Развёрнутый план работы по руководству музыкальной игры – сказки «Спящая красавица»
материал по музыке

 

Развёрнутый план работы по руководству музыкальной игры – сказки

«Спящая красавица»

Участники: дети подготовительной группы.

Цель: дать учащимся базовые знания и практические навыки в области театрального искусства.

Задачи:

Совершенствование творческих способностей детей через театральное искусство
Обогащение и активизация словаря в театральном искусстве используется множество слов, которые помогают детям выразить свои мысли и чувства. Благодаря этому расширяется их словарный запас и развивается речь.
Правильное произношение и интонационная выразительность
Четкое произношение звуков и выразительная интонация — залог успешной игры.

Театральное искусство открывает перед детьми новые горизонты и способствует всестороннему развитию их творческих способностей.
Развитие творческой самостоятельности
Игра, песня и танец — это не просто способы выразить свои чувства, но и возможность для детей проявить себя и свою индивидуальность.

Творческое воображение. С помощью театрального искусства дети могут раскрыть свой внутренний мир и развить воображение, что способствует их гармоничному развитию.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развёрнутый план работы по руководству музыкальной игры – сказки

«Спящая красавица»

Участники: дети подготовительной группы.

Цель: дать учащимся базовые знания и практические навыки в области театрального искусства.

Задачи:

Совершенствование творческих способностей детей через театральное искусство
Обогащение и активизация словаря в театральном искусстве используется множество слов, которые помогают детям выразить свои мысли и чувства. Благодаря этому расширяется их словарный запас и развивается речь.
Правильное произношение и интонационная выразительность
Четкое произношение звуков и выразительная интонация — залог успешной игры.

Театральное искусство открывает перед детьми новые горизонты и способствует всестороннему развитию их творческих способностей.
Развитие творческой самостоятельности
Игра, песня и танец — это не просто способы выразить свои чувства, но и возможность для детей проявить себя и свою индивидуальность.

Творческое воображение. С помощью театрального искусства дети могут раскрыть свой внутренний мир и развить воображение, что способствует их гармоничному развитию.

Предварительная работа:

  • Изготовление элементов костюмов (дети и педагоги), пошив костюмов (родители и педагоги);
  • Изготовление атрибутов (дети и педагоги), декораций (педагоги).

Первый этап: Выразительное чтение сказки с музыкальным сопровождением.
Знакомство с творчеством Шарля Перро
Дети вспоминают известные им сказки, такие как «Красная Шапочка», «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя борода», «Волшебница» и «Спящая красавица». Сказки Шарля Перро — это не только увлекательные сюжеты, но и простой язык, который делает их чтение приятным и лёгким. Эти сказки уже несколько веков остаются классикой, которая не перестаёт быть актуальной.
Воспитатель выразительно читает текст сказки «Спящая красавица», после чего они с детьми обсуждают каждого героя. Дети пытаются понять мотивы их поступков, а также их переживания и чувства. Вместе они пересказывают отдельные фрагменты сказки.
Русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал балет «Спящая красавица» по мотивам известной сказки. Главная героиня балета — принцесса Аврора. Она появляется на сцене лишь во втором акте, а в первом акте её заменяет кукла, но все события связаны именно с ней.

В честь рождения принцессы во дворце устраивают пышный бал. Гости собираются, чтобы поздравить её с этим событием и подарить свои пожелания. Атмосфера веселья и радости в спектакле создаётся благодаря:

- музыке — торжественной, величественной, задорной и лирической;

-ярким монологам и диалогам героев, которые наполняют спектакль красноречием;

- пластике и грациозности движений артистов;

-красочным декорациям и нарядам, которые создают атмосферу праздника.

Во втором акте принцесса Аврора предстаёт уже взрослой девушкой, которая, как и предсказывали феи, отличается умом, добротой, трудолюбием и послушанием. Она любит петь, танцевать и играть с подружками.
Танец «Нежность», сопровождаемый лирической музыкой и пластичными движениями с цветами, помогает девочкам создать атмосферу чистоты, нежности и добра. Роль принца Дезире, хоть и небольшая по объёму, но очень насыщена мимикой и жестами.
Главная идея спектакля — победа добра над злом. В этой истории она представлена в виде двух противоборствующих персонажей. Фея добра — светлая и ласковая, всегда готовая помочь и смягчить боль другого.
Исполнительница должна передать доброту и сердечность своей героини с помощью эмоций в голосе и пластики движений. В этом ей помогут удачно подобранная музыка и наряд в светлых тонах.
Образ Феи зла сопровождает тревожная и настороженная музыка, своеобразная мимика, пластика движений и эмоциональная речь, а также наряд в тёмных тонах. Всё это поможет исполнителю справиться с ролью и правильно передать не только образ отрицательного персонажа, но и его внутреннее состояние — обиду на всех и злость.
Король и Королева также являются яркими персонажами в спектакле. Если Король очень эмоционален и красноречив в словах и движениях, то Королева отличается застенчивостью и старается передать своё внутреннее состояние с помощью мимики и пластики движений.

По ходу сказки музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыкальные произведения, которые станут фоном для развития действия, помогут погрузиться в нужное эмоциональное состояние, будут сопровождать все ритмические движения, а также сюжетные постановочные танцы. Музыка способствует созданию ярких образов сказочных персонажей.

Музыкальная сказка «Спящая красавица» сопровождается следующим музыкальным репертуаром: И.С. Бах Сюита № 3 для камерного оркестра ''Гавот''. И.С. Бах Сюита № 2 для камерного оркестра ‘'Полонез''. П.И. Чайковский Балет ''Спящая красавица'' пролог: темы Феи Искренности, Феи Цветущих Колосьев, Феи Щебечущей Канарейки и Феи Сирени; интродукция: тема Феи Карабос и Феи Сирени; фрагменты 1-го действия: вальс, танец с веретеном, тема скорби, тема Феи Сирени из коды; фрагмент 2-го действия – сцена охоты; фрагмент 3-го действия: кода па-берришон.

Художественное слово и музыка прекрасно дополняют друг друга. Они усиливают впечатления от услышанного и побуждают детей взяться за карандаши или краски и выразить свои чувства на бумаге. Педагог предлагает детям проиллюстрировать сказку, что даёт им возможность проявить свой творческий потенциал.

Второй этап: Освоение и запоминание текста по ролям, танцевальные номера.

Освоение и запоминание текста и музыки к сказке может происходить двумя способами: как с целой группой детей, так и с небольшими подгруппами.
Дети с большим удовольствием участвуют в исполнении сказки. Воспитатель читает текст, а дети, по своему желанию или по просьбе воспитателя, произносят слова того или иного персонажа. На этом этапе разучивания дети должны сидеть на стульях.
К этому моменту дети уже знакомы с музыкой, которая будет звучать в спектакле. Там, где музыка звучит фоном, дети могут импровизировать и создавать собственные движущиеся образы. Однако есть и музыка, которая предназначена для конкретного персонажа. Например, для постановки танца, где уже существует определённый набор движений. В этом случае музыка усиливает выразительность образа и помогает передать его в художественной форме.
Образы фей в сказке носят импровизационный характер, поэтому девочкам можно предложить пофантазировать и придумать свои движения. А затем уже выбрать самых талантливых на роль фей.

Звучит тема Феи Искренности из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Под звуки музыки Фея Искренности исполняет танцевальную импровизацию.

Звучит тема Феи Цветущих Колосьев из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Выходит Фея Цветущих Колосьев и исполняет танец, импровизируя под музыку.

Звучит тема Феи Щебечущей Канарейки из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Появляется Фея Щебечущая Канарейка и исполняет танцевальную импровизацию.

Звучит тема Феи Сирени из пролога балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Под звуки музыки появляется Фея Сирени и исполняет свой импровизированный танец.

Отбор претендентов на роли деревьев, кустарников также можно провести, дав детям проявить себя в танцевально - пластической импровизации.

Звучит тема Феи Сирени из Коды 1-го действия балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Появляются деревья, плющи, кустарники и под звуки музыки исполняют танцевально-пластическую импровизацию.

Третий этап: Работа над образами.

На третьем этапе дети уже хорошо знают текст сказки и мелодии песен, и начинают исполнять их в игровой форме. Педагог даёт им некоторые режиссёрские указания: откуда должны выходить персонажи, в каком направлении двигаться и где им находиться.
Во время разучивания сказки в игре не стоит навязывать детям фиксированные движения и позы. Лучше всего поощрять их самостоятельную интерпретацию образа и творческие находки.
Работа над персонажами начинается с того, что педагог опирается на воображение детей, их личный опыт и память. Ребенку предлагается рассказать и показать, как он представляет себе того или иного персонажа. Поскольку личный опыт детей ещё не богат, педагог корректирует их представления, подсказывает наиболее яркие особенности персонажа и помогает глубже понять его образ. Это побуждает ребёнка проявить воображение и фантазию.
Когда ребёнок хорошо представляет и понимает своего персонажа, он начинает его озвучивать. Он знакомится с текстом роли, и в процессе разучивания и запоминания у него формируется чёткое и выразительное произношение. Ребёнок начинает понимать, что если он хорошо представляет себе предмет, о котором идёт речь, и выразительно его описывает, то текст запоминается быстрее и легче.
Работа над персонажем способствует развитию памяти, воображения, фантазии и речи. Взаимодействие с партнёрами и участие в спектакле становятся всё более увлекательными. Хорошо зная и представляя своего героя, а также умея ясно и выразительно говорить его словами, дети легко справляются с мимическим решением образа.

Четвёртый этап: Создание сценического пространства.

Играя на сцене каждому персонажу, необходимо уметь ориентироваться в любом пространстве, уметь определять границы для данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперед, по диагонали), определять середину, края. Педагог может предложить детям поиграть в игры, которые способствуют развитию ориентировки.

«Запомни свое место»

«Разведчик»

«Скучно так сидеть»

«Декорация»

«Запомни свое дерево»

«Ветерок», «Лес» (деревья и звери)

«Иголочка и ниточка»

«Тропинка»

Развитию ориентировки способствуют различные упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам, с которыми надо взаимодействовать.

Пятый этап: Знакомство с атрибутами и реквизитами.

На этом этапе в игру можно внести необходимые атрибуты, реквизит.

Для короля и королевы троны, колыбельку с куклой.

Педагог предлагает детям поиграть с атрибутами и реквизитами. Фея взмахивает волшебной палочкой, входя в образ, Принц Дезире изображает охоту с луком и стрелами.

Шестой этап: Работа в костюмах.

На пятом этапе участники игры надевают полные костюмы или их элементы. Это даёт им почувствовать себя настоящими сказочными героями. Костюмы помогают детям углубить образ, делают его более ярким, эмоциональным

Седьмой этап: Выступление

Выступление является самым волнующим и ответственным этапом работы. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Формируется чувство ответственности за общее дело. Ребенок ощущает радость общения со сверстниками и взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.

Методы и приёмы руководства музыкальной – игрой выстраиваются в соответствии с логикой развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста поэтапно:

- этап музыкально – образного уподобления, где через систему разнообразных ориентировочных действий развивается способность ребёнка определять характер и настроение музыкального произведения;

- музыкально – импровизационный этап, на котором развивается способность ребёнка воплощать эмоциональное переживание, возникшее при восприятии музыки в выразительном движении, жесте, интонации, слове;

- эмоционально – смысловой этап на котором развивается способность эмоционально – осмысленного переживания содержания музыки и сопоставления художественно – образного содержания произведений искусства с образами героев музыкальной игры – сказки.

Этапы педагогического процесса:

Первоначальное знакомство со сказкой

- Слушание фрагментов музыкальных произведений, включенных в содержание музыкальной игры – сказки;

- метод первоначальной ориентировки в произведении (определение настроения произведения, главных героев, выделение значимых событий);

- метод контрастного сопоставления (выявление контраста в настроении, характере, определение героев разных по настроению).

В ходе ознакомительного этапа работы по руководству музыкальной игрой – сказкой доминируют методы:

- уподобления характеру художественного образа (разнообразные творческие действия ребёнка: моторно–двигательные, словесные, вокальные, темброво – инструментальные, интонационные, соответствующие характеру художественного произведения);

- метод творческой интерпретации содержания музыкального произведения. (И.В. Груздова)

Поисково – творческий этап педагогического руководства музыкальной игрой – сказкой предполагает опору на методы:

- словесные (эмоционально – выразительные пояснения характера художественного произведения использование сравнений метафор слов – образов создание рисунков, беседа о содержании музыкального произведения и характере музыкального образа, отражающего сюжеты сказки)

- моделирование художественно – творческого процесса (воплощение чувств, в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника);

- озвучивания интонации разными способами (вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной) использовался для передачи ребёнка собственных переживаний, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение;

- интерпретации и фантазирования, методы определения художественного контекста;

- методы творческого сюжетосложения, основанного на анализе драматургии музыкального произведения, и моделирования художественно- творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника).

Творческий этап работы включает такие методы:

- метод рассуждения о художественном произведении (направленный на самостоятельное, творчески – индивидуальное нахождение ребёнком личностного смысла произведения);

- метод переживания (направленный на освоение детьми искусства через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей);

- метод обобщения (направленный на сравнение ребёнком эмоции, пережитой им от восприятия искусства с личностной эмоцией);

Идея применения музыкальной игры – сказки в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку — это один из подходов к решению проблемы музыкально – эстетического воспитания детей и формирования начал музыкально – эстетической культуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная сказка "Спящая красавица" для детей дошкольного возрста

Одна из крсивейших сказок Ш. Перро предствлена в упрощенном варианте для постановки её детьми в театральной студии , хореографическом кружке, или как вариант отчетного концерта с детьми старшего дошко...

Музыкальная сказка "Спящая красавица" для детей дошкольного возрста

Одна из крсивейших сказок Ш. Перро предствлена в упрощенном варианте для постановки её детьми в театральной студии , хореографическом кружке, или как вариант отчетного концерта с детьми старшего дошко...

Музыкально-театрализованный проект «Спящая красавица».

Проект, раскрывающий и повышающий творческий потенциал детей с ОВЗ посредством музыкально-театрализованной деятельности....

новогодний праздник по сказке "Спящая красавица"

сценарий новогоднего праздника по мотивам сказки "Спящая красавица" для старших групп...

Развёрнутый план работы по руководству музыкальной игрой-сказкой "Спящая красавица"

Представляю разработку развёрнутого плана работы поэтапного руководства музыкальной игрой - сказкой "Спящая красавица" для детей старшего возраста с выделением этапов работы. Материал рекомендую музык...

Музыкальная сказка "Спящая красавица"

Приключения у новогодней елки по мотивам сказки "Спящая красавица",братьев Гримм....

Сценарий музыкальной сказки "Спящая красавица"

Музыкальная сказка "Спящая красавица" для детей старшего возраста...