Развёрнутый план работы по руководству музыкальной игрой-сказкой "Спящая красавица"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Фадеева Ольга Николаевна

Представляю разработку развёрнутого плана работы поэтапного руководства музыкальной игрой - сказкой "Спящая красавица" для детей старшего возраста с выделением этапов работы. Материал рекомендую музыкальным руководителям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развёрнутый план работы  по руководству музыкальной игры – сказки

 «Спящая красавица»

Выполнила  музыкальный руководитель первой категории  Фадеева О.Н.

Участники: дети подготовительной группы.

Цель: обучать первоначальным художественным  знаниям, практическим умениям в области театрального искусства.

Задачи:

  • Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства;
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации;
  • Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи;
  • развивать творческое воображение.

Предварительная работа:

  • Изготовление элементов костюмов (дети и педагоги), пошив костюмов (родители и педагоги);
  • Изготовление атрибутов (дети и педагоги), декораций (педагоги).

Первый этап:   Выразительное чтение сказки со слушанием музыки.                    Знакомство с творчеством Ш.Перро. Дети вспоминают известные им  сказки  - «Красная Шапочка», «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя борода», «Волшебница», Спящая красавица».  Сказки Ш. Перро  легко  читаются, так как  они недлинные, с увлекательным сюжетом, написаны простым языком. Сказки Перро читают уже несколько веков - значит, это классика. Воспитатель  выразительно читает текст  сказки «Спящая красавица» обсуждают с детьми  каждого героя, пытаются  разобраться в мотивах их поведения, переживаниях и чувствах, пересказывают вместе с детьми отдельные фрагменты сказки. По этой сказке русским композитором П.Ч.Чайковским был написан балет «Спящая красавица».

         Главная героиня в спектакле — принцесса Аврора. Она  (девочка) появляется лишь во  втором акте (в первом акте новорожденная принцесса — кукла), но все действия первого акта  связаны с ней. Во дворце устраивают пышный бал в честь рождения принцессы. Собираются гости с подарками и пожеланиями.  Атмосфера веселья, радости в  спектакле достигается с помощью:

-музыки (торжественной, величественной, задорной, лирической);

-красноречивых монологов и диалогов героев;

-пластики и грации движений;

-красочных декораций, нарядов героев.

Во втором акте принцесса Аврора  уже  взрослая девушка. Она отличается умом, добротой, трудолюбием, послушанием — как предсказывали феи. Принцесса любит петь, танцевать  и с подружками играть. Лирическая музыка,  пластичные   движения с цветами, белые одежды (танец «Нежность») помогают девочкам  создать атмосферу чистоты, нежности и добра. Роль принца Дезире небольшая по объёму, но очень насыщена мимикой, жестами. Главная идея спектакля  — победа добра над злом. Здесь она представлена двумя противоборствующими персонажами. Фея добра — она светлая, ласковая, всегда готова помочь, смягчить боль другого.  Доброту, сердечность своей героини исполнительница должна передать с помощью эмоций в голосе, пластики движений. Большую помощь в этом ей окажет удачно подобранная музыка, наряд в светлых тонах. Образ Феи зла сопровождает тревожная, настороженная музыка, своеобразная мимика, пластика движений, эмоциональная  речь, наряд в темных тонах. Всё это поможет  исполнителю  справиться с ролью, правильно передать не только образ отрицательного персонажа, но и его  внутреннее состояние (обиду на всех, злость). Король и Королева тоже яркие персонажи в спектакле. Если Король  очень эмоционален и красноречив в словах и движениях, то Королева отличается  застенчивостью, старается  передать своё внутреннее  состояние при помощи мимики и пластики движений.

По ходу содержания сказки музыкальный руководитель предлагает детям прослушать музыкальные темы по сказке. Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия, сопровождает  сюжетные  постановочные танцы  и, конечно же, музыка помогает усилить и ярче представить сказочные персонажи. Музыкальная сказка «Спящая красавица» сопровождается следующим музыкальным репертуаром: И.С. Бах Сюита № 3 для камерного оркестра ''Гавот''.  И.С. Бах Сюита № 2 для камерного оркестра  ''Полонез''. П.И. Чайковский Балет ''Спящая красавица'' пролог: темы Феи Искренности, Феи Цветущих Колосьев, Феи Щебечущей Канарейки и Феи Сирени; интродукция: тема Феи  Карабос и Феи Сирени; фрагменты 1-го действия: вальс, танец с веретеном, тема скорби, тема Феи Сирени из коды; фрагмент 2-го действия – сцена охоты; фрагмент 3-го действия: кода па-берришон.

              Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного и побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления на бумаге. Педагог предлагает детям проиллюстрировать сказку.

 Второй этап:  Освоение и запоминание текста по ролям, танцевальные номера.

        Освоение и запоминание текста и музыки может идти двумя путями: сказку можно разучивать со всей группой или подгруппами.       Дети активно включаются в исполнение сказки. Воспитатель читает сказку, а дети — по своему желанию или по просьбе воспитателя — говорят текст  того или иного персонажа. Разучивание сказки на данном этапе следует проводить сидя на стульях. Дети уже знакомы с музыкой спектакля. Там, где музыка звучит фоном, дети могут импровизировать и создавать движимый образ сами. Есть музыка для конкретного персонажа. Например, постановка танца, где уже предлагается определенный набор движений. В этом случае музыка усиливает выразительность образа и передает образ в стройной художественной форме. Образы  фей носят импровизационный характер, поэтому можно предложить девочкам поимпровизировать. А затем уже выбрать лучших на роль фей.

Звучит тема Феи Искренности из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Под звуки музыки Фея Искренности исполняет танцевальную импровизацию.

Звучит тема Феи Цветущих Колосьев из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Выходит Фея Цветущих Колосьев и исполняет танец, импровизируя под музыку.

Звучит тема Феи Щебечущей Канарейки из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Появляется Фея Щебечущая Канарейка и исполняет танцевальную импровизацию.

Звучит тема Феи Сирени из пролога балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Под звуки музыки появляется Фея Сирени и исполняет свой импровизированный танец.

Отбор претендентов на роли деревьев, кустарников также можно провести, дав детям проявить себя в танцевально - пластической импровизации.

           Звучит тема Феи Сирени из Коды 1-го действия балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Появляются деревья, плющи, кустарники и под звуки музыки исполняют танцевально-пластическую импровизацию.

Третий этап: Работа над образами.

На третьем этапе дети усваивают текст  сказки и мелодии песен и начинают исполнять их в игре. Педагог дает некоторые режиссерские указания, например: откуда выходить действующим лицам, в каком направлении двигаться, где им находиться и т. д. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Желательно поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки. Начиная работу над персонажами, педагог опирается на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Ребенку предлагается рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт еще не велик, педагог корректирует и помогает, подсказывает наиболее яркие особенности персонажа, помогает глубже понять образ. Для этого необходимо побудить ребенка к проявлению воображения, фантазии. Хорошо представив и поняв своего персонажа, ребёнок  озвучивает его. Он знакомится с текстом персонажа и в процессе разучивания и запоминания формируется четкое, выразительное произношение. Ребенок начинает понимать, что если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее.  Работа над персонажем способствует развитию памяти, воображению, фантазии, речи. Взаимодействие с партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справляются с мимическим решением образа.

Четвёртый этап: Создание сценического пространства.

          Играя  на сцене каждому персонажу  необходимо уметь ориентироваться в любом пространстве, уметь определять границы для данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперед, по диагонали), определять середину, края. Педагог может предложить детям поиграть в игры, которые способствуют развитию ориентировки.

 «Запомни свое место»

«Разведчик»

«Скучно так сидеть»

«Декорация»

 «Запомни свое дерево»

 «Ветерок», «Лес» (деревья и звери)

«Иголочка и ниточка»

 «Тропинка»

Развитию ориентировки способствуют различные упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать.  

Пятый  этап: Знакомство с атрибутами и реквизитами.

          На этом  этапе в игру можно внести необходимые атрибуты, реквизит.

Для короля и королевы троны, колыбельку с куклой.

Педагог  предлагает детям поиграть с атрибутами и реквизитами. Фея взмахивает волшебной палочкой, входя в образ, Принц Дезире изображает охоту с луком и стрелами.

Шестой этап: Работа в костюмах.

           На пятом этапе участники игры надевают полные костюмы или их элементы. Это даёт им почувствовать себя настоящими сказочными героями. Костюмы помогают детям углубить образ, делают его более ярким, эмоциональным

Седьмой этап: Выступление

            Выступление является самым волнующим и ответственным этапом  работы. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Формируется чувство ответственности за общее дело. Ребенок ощущает радость общения со сверстниками и взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.

             Методы и приёмы  руководства музыкальной – игрой выстраиваются в соответствии с логикой развития  музыкального восприятия детей  старшего дошкольного возраста поэтапно:

- этап музыкально – образного уподобления, где через систему разнообразных  ориентировочных действий развивается способность ребёнка  определять характер и настроение музыкального произведения;

- музыкально – импровизационный этап, на котором развивается способность ребёнка воплощать эмоциональное переживание, возникшее при восприятии музыки в выразительном движении, жесте, интонации, слове;

- эмоционально – смысловой этап на котором развивается способность  эмоционально – осмысленного переживания содержания музыки и сопоставления художественно – образного содержания произведений искусства с образами героев  музыкальной  игры – сказки.

Этапы педагогического процесса:

 Первоначальное знакомство со сказкой

- Слушание фрагментов музыкальных произведений, включенных в содержание музыкальной игры – сказки;

- метод первоначальной ориентировки  в произведении (определение настроения произведения, главных героев, выделение значимых событий);

- метод контрастного сопоставления (выявление контраста в настроении,  характере, определение героев разных по настроению).

В ходе  ознакомительного этапа работы  по руководству музыкальной игрой – сказкой доминируют методы:

- уподобления характеру художественного  образа (разнообразные творческие действия  ребёнка: моторно–двигательные, словесные, вокальные, темброво – инструментальные, интонационные, соответствующие характеру  художественного произведения);

- метод творческой интерпретации  содержания музыкального произведения. ( И.В. Груздова)

  Поисково – творческий этап педагогического руководства музыкальной игрой – сказкой  предполагает опору на методы:

- словесные (эмоционально – выразительные пояснения характера художественного  произведения    использование сравнений метафор слов – образов создание рисунков, беседа о содержании  музыкального произведения и характере музыкального образа отражающего сюжеты сказки)

- моделирование художественно – творческого процесса (воплощение чувств,  в результате  эмоционального отклика на произведение  в собственной  творческой деятельности дошкольника);

-  озвучивания интонации разными способами  (вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной) использовался для передачи ребёнка  собственных  переживаний, возникших в результате эмоционального отклика  на художественное произведение;

- интерпретации и фантазирования, методы определения   художественного контекста;

- методы  творческого сюжетосложения, основанного на анализе драматургии музыкального произведения, и моделирования художественно- творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника).

Творческий этап работы включает такие методы:  

- метод рассуждения о художественном произведении (направленный на самостоятельное,  творчески – индивидуальное нахождение ребёнком личностного  смысла произведения);

- метод переживания (направленный  на освоение детьми искусства через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей);

- метод обобщения (направленный на сравнение  ребёнком  эмоции пережитой  им  от восприятия  искусства  с личностной эмоцией);

                   Идея применения  музыкальной игры – сказки в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку  - это один из подходов к решению проблемы  музыкально – эстетического воспитания детей и формирования начал музыкально – эстетической культуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию музыкальный способностей

Перспективный план работы по развитию музыкальный способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарного музицирования....

План работы с родителями музыкального руководителя

В плане работы с родителями расписано подробно взаимодействие с семьями воспитанников в течение года. Подробно по неделям отражена работа тематической направленности и плановые мероприятия общей напра...

План работы по самообразованию музыкального руководителя ДОУ.

В данном материале отражено поэтапное достижение планируемого результата, а именно цели по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-позхнавательной сферы через...

План работы с родителями музыкального руководителя на 2014- 2015 учебный год

В материале представлено планирование по проведению консультативной работы с родителями музыкального руководителя....

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Музыкального руководителя МБДОУ д/с общеразвивающего вида №5 «Солнышко» Бугульминского района Республики Татарстан Сафиной Ю.В.

Тема работы: Амплификация развития детей с помощью  музыкально-ритмической деятельности. Используя творческий потенциал ребёнка, развивать способность к самовыражению....

План работы методического объединения музыкального руководителя с воспитателями ДОУ:«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

План работы методического объединения«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»2022-2023 учебный год№п/пСодержание основной де...