей, взрослых на природе.

Ход игры:

Педагог начинает предысторию:

Педагог:

Пришла Весна! И все засуетились!

И холода немного расступились.

Цветут цветы! И травы в рост пустились!

Открыт чудес таинственный ларец!

Природа, а также наш герой - Домисолькин еще спит ( звучит КОЛЫБЕЛЬНАЯ).

Она ( природа ) потихонечку просыпается : уже видны проталины, совсем скоро покажутся первые весенние цветы – подснежники. Всё просыпается.

Давайте и мы разбудим нашего гнома. (это могут быть сами ребята, либо образы птиц, собак, кошек ). Дети хлопают в ладоши под веселую музыку

Игры на развитие динамического слуха и чувства ритма

«Лошадки»

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и

замедление.

Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от

шампуней и пр.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром

темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):

На молоденькой лошадке

Цок-цок, цок-цок,

Цок-цок, цок-цок!

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

А на старой да на кляче

Трюх-трюх-трюх,

Да в ямку – бух!

Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз.

Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело.

Все скачут под музыку в аудиозаписи.

«Слушай и хлопай»

Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в

движении.

Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными

произведениями

Ход игры: Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под

громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают

лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.

Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального

сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш

деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется

«Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп.

Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.

Игра на развитие музыкального слуха

«Музыкальная лесенка»

Цель: Учить слышать направление движения музыки, показывать его

жестом руки и на музыкальной лесенке.

Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого

конструктора), металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне песенку «Лесенка»:

Вот иду я вверх! Вот иду я вниз!

Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: Вот иду я

вверх! Затем ведёт игрушку вниз, напевая: Вот иду я вниз! Затем предлагает

поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку.

Игра на развитие музыкального слуха и образных движений

«Совушка-сова»

Цель: Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.

Игровой материал: Маска совы

Ход игры: Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только

музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова.

Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник музыкально-дидактических игр

Данный сборник особенно будет полезен начинающим музыкальным руководителям и воспитателям, так как включает в себя практически все музыкально-дидактические игры....

СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.Музы...

сборник музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста «Учимся музыке играя»

Представленный музыкальным руководителем  сборник музыкально-дидактических игр «Учимся музыке играя» направлен на музыкальное и двигательное развитие дошкольников, которое соответствует ФГОС ДО.Д...

Сборник музыкально-дидактических игр

Сборник музыкально-дидактические игры, с использованием  детских музыкальных инструментов....

Сборник музыкально-дидактических игр

СОДЕРЖАНИЕ: І. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАІІ. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАІІІ. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГ...

Картотека СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Картотека музыкально дидактических игр...

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию днтей старшего дошкольного возраста...