Брифинг для музыкальных руководителей «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности»
консультация по музыке

Мецлер Галия Марсовна

Брифинг для музыкальных руководителей

«Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».

Музыка, среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию.

Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Н. А. Ветлугина отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Виды музыкальной деятельности:

  • Музыкально-ритмические движения
  • Слушание
  • Пение
  • Игра на детских музыкальных инструментах Рассмотрим подробнее каждый вид.

Музыкально-ритмические движения.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский, и доступностью движения под

музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в музыкальном движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

Виды музыкально-ритмические движений:

  • Музыкально-ритмические упражнения
  • Танцы, пляски, хороводы
  • Игры

Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание с детьми отдельных танцевальных движений.

Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети похлопывают, воспитатель предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.

 

Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).

Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).

К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.

Пример несюжетной игры:

«Игра с бубном» - для младшего возраста. Воспитатель с бубном в руках говорит следующие слова: «Я по комнате хожу, а ребят не нахожу, буду в бубен я играть, выйдут детки танцевать», в это время дети сидят, закрыв глаза руками. Воспитатель бьет в бубен, дети танцуют.

Для старшего возраста: перед детьми три инструмента – бубен, металлофон, маракас (могут быть и другие). Детям предлагается под звук каждого инструмента придумать движение. Для бубна – притопы (хлопки, прыжки, для металлофона (глиссандо) - взмахи руками (покачивание, для маракаса (кружение). Ребенок-ведущий играет на инструментах в разном порядке, дети выполняют выбранные движения.

Слушание.

Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки. Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация,   оркестровка,    графическое                           изображение  мелодии,        прием

«цвет-настроение».

Для детей мл. возраста нужно выбрать доступный муз. материал («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем, предложить  детям  полетать  как  птички,  ходить  как  слоны  и  т.  д.

 

Первоначально, по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.

У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.

Например: игра на воображаемых инструментах.

Прием «оркестровка». Ребята прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания.

Прием «цвет - настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский

«Баба Яга» и др.)

Пение.

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

  • импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
  • импровизация музыкальных вопросов и ответов;
  • сочинение   попевок   контрастного   характера   на   предлагаемый   текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

Могут быть такие творческие задания: петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).

Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов. Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует "музыкальный ответ». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок.

Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе

 

аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:

  • озвучивание,
  • оркестровка,
  • контрастные сопоставления.

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться

  • Стихотворения
  • Сказки
  • Рассказы о явлениях природы, о животных
  • Рассказы, сочиненные детьми
  • Рассказы по репродукциям Приведем несколько примеров.
  1. Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и озвучить

«Сказку про лягушонка КВАК»:

Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).

Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).

В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).

Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.

  1. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку», прохлопать в бубен ритм своего имени.

Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.

  1. Озвучивание стихотворений. С. Я. Маршак «Апрель» Апрель! Апрель! – треугольник

На дворе звенит капель. – глиссандо по металлофонам По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи. – музыкальный молоточек Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. Тихое шуршание любым предметом Пробирается медведь – трещотка

Сквозь лесной валежник. – маракас Стали птицы песни петь – свистулька И расцвел подснежник. – колокольчик

 

Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию содержания произведения.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

  • контраст в пределах одного жанра – сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого;
  • контраст в пределах одного названия – сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно;
  • контраст в пределах одного настроения – передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба.

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный опыт, по- своему выразить впечатления, развить творческие способности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.

Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brifing_mr.docx27.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66,

detsad-53-2011@mail.ru

Брифинг для музыкальных руководителей

«Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности»

Музыкальный руководитель:

Мецлер Галия Марсовна (первая квалификационная категория)

город Рубцовск, 2023 год

Цель: Поиск оптимальных и эффективных путей развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать творческую личность дошкольника.
  2. Развивать природные задатки, творческие способности на основе музыкально – игрового творчества.

Брифинг для музыкальных руководителей

«Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».

Музыка, среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию.

Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Н. А. Ветлугина отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Виды музыкальной деятельности:

  • Музыкально-ритмические движения
  • Слушание
  • Пение
  • Игра на детских музыкальных инструментах Рассмотрим подробнее каждый вид.

Музыкально-ритмические движения.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский, и доступностью движения под

музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в музыкальном движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

Виды музыкально-ритмические движений:

  • Музыкально-ритмические упражнения
  • Танцы, пляски, хороводы
  • Игры

Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание с детьми отдельных танцевальных движений.

Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети похлопывают, воспитатель предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.

Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).

Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).

К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.

Пример несюжетной игры:

«Игра с бубном» - для младшего возраста. Воспитатель с бубном в руках говорит следующие слова: «Я по комнате хожу, а ребят не нахожу, буду в бубен я играть, выйдут детки танцевать», в это время дети сидят, закрыв глаза руками. Воспитатель бьет в бубен, дети танцуют.

Для старшего возраста: перед детьми три инструмента – бубен, металлофон, маракас (могут быть и другие). Детям предлагается под звук каждого инструмента придумать движение. Для бубна – притопы (хлопки, прыжки, для металлофона (глиссандо) - взмахи руками (покачивание, для маракаса (кружение). Ребенок-ведущий играет на инструментах в разном порядке, дети выполняют выбранные движения.

Слушание.

Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки. Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация,        оркестровка,        графическое        изображение        мелодии,        прием

«цвет-настроение».

Для детей мл. возраста нужно выбрать доступный муз. материал («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем, предложить  детям  полетать  как  птички,  ходить  как  слоны  и  т.  д.

Первоначально, по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.

У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.

Например: игра на воображаемых инструментах.

Прием «оркестровка». Ребята прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания.

Прием «цвет - настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский

«Баба Яга» и др.)

Пение.

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

  • импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
  • импровизация музыкальных вопросов и ответов;
  • сочинение        попевок        контрастного        характера        на        предлагаемый        текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

Могут быть такие творческие задания: петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).

Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов. Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует "музыкальный ответ». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок.

Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе

аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:

  • озвучивание,
  • оркестровка,
  • контрастные сопоставления.

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться

  • Стихотворения
  • Сказки
  • Рассказы о явлениях природы, о животных
  • Рассказы, сочиненные детьми
  • Рассказы по репродукциям Приведем несколько примеров.
  1. Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и озвучить

«Сказку про лягушонка КВАК»:

Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).

Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).

В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).

Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.

  1. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку», прохлопать в бубен ритм своего имени.

Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.

  1. Озвучивание стихотворений. С. Я. Маршак «Апрель» Апрель! Апрель! – треугольник

На дворе звенит капель. – глиссандо по металлофонам По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи. – музыкальный молоточек Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. Тихое шуршание любым предметом Пробирается медведь – трещотка

Сквозь лесной валежник. – маракас Стали птицы песни петь – свистулька И расцвел подснежник. – колокольчик

Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию содержания произведения.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

  • контраст в пределах одного жанра – сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого;
  • контраст в пределах одного названия – сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно;
  • контраст в пределах одного настроения – передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба.

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный опыт, по- своему выразить впечатления, развить творческие способности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.

Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

Интернет-источник:

https://infourok.ru/brifing-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-v- muzikalnoy-deyatelnosti-2293371.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО музыкальных руководителей "Развитие творческих способностей воспитанников в театрализованной деятельности"

В январе 2016 года педагогам детских садов  города Кандалакши посчастливилось побывать на авторском семинаре – практикуме  «Инновационные технологии творческого развития детей че...

Использование эвритмии для развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.

Практический опят, проведённый   в работе с  дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определёнными неиспользованными резервами в повышении системы эффективности систем...

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».Музыкальный руководитель: Заборова А. К.Я музыкальный руководитель, Заборова Анастасия Кон...

Опыт работы музыкального руководителя "Развитие творческих способностей в развитии музыкально-театрализованной деятельности дошкольников"

У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Д...

Опыт работы музыкального руководителя "Развитие творческих способностей в развитии музыкально-театрализованной деятельности дошкольников"

У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Д...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен  для детей среднего,старшего и подгот...