Перспективный план работы по развитию музыкальный способностей
календарно-тематическое планирование на тему

Тришкина Марина Анатольевна

Перспективный план работы по развитию музыкальный способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарного музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_trishkina_m.a.doc199.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Перспективный план работы

с детьми 6-го, 7-го года жизни

по развитию музыкальных способностей посредством элементарного

музицирования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игра на детских музыкальных инструментах является одним из любимых и перспективных видов музыкальной деятельности детей.

Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыканты – просветители В.В Асафьев, Б.Л. Яворский, австрийский композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности  у всех детей.

В 30-40-х годах Н.А. Метловым были организованы оркестры в детском саду, намечены  некоторые подходы к методике работы с ними, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты.

В результате многолетнего экспериментального исследования автором доказана возможность и необходимость обучения детей в детском саду игре на детских музыкальных инструментах по слуху.

Игра по слуху – эффективный метод развития не только музыкального слуха, но и системы музыкальности в целом и единственный продуктивный путь обучения дошкольников игре в ансамблях и оркестре. Основными условиями становления деятельности подбора мелодии по слуху являются: предварительное накопление детьми необходимых музыкально-слуховых представлений; индивидуальные занятия с ними на одном чисто настроенном звуковысотном музыкальном инструменте, а затем – перенос приобретенных способов, действий на другие инструменты.

В ритмическом ансамбле можно применять: деревозвучные ударные инструменты: деревянные ложки, трещотки; металлозвучные: треугольники, румбы, бубенцы, колокольчики, а также бубны, погремушки, маракасы, и пр…

Начать работу в ансамбле лучше с хлопков, притопов, щелчков, шлепков. С их помощью можно передать ритмические компоненты звучания, используя вместе с певческими голосами «природные инструменты».

В игре на ложках развиваем у детей не только музыкальные способности, но и воспитываем гордость за свой народ, формируем уважение к традициям и обычаям края, т.к. используем исконно народные инструменты и исполняем русские народные мелодии: «Калинка», «Из- под дуба», «Выйду ль я на реченьку» и другие.

По мере усвоения игры на деревянных ложках, можно вводить в деревозвучный ансамбль – рубель, трещотки, колотушки, деревянные кубики, палочки, березовые поленья разной величины, кастаньеты и т.д.

Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля и вообще доставляет детям большое удовольствие.

Оркестры могут быть различны по количеству участников, составу инструментов. Полные (смешанные) составы включают все основные группы инструментов: струнную, звуковую, клавишно-ударную, ударную. В неполных составах смешанных оркестров может отсутствовать та или иная группа.

Цель: повышение уровня развития музыкальных способностей детей 6-го, 7-го года жизни через использование технологии элементарного музицирования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Развивать ладовое чувство – способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные.
  2. Формировать музыкально-слуховые представления – способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления.
  3. Развивать музыкально-ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания.
  4. Развивать музыкальную память.

В работе применяются элементы известных технологий элементарного музицирования: И.Г.Галянт «Орфей», К.В. Тарасова «Гармония», Т.Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование», М.А. Трубникова «Играем в оркестре».

Перспективный план предназначен для работы с детьми 6-го, 7-го года

жизни, соответственно рассчитана на один год обучения. Содержит  36 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, по 30 минут. План включает в себя обучение игре на детских музыкальных инструментах под сопровождение фортепиано или фонограммы, с несложными ритмическими композициями и с пением русских народных песен; пальчиковые игры, игры с палочками, «звучащие жесты», музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами.

На начальном этапе проводится мониторинг. Автор диагностики - К.В. Тарасова, цель которой, определение  уровня сформированности музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе игры на детских музыкальных инструментах  в условиях выполнения обычных и специальных, подобранных заданий.

Каждое задание оценивается по баллам.

Высокий уровень

2,4-3,4

Средний уровень

1,3-2,3

Низкий уровень

Ниже 1,2

После выполнения заданий баллы, полученные ребенком, суммируются, а полученный результат позволяет судить о том, как ребенок занимается, и над чем еще поработать.

Сентябрь

№ п/п

Задачи

Музыкальный репертуар

Методы, приемы

Дидактический материал

1

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, речевую активность у детей.

2. Учить детей манипулировать палочками.

3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.

4. Узнать по тембровой окраске и назвать музыкальный инструмент. Познакомить с новым инструментом – кастаньетами.

5. Учить играть эталонное мелодичное построение, основанное на поступенном движении в пределах чистой  квинты.

1. Пальчиковая игра: «Раз игра», «Тучки».


2. Игры с палочками: «Делай, как я», «Ножки».

3. Звучащие жесты «Назови имя».


4. Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю?».



5. Музицирование «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой.

Показ педагога, изменение динамики, тембра.


Показ педагога, изменение темпа (с ускорением)

Х- хлопки,

Ш - шлепки,

Щ - щелчки,  

П – притопы

Игра на ДМИ



Показ педагога




Деревянные палочки


Ширма, ДМИ: ложки, коробочка, трещотка, бубен, колокольчик, музыкальный треугольник, музыкальный молоточек

Металлофоны

2

1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.

2. Учить детей прислушиваться к ритмическому сопровождению палочек.

3. Расширение музыкального познания.

4.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текстов.

5. Учить детей играть поступенное движение мелодии на металлофоне.

1. Пальчиковая игра : «Раз игра», «Тучки».

2. Игры с палочками: «Делай, как я», «Ножки».


3. Подвижная и познавательная игра «Музыкальное лото».

4. Звучащие жесты: «В доме моем тишина»


5. Музицирование «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой

Показ педагога:

Изменение настроения

Показ педагога



Объяснение педагога



Х, Ш, Щ, П



Показ педагога



Деревянные палочки


Карточки с изображением ДМИ



Металлофон, ксилофон

3

1.Развивать у детей мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки.

2. Учить детей передавать ритм.

3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текстов.

4. Расширять музыкальные познания, развивать музыкальные способности детей.

5. Прослушать пьесу. Учить передавать ритмический рисунок хлопками на всех ударных инструментах.

1. Пальчиковая игра : «Раз игра», «Тучки».


2. Игры с палочками: «Делай, как я», «Ножки».

3. Звучащие жесты: «Дождик».


4.Музыкально-дидактическая игра6 «Где живут звуки?».


5. Музицирование «Калинка»

Показ педагога:

Изменение динамики, тембра,

высоты, голоса, изменения настроения.

Показ детей, со сменой ведущего.

Х, Ш, Щ, П



Объяснение педагога



Хлопки





Деревянные палочки




ДМИ



Все ударные инструменты

4

1.Развивать речевую активность детей.

2. Учить детей передавать ритм.

3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени, текстов.

4. Расширять музыкальные познания.

5. Разучить партию металлофона в 1 части пьесы.

1. Пальчиковая игра : «Дом» .

2. Игры с палочками: «Делай, как я», «Ножки».

3. Звучащие жесты: «Дождик», «Ора-ора».



4. Подвижная и познавательная игра: «Музыкальное лото».

5. Музицирование «Калинка» р.н.п.

Показ педагога


Показ детей, со сменой ведущего.


Х, Ш, Щ, П



Объяснение педагога


Игра на фортепиано



Деревянные палочки



Карточки с изображением ДМИ

Все ударные инструменты

Октябрь

5

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Учить детей манипулировать палочками.

3. Учить детей передавать ритмично свое имя звучащими жестами.

4. Реагировать на смену музыки.

5. Освоение песни – эталона, построенной на поступенном движении по звукам мажорной гаммы.

1. Пальчиковая игра: «В гости».

2. Игра с палочками: «Помидор».

3.Звучащие жесты: игра «Знакомство», «Как тебя зовут?»

4. Подвижная и познавательная игра: «Чей теремок?».

5.Музицирование: «Высокая лестница» муз.Е.Тиличеевой.

Показ педагога


Показ педагога


Х, П, Ш



Объяснение педагога



Показ педагога

Материал

Пальчиковые куклы

Деревянные палочки

Игрушка – гном




Фортепиано, металлофоны

6

1.Учить детей реагировать на смену интонации голоса.

2. Учить детей манипулировать палочками.

3.Учить детей передавать ритмично свое имя звучащими жестами.

4.Развивать музыкальные способности детей.

5.Развивать у детей чувство ансамбля. Познакомить с новым ДМИ колотушкой.

1. Пальчиковая игра: «В гости».

2. Игра с палочками: «Помидор».

3.Звучащие жесты: игра «Знакомство».


4.Дидактическая игра: «Где живут звуки?»

5. Музицирование «Высокая лестница» муз.Е. Тиличеевой, «Калинка» р.н.п.

Показ педагога


Показ педагога


Х,П,Ш



Художественное слово


Показ педагога



Деревянные палочки

Игрушка- гном



ДМИ, игрушки-самоделки

7

1.Развиавть речевую активность детей.

2.Развивать координацию рук.

3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени, текстов.

4. Реагировать на смену музыки.

5. Развивать у детей чувство ансамбля. Учить различать трехчастную форму.

1. Пальчиковые игры: «Лодочка моя», «Дом».

2.Игры с палочками: «Поезд», «Помидор».

3.Звучащие жесты: «Фокус-покус», «Работники».


4.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальное лото».

5.Музицирование «Полька» Л. Абелян

Показ педагога


Показ педагога


Х, П, Ш, Щ




Игра на фортепиано, фонограмма



Деревянные палочки




Карточки с изображением ДМИ

ДМИ

8

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Учить детей изменять интонации своего голоса.

3.Исползовать звучащие жесты для нахождения ритма текста.

4.Развивать координацию голоса.

5. Учить детей песенку – загадку вместе с педагогом по фразам.

1. Пальчиковые игры: «Лодочка моя», «Дом».

2. «Знакомство» (игра с колокольчиком)

3. Звучащие жесты: «Фокус-покус», «Работники».

4.Игра с палочками «Помидор».

5. Музицирование «Кап-кап» р.н.п., обр. Т. Попатенко

Показ детей


По показу


Х, Ш, Щ, П


Изменение темпа, высоты голоса

Художественное слово



Колокольчик




Деревянные палочки

Металлофон

Ноябрь

9

1.Точно передать ритмический рисунок.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4.Расширение музыкальных познаний. Познакомить с элементами музыкальной грамоты (с нотами).

5.Учить различать трехчастную форму, одновременно вступать, заканчивать пьесу.

1.Ритмо-телеграммы (игра на ложках).

2. Пальчиковая игра: «Трик-трак».

3. Звучащие жесты «Сорок грошей».

4.Познавательная игра «Испорченный телефон».



5. Музицирование «Полька» Л.Абелян

По показу педагога


Показ педагога


Прием «Эхо»


Игра в слова




Самостоятельный выбор детьми ДМИ

Деревянные ложки (кубики)




Нотный стан




ДМИ

10

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Учить детей манипулировать деревянными палочками.

3.Находить и использовать звучащие тесты для сопровождения ритма текста.

4.Знакомство с музыкальным инструментом – румбой.

5.Осваивать поступенное движение вниз. Учить навыкам действий.

1. Пальчиковая игра: «Паучина».

2. Игра с палочками «Помидор».

3.Звучащие жесты «Сорок грошей».


4.Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю?».

5. Музицирование «У нас


По показу педагога

Изменение динамики, высоты голоса.


Прием «Эхо»

Х, Ш, Щ, П (с ускорением темпа)

Беседа



Деревянные палочки

ДМИ (бубен, колокол, музыкальный треугольник, бубенцы, румба.

Фортепиано, металлофоны

11

1.Точно передать ритмический рисунок.

2. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.

3.Развивать творческую самостоятельность детей.

4.Расширять музыкальные познания, развивать музыкальные способности детей.

5.Подбирать «зов кукушки» от разных звуков.

1.Ритмо – телеграмма (игра на ложках).

2. Пальчиковая игра «Паучина».

3.Звучащие жесты: «Придумай свой ритм».

4. Музыкально – дидактическая игра «Где живут звуки?».

5.Музицирование «Кукушка» муз. Е.Тиличеевой

По показу педагога


Показ ребенка


Творчество детей

Х, П, Ш, Щ

Беседа



Иллюстрация

Деревянные ложки(палочки –клавесье


Игрушка – гном

ДМИ



Фортепиано,

металлофон

12

1.Развивать речевую активность у детей.

2.Учить детей манипулировать. Развивать координацию рук.

3.Развивать творческую самостоятельность детей.

4.Находить свой вариант ритма. Ритмично передавать его.

5. Развивать у детей ритмических слух и память.

1.Пальчиковая игра «Трик-трак».

2.Игра с палочками «Охота».


3.Звучащие жесты: «Придумай свой ритм»

4.»Знакомство» (игра с колокольчиком).

5.Музицирование «У нас нонче субботея»

Показ детей


Показ педагога


Творчество детей

Х, П, Ш, Щ

Игра в кругу


Самостоятельный выбор музыкальных инструментов.



Деревянные палочки

Игрушка-гном


Колокольчик


ДМИ

Декабрь

13

1.Развивать речевые интонации, используя изменение динамики, тембра, высоты голоса, настроения.

2.Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритмов.

3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4.Расширять музыкальные познания детей.

5.Совершенствовать навыки игры на звуковысотных ДМИ

1.Пальчиковые игры: «Вьюги», «Вот так».



2.Игры с палочками «Гвоздь и молоток»

3.Звучащие жесты «Мышки».



4.Знакомство с музыкальным инструментом – хлопушкой.

5.Музицирование «Елочка» муз. Красева

Показ педагога




Прием «Эхо»


Х, Ш, П


Беседа

Иллюстрация

Выкладывание на фланемграфе кружочками, направляя движения мелодии





Палочки клавесье




ДМИ

Фланелеграф

Кружочки -нотки

14

1.Развивать музыкально-сенсорные способности детей.

2.Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритмов.

3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма.

4.Расширение музыкальных познаний, знакомство с различными музыкальными терминами.

5.Исполнять гамму в ритме вальса.

1.Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент».

2.Игра с палочками «Гвоздь и молоток»

3.Звучащие жесты «Придумай свой ритм».


4.Познавательная игра «Мы ходили на концерт».



5.Музицирование «Гамма» муз. Т.Корганова

Беседа




Х, П, Ш, Щ

Творчество детей


Беседа




Показ педагога

ДМИ ширма


Деревянные палочки




Иллюстрация с ДМИ



Металлофоны

15

1.Точно передать ритмический рисунок.


2.Развивать координацию рук.


3.Находить варианты ритмического сопровождения.

4.Расширять музыкальные познания детей.

5.Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

1.Фонетическая ритмика «Ритмо – телеграмма (игра на ложках)

2.Игра с палочками «Лягушонок»

3.Звучащие тесты «Колокольцы».

4.Познавательная игра «Мы ходили на концерт».

5.Музицирование «Елочка» муз. М.Красева.

Показ ребенка



Показ педагога


Имитация с речевой поддержкой (Х,Ш)

Деревянные ложки (кубики)

Деревянные палочки




Музыкальные инструменты

16

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Учить детей манипулировать палочками.

3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма

4.Развивать музыкально-сенсорные способности.

5.Играть ритмично

1.Пальчиковая игра «У оленя дом большой».

2.Игра с палочками «Лягушонок».

3.Звучащие жесты «Придумай свой ритм».

4.Музыкально-дидактическая игра «Чей это марш?».

5.Музицирование «Светит месяц» р.н.м.

Показ детей




Творчество детей





Самостоятельный выбор



Деревянные палочки


Дидактический материал

Детские музыкальные инструменты

Январь

17

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Учить  манипулировать деревянными  палочками.

3.Активизация детей.


4.Расширять музыкальные познания детей.

5.Выучить с детьми песню с ритмическим сопровождением.

1.Пальчиковая игра «У оленя дом большой».

2.Игра с палочками «Грамоте учили»

3.Звучащие жесты «Придумай свой ритм».

4.Знакомство с музыкальным инструментом – рубелью.

5.Музицирование «Сапожник» обр. А.Александровой

Показ педагога




Творчество детей

Х,П,Ш,Щ

Беседа


хлопки



Деревянные палочки



Рубель

18

1.Точно передавать  ритмический рисунок.

2.Развивать координацию рук.

3.Находить варианты ритмического сопровождения.

4.Развивать музыкально-сенсорные способности детей.

5. Развивать у детей чувство ансамбля.

1.Фонетическая ритмика: «ритмо-телеграмма».

2. Игра с палочками «Ножки»

3.Звучащие жесты «Шведский стол».

4.Музыкально-дидактическая игра: «Определи инструмент».

5. Музицирование «Калинка» р.н.м.

Показ педагога Прием «Эхо»


Со сменой ведущего

Х, П, Ш,Щ


Беседа


Дирижер - ребенок

Деревянные ложки (кубики)

Деревянные палочки

ДМИ


Музыкальные инструменты

19

1.Точно передавать  ритмический рисунок.

2.Развивать координацию рук.

3.Находить варианты ритмического сопровождения.

4.Расширять музыкальный кругозор детей.

5.Совершенстововать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

1.Фонетическая ритмика «Ритмо-телеграмма».

2.Игра с палочками «Подмигну».

3.Звучащие жесты: «Шведский стол».

4.Игра «Мы ходили на концерт.

5.Музицирование «Калинка» р.н.п.

Показ педагога


Показ педагога


Х, П, Ш, Щ




Дирижер - ребенок

Маракасы


Деревянные палочки



ДМИ


Музыкальные инструменты

20

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Учить детей манипулировать деревянными палочками.

3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма.

4.Развивать музыкально -сенсорные способности.

5.Разучить отдельно партию на ксилофоне. Играть ритмично на ложках.

1.Пальчиковая игра «У оленя дом большой».

2.Игра с палочками: «Подмигну».

3.Звучащие жесты: «Шведский стол».


4. Музыкально – дидактическая игра «Определи инструмент».

5.Музицирование «Сапожник»

Показ ребенка


Показ педагога


Х, П, Ш, Щ



Беседа



Деревянные палочки




ДМИ



Ложки, кселофон

Февраль

21

1.Точно передать ритмический рисунок.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Учить детей манипулировать деревянными палочками.

4. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.

5. Разучить с детьми песню. Добиваться чистого интонирования, играть ритмично.

1.Фонетическая ритмика «Ритмо - телеграммы».

2.Пальчиковая игра «Вот так».

3. Игра с палочками «Неделя».


4. Звучащие жесты «Придумай свой ритм».


5. Музицирование «Две тетери»      р.н.п.

Творчество, фантазии детей




Творчество детей

 Х,П,Ш,Щ



Показ педагога

Маракасы, самодельные игрушки






Металлофоны

22

1.Развивать дикцию, артикуляцию голоса.

2.Развивать координацию рук.

3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4. Учить детей ориентироваться в пространстве.

5.Выбор инструментов самими детьми. Индивидуально учить партию на металлофоне.

1.Пальчиковая игра «Вот так».


2. Игра с палочками «Неделя». 3. Звучащие жесты «В доме моем тишина».

4.Подвижная игра: «Снег, сугроб и вьюга».

5. Музицирование «Светит месяц»

р.н.м.

Показ педагога



Х, П, Ш, Щ


Беседа


Ребенок - Дирижер



Деревянные палочки




Детские музыкальные инструменты

23

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Ритмически точно передавать ритм.

3.Находить варианты ритмического сопровождения.

4. Расширять музыкальные познания детей.

5. Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

1.Пальчиковая игра «Вот так».


2. Игра с палочками «Неделя».


3. Звучащие жесты «В доме моем тишина».

4. Знакомство с музыкальным инструментом – арфой.

5. Музицирование «Светит месяц»

р.н.м.

Показ ребенка




Х, П, Ш, Щ


Беседа


Ребенок - Дирижер



Деревянные палочки



Арфа


Детские музыкальные инструменты

24

1.Развивать речевые интонации , используя изменения динамики высоты тембра голоса, изменение настроения.

2. Учить детей манипулировать палочками

3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения .

4. Учить детей ориентироваться в пространстве.

5.Ритмично играть, слушая друг друга.

1.Пальчиковая игра «Вот так».




2. Игра с палочками «Неделя».


3. Звучащие жесты «Назови свое имя».


4.Подвижная игра: «Снег, сугроб и вьюга».

5. Музицирование «Светит месяц»

р.н.м.

Показ ребенка






Х, П, Ш, Щ



Беседа


Ребенок - Дирижер





Деревянные палочки






Детские музыкальные инструменты

Март

25

1.Развивать речевые интонации голоса.

2.Находить различные приемы звукоизвлечения на палочках.

3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.

4.Расширять музыкальные познания детей.


5.Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

1 Пальчиковая игра «Солнышко».

2. Игра с палочками (свой вариант).

3. Звучащие жесты «Назови свое имя».


4. Знакомство с музыкальным инструментом – губной гармошкой.

5.Музицирование «Ах, вы, сени» р.н.м. обр. В. Агофонникова.

Кукла на палочке


Творчество


Х, П, Ш, Щ



Беседа



Деревянные палочки




Губная гармошка


Детские музыкальные инструменты

26

1.Точно передать ритмический рисунок.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Расширять музыкальные познания.

5.Выбор музыкальных инструментов самими детьми.

1.Фонетическая ритмика «Ритмо - телеграммы».

2.Пальчиковая игра «Сороконожки».

3.Звучащие жесты «Чепуха».

4. Музыкально – дидактическая игра: «Угадай, на чем играю?».

5. Музицирование «Ах, вы, сени» р.н.м. обр. В. Агофонникова.

Фантазии детей

Прием «Эхо»

Показ педагога


Х, П, Ш

Игрушки – самоделки



Музыкальные инструменты


Детские музыкальные инструменты

27

1.Развивать речевые интонации голоса.

2. Ритмически точно передавать ритм и метр стиха.

3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4.Расширение музыкального кругозора.

5.Исполнять гамму в ритме вальса.

1.Пальчиковая игра «Сороконожки».

2.  Игра с палочками «Острова».

3.Звучащие жесты «Чепуха».



4.Подвижная и познавательная игра «Найди себе пару».

5.Музицировние «Гамма С»

Показ педагога




Х, П, Ш, Щ





Показ педагога



Деревянные палочки




Музыкальные инструменты

Металлофоны

28

1.Развивать мелкую моторику.

2.Учить детей манипулировать деревянными палочками.


3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4.Расширение музыкальных познаний.

5. Музицирование

Играть ритмично и выразительно на различных музыкальных инструментах.

1.Пальчиковая игра «Солнышко».

2. . Игра с палочками «Острова».

3.Звучащие жесты «Чепуха».


4.Подвижная и познавательная игра «Найди себе пару».

5. Музицирование «Ах, вы, сени» р.н.м. обр. В. Агофонникова.

Показ педагога




Х, П, Ш, Щ



Беседа



Деревянные палочки




Музыкальные инструменты

Детские музыкальные инструменты

Апрель

29

1.Точно передать ритмический рисунок.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Расширять музыкальные познания детей.

4.Развивать музыкально – сенсорные способности детей.

5.Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

1.Фонетическая ритмика «Ритмо - телеграммы».

2.Пальчиковая игра «Солнечные зайчики».

3. Знакомство с музыкальными инструментами – баяном, аккордеоном.

4.Подвижная игра «Бубен».


5.Музицирование «Светит месяц»    р.н.п.

Прием «Эхо»


Показ педагога


Беседа

Игрушки – самоделки


Картинки с инструментами: баян, аккордеон (детские)

Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты.

30

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритмов.

3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4.Реагировать на смену музыки.

5.Продолжить работу по развитию инструментального творчества.

1.Пальчиковая игра «Солнечные зайчики».

2.Игра с палочками «Скачите палочки».

3.Звучащие жесты «Сорока».


4.Подвижная игра «Бубен».

5.Музицирование «Светит месяц»    р.н.п.

Показ педагога




Х, П, Ш



Деревянные палочки

Бубен

Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты

31

1.Развивать дикцию, артикуляцию голоса.

2.Находить различные приемы звукоизвлечения на палочках.

3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4.Реагировать на смену музыки.

5.Учить детей передавать поступенное движение мелодии (мажорной гаммы)

1.Пальчиковая игра «Солнечные зайчики».

2.Игра с палочками «Делай, как я».

3.Звучащие жесты «Сорока».


4.Подвижная игра «Бубен».

5.Музицирование «Гамма С – du»

Показ детей


Творчество детей


Х, П, Ш



Показ педагога



Деревянные палочки



Бубен


Металлофоны

32

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Учить детей манипулировать  палочками.

3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени.

4.Реагировать на смену музыки.

5. Играть ритмично и выразительно на различных музыкальных инструментах.

1.Пальчиковая игра «Солнечные зайчики».

2.Игра с палочками «Скачите палочки».

 3.Звучащие жесты «Назови имя».


4.Подвижная игра «Бубен».

5.Музицирование

«Светит месяц»  р.н.п.

Показ ребенка


Показ педагога


Х, П, Ш,Щ




Ребенок - Дирижер



Деревянные палочки



Бубен

Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты

Май

33

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритмов.

3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4.Развивать музыкально – сенсорные способности детей.

5.Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

1.Пальчиковая игра «Где же ручки?».

2.Игра с палочками «Рады все».

3.Звучащие жесты «Горелки».


4.Музыкальн –дидактическая игра «У каждого свой инструмент».

5.Музицирование «Сударушка»   р.н.п.

Показ педагога




Х, П, Ш


Беседа



Деревянные палочки




Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты

34

1.Точно передать ритмический рисунок.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Расширять музыкальные познания детей.

4.Развивать музыкально – сенсорные способности детей.

5.Играть ритмично на детских музыкальных инструментах.

1.Фонетическая ритмика «Ритмо - телеграммы».

2.Пальчиковая игра «Где же ручки?»

3. Знакомство с музыкальным инструментом – флейтой.

4.Музыкально дидактическая игра «Веселый музыкант».

5. Музицирование «Сударушка»  р.н.п.

Прием «Эхо»


Показ педагога


Беседа

Игрушки –самоделки


Флейта

Музыкальные инструменты Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты

35

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Учить детей манипулировать  палочками.

3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4.Развивать музыкально – сенсорные способности детей.

5.Учить детей передавать поступенное движение мелодии.

1.Пальчиковая игра «Паучина».

2. Игра с палочками «Охота».


3.Звучащие жесты «Горелки».


4.Музыкально – дидактическая игра «У каждого свой инструмент».

5. Музицирование «Гамма»

Домажор

Показ педагога




Х, П, Ш


Беседа



Показ педагога



Деревянные палочки



Детские музыкальные инструменты

Нотный стан

36

1.Развивать речевые интонации голоса.

2.Учить манипулировать палочками.

3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста.

4. Развивать музыкально – сенсорные способности детей.

5.Играть ритмично и выразительно на детских музыкальных инструментах.

1.Пальчиковая игра «Трик - трак».

2. Игра с палочками «Охота».


3.Звучащие жесты «Горелки».


4.Музыкально – дидактическая игра «Веселый музыкант».

5. Музицирование «Сударушка»   р.н.п.

Показ педагога




Х, П, Ш


Беседа



Деревянные палочки

Карточки с музыкальными инструментами


Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты

Открытые мероприятия

  1. Открытые просмотры.
  2. Концерт для родителей и сотрудников МБДОУ ДСКВ №31.

Работа с родителями

  1. Консультации
  2. Семинары – практикумы
  3. Открытые просмотры
  4. Концерты, ярмарки, музыкально – театрализованная деятельность
  5. Анкеты для родителей
  6. Круглый стол с участием детей и взрослых
  1. Совместная игра на музыкальных инструментах
  2. Игра в исполнении взрослых
  3. Игра в исполнении детей
  4. Конкурс на лучшее исполнение импровизации на детских музыкальных инструментах и игрушках – самоделках.
  1. «Творческая мастерская» (изготовление игрушек – самоделок для детского оркестра)

Работа с воспитателями

  1. Беседы.      2. Открытые просмотры

Материальное обеспечение:

  1. Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, рубель,

Колотушки, хлопушки, маракасы, бубенцы, кастаньеты, бубны, колокольчики, погремушки, треугольники, тарелки, металлофоны, барабан, музыкальные молоточки, румба, ионика, игрушки-самоделки и другие.

  1. Электронное игровое программное обучение информационно-

Коммуникационных технологий (музыкально-дидактические игры, слайдовые презентации).

  1. Диски с классической, народной, современной музыкой.
  2. Иллюстрации.
  3. Портреты композиторов.
  4. Музыкально-дидактические игры.

Приложение 2

Методика обследования музыкальных способностей,

диагностическое обучение,

количественная оценка действий ребенка 5 – 67лет

Эмоциональная отзывчивость

1 балл - у  ребенка отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой. Оказываются все виды помощи.

2 балла – у  ребенка имеется эмоциональное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи с опорой на немузыкальные компоненты (наглядность, моторные действия). После прослушивания произволения может показать на иллюстрацию, соответствующую содержанию произведения и рассказать или через движения показать характер музыки.

3 балла - у ребенка эмоционально-оценочное отношение к музыке, характеризует музыку после словесной помощи взрослого.

4 балла – ребенку предлагается ответить на вопрос: что ему больше нравится петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему? Предлагается ребенку рассказать, о чем композитор рассказал в музыке после прослушивания двух контрастных незнакомых произведения, давая названия. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.

Тембровый слух

1 балл – ребенок чаще не различает тембровые свойства музыкальных инструментов.

2 балла –  ребенок различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания моторной помощи педагога.

3 балла – ребенок хорошо различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания словесной помощи педагога.

4 балла – ребенок отлично различает тембровые свойства музыкальных инструментов. Показывает, называет музыкальные инструменты, соотносит звучание инструмента с его внешним видом и называет его.

Динамический слух

1 балл – ребенок не различает правильно динамические отношения музыкальных звуков.

2 балла – ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания словесной и моторной помощи педагога.

3 балла – ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков.

4 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков.  Ребенку показывают аккордеоны (пособия) и поясняют (с показом), что каждый аккордеон звучит по-разному. «Послушай и скажи, какой аккордеон звучит?»

Звуковысотный слух

1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выразительные отношения музыкальных звуков.

2 балла – ребенок различает указанные выразительные отношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность. Ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку музыкальной лесенки, сыграть на ней и послушать, как она звучит; затем предлагают птенчика посадить на верхнюю ступеньку, сыграть на ней и послушать, какой высокий голос у птенчика. Затем задание повторяется. Последовательность звуков та же.

3 балла – ребенок хорошо  различает указанные выразительные отношения музыкальных звуков.

4 балла – Ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков. Взрослый показывает птицу и птенчика, сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов. Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голос звучал? Звуки предлагается в последовательности: высокий, низкий, высокий.

Музыкальное мышление

1 балл - репродуктивное:  ребенок не определяет жанровую характеристику музыкального произведения. Продуктивное: ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки.

2 балла – репродуктивное: ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкального произведения, чем определяет. Продуктивное: ребенок сочиняет и исполняет песню (танец или марш) после оказания ему моторной помощи.

3 балла – репродуктивное: ребенку дается словесная помощь в виде наводящих вопросов.  Продуктивное: ребенок сочиняет или исполняет песню (танец, марш) после словесной помощи взрослого.

4 балла – репродуктивное: ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоциональный рассказ о его общем характере, или показывает произведение через движение (под музыку). Продуктивное: ребенок свободно сочиняет и исполняет оригинальную песню или танец. Песню может исполнить на металлофоне.

Чувство ритма

1 балл - Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические отношения музыкальных звуков.

2 балла – Ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи.

3 балла – Ребенок хорошо различает ритмические отношения музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкально-ритмических приемов.

4 балла – Ребенок отлично различает ритмические отношения в следующих примерах. Ребенку поясняют, что в гости пришли· игрушки и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняется, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как звучала музыка, а ты должен отгадать, для какой игрушки хлопаю».

Музыкальная память.

1 балл - ребенок не может правильно воспроизвести мелодию.

2 балла – ребенок правильно воспроизводит песню или мелодию, после оказания ему моторной помощи. Ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, потом проигрывается мелодия на фортепиано.

3 балла – ребенок правильно воспроизводит песню или мелодию, после элементарной словесной помощи.

4 балла – Ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию. Предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста

Представлен перспективный план работы на год в средней группе по развитию коммуниккативных способностей у детей в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы....

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Досуги

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Досуги...

Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности.

Перспективное планирование организует систему работы по театрализованной деятельности, так как именно в ней ребенок побуждается к речевому общению, формируются такие качества, как самостоятельность, и...

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в старшей группе на 2016 -2017 учебный год

Перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с описанием ООД, совместной деятельности с детьми и взаимодействия  с родителями....

Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности

Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпеч...

Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические  игры...