2025 Статья "Культурный код в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста" 2025
статья по музыке (подготовительная группа)
https://files5.s-ba.ru/pedagog/publ/vestnik/vipusk... страница 77
Библиографическое описание: Гриник Е.А. Культурный код города в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста//Вестник дошкольного образования №55(385) от 01.08.2025 URL: https://files5.s-ba.ru/ pedagog/publ/vestnik/vipusk/385.pdf
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гриник Елена Александровна, музыкальный руководитель, МБДОУ г. Улан-Удэ Республика Бурятия
Культурный код города в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
ФОП ДО предусматривает организацию развития и воспитания дошкольника как гражданина Российской Федерации, формирование основы его гражданской и культурной идентичности доступными для ребенка средствами.
Для решения педагогических задач в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», которое направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», для меня, как музыкального руководителя, стоит педагогическая проблема интеграции и систематизации материала с учетом ценностей, указанных в ФОП ДО, как условие организации музыкального развития детей, через культурный код города.
Культурный код города – это совокупность уникальных символов, традиций, ценностей, историй и артефактов, которые формируют идентичность города и его жителей.
Использование элементов культурного кода города на музыкальных занятиях, позволяет в знакомых и привычных условиях для детей дать им представление о музыке. Музыка проникает в жизнь ребенка передавая новые смыслы, наполняя окружающую действительность новыми образами и эмоциями. Феномен узнаваемости создает условия для проживания ребенком той или иной ситуации, накапливая его музыкальный опыт и предпочтения. Данный подход делает восприятие музыки более доступным и понятным для детей, узнаваемые места и достопримечательности города звучат через музыкальные произведения, что и является методологической составляющей при проведение музыкальных занятий и создает условия для развития и реализации музыкальных способностей каждого ребенка на основе культурного кода города.
При планировании занятий с элементами культурного кода я ставлю следующие задачи:
- Развивать музыкальные способности детей, через культурные символы и достопримечательности города.
- Разработать тематический план, музыкальную карту в рамках реализации проекта.
- Вовлечь родителей в процесс музыкального развития дошкольников при использовании культурного кода города.
В ходе таких занятий дети знакомятся с архитектурой, историей, культурными событиями и людьми. Данные направления помогают детям глубже погрузиться в культурное наследие города и познакомиться с его уникальными особенностями и являются ключевыми в составлении тематического планирования занятий.
Все проводимые занятия разбиты по месяцам, тема каждого месяца раскрывает то или иное направление культурного кода города. Через разные виды музыкальной деятельности, на основе музыкальных произведений рекомендованных ФОП, дети продолжают знакомство со своим городом.
Каждая тема раскрывается в контексте элемента культурного кода, на основе программного музыкального материала, под которые подбираются соответствующие образы связанные с жизнью города. Например: Предлагая детям выполнить музыкальное ритмическое движение «Ходьба бодрым шагом с переходом на носочки» мы создаем воображаемую улицу, говорим ее название, выполняем движение, во время остановки предлагаем детям ответить на вопрос - Что мы можем увидеть на этой улице? Кого мы можем встретить? Слушая «Осеннею песни» П. Чайковского дети могут вспомнить места нашего города, где могла бы звучать такая музыка. Знакомясь с мемориалом Победы, который расположен в центре года можно вместе с детьми пройти маршем бодрым шагом с перестроением в колонны, спеть знакомые песни военных лет, разучить танец. Предлагаю тематическое планирование музыкальных занятий с элементами культурного кода города.
СЕНТЯБРЬ
Культурный код «Окна моего города»
Темы занятий: «Мы живем в Улан-Удэ», «Моя улица, мой дом», «Мои семейные традиции», «Здравствуй сосед!»
Культурно-досуговое событие: «Окна моего города» (рисование под музыку на прозрачных мольбертах)
Ожидаемый результат: Реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении. Дети могут придумать свой сюжет, свою историю, сказку. Знают свои семейные традиции и могут поделиться ими со сверстниками. Знают людей, которые проживают рядом с ними и могут рассказать о них.
ОКТЯБРЬ
Культурный код: «Улан-Удэ - купеческий город. Верхнеудинская ярмарка»
Темы занятий: «История гостиных рядов», «Купеческое прошлое Улан-Удэ», «Гуляй, ярмарка!», «Известные предприниматели города».
Культурно-досуговое событие «Гуляй, ярмарка!» (досуг)
Ожидаемый результат: Становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к отражению окружающей действительности в музыке.
НОЯБРЬ
Культурный год: «Парки, скверы, бульвары»
Темы занятий: «Встреча на сиреневом бульваре», «История одного фонаря», «Отдыхающий уланудэнец», «Прогулка с мамой».
Культурно-досуговое событие: «Вместе с мамой хорошо!» (музыкальная гостиная)
Ожидаемый результат: Воспитание уважительного и бережного отношения к своему городу, в процессе ознакомления с разными видами искусства. Интерес и уважение к жителям города.
ДЕКАБРЬ
Культурный код: «Верхнеудинский острог».
Темы занятий: «От острога до столицы», «Театр народной музыки Забава», «Семейский круг», «Известные деятели Улан-Удэ».
Культурно-досуговое событие: «Зимние забавы» (досуг)
Ожидаемый результат: Формирование духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего города.
ЯНВАРЬ
Культурный код: «Досуговые детские центры города»
Темы занятий: «Зимний город», «Маленькие жители Улан-Удэ», «Мои увлечения», «Мой друг, мои друзья».
Культурно-досуговое событие: «Мой город, мои друзья» (досуг)
Ожидаемый результат: Развитие и реализация творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству друг с другом и другими людьми (детьми и взрослыми).
ФЕВРАЛЬ
Культурный код: «Тоонто нютаг» Малая Родина.
Темы занятий: «Моя малая родина», «Театр песни и танца «Байкал», «Праздники моего города», «Известные художники города».
Культурно-досуговое событие: «Сагалгаан собирает друзей» (досуг)
Ожидаемый результат: Приобщение детей к традициям и культурному наследию города, своей малой Родины. Дети имеют представление о культурных событиях города, поддерживают желание использовать полученные знания и навыки в праздничных событиях города.
МАРТ
Культурный код: «Театры города»
Темы занятий: «Городская афиша», «Балет Красавица Ангара», «Театральные профессии», «Известные композиторы города».
Культурно-досуговое событие: Театрализация сказки по выбору детей.
Ожидаемый результат: Дети различают виды сценического искусства: опера, балет. Имеют представление о балете «Красавица Ангара», как о визитной карточке бурятского театра оперы и балета. Воспитание музыкально-эстетического вкуса детей.
АПРЕЛЬ
Культурный код: «Мемориалы и памятники Улан-Удэ»
Темы занятий: «Имена героев в названиях улиц», «Защитники Отечества живут рядом», «Как песня помогала побеждать», «Летопись моей семьи».
Культурно-досуговое событие: Конкурс военной песни «К подвигу героев песней прикоснись».
Ожидаемый результат: Формирование чувство патриотизма и гражданственности в процессе ознакомления с различными произведениями музыки, изобразительного искусства гражданственно-патриотического содержания.
МАЙ
Культурный код: «Достопримечательности моего города»
Темы занятий: «Я житель города», «Что я знаю о своем городе?», «Мой город и моя семья», «Почетные жители города».
Культурно-досуговое событие: «Как звучит мой город?» (музыкальная гостиная)
Поскольку восприятие музыки довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, мышления, определённых знаний, поэтому необходимо понимание того, как социокультурное окружение формирует музыкальные предпочтения и способности у детей дошкольного возраста.
При проведении занятий с элементами культурного кода дети не только знакомятся детей с культурным наследием города, но и активно развивают свои познавательные, творческие, социальные и эмоциональные способности. У детей появляются предпосылки формирования локального патриотизма и городской идентичности.
Культурный код города в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста — это не только образовательный инструмент, но и способ творческого самовыражения детей. Он помогает им глубже понять и почувствовать связь с родным городом, его культурой и историей, то есть через звуки и мелодии дети учатся ценить уникальность своего города и сохранять его наследие.
Культурный код – может стать универсальным инструментом формирования музыкального кругозоры и музыкальных предпочтений маленьких жителей города.
Список литературы
1. Взаимосвязь культуры и образования в условиях современной реальности [Электронный ресурс] // www.nsglinka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kultury-i-obrazovaniya-v-usloviyah-sovremennoy-realnosti
2. Том 12. Вып. 5. (№ 40) - Культура мира [Электронный ресурс] // kultura-mira.ru - Режим доступа: http://kultura-mira.ru/nomera-jurnali/tom-12-vyp-1-36
3. IX Всероссийская научно-практическая конференция ... [Электронный ресурс] // www.nsglinka.ru - Режим доступа: https://www.nsglinka.ru/vzaimodejstvie-2025/, свободный. - Загл. с экрана
4. Музыкальный фольклор как носитель русского ... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-folklor-kak-nositel-russkogo-kulturnogo-koda, свободный. - Загл. с экрана
5. Тараева Г. Р. [Электронный ресурс] // rostcons.ru - Режим доступа: https://rostcons.ru/personpages/taraeva.html, свободный. - Загл. с экрана
6. Музыкально интерактивные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в образовании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-interaktivnye-formy-vzaimodeystviya-doshkolnogo-uchrezhdeniya-i-semi-v-obrazovanii-detey-doshkolnogo-vozrasta
7. Открытая научно-практическая конференция «Культурный код в ... [Электронный ресурс] // cnho.ru - Режим доступа: https://cnho.ru/?page_id=23379, свободный. - Загл. с экрана
8. Культурный код Петербурга в музыкальном мире Сергея ... [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/97010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Содержание статьи раскрывает возможность использования информационных технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста....

по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Доказано, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность ...

Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности домин...

Музыкально-дидактическая игра как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
Методическая работа...

Дистанционное обучение. ООД по муз. развитию детей разных групп. Дисциплина 4. Модуль 2 Обязательная образовательная деятельность по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста
1.Методика музыкального образовательного процесса2.Характеристика основ муз. деятельности3.Возрастные характериcтики музыкального восприятия4.Практическое задание 5.Итоговый тест дисциплины 4...

Методическая разработка "Музыкальное кафе "Отличное настроение" (использование Орф педагогики в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста)
Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так...

Консультация для педагогов "Роль Башкирских музыкальных игр в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Башкирская народная игра - увлекательный вид деятельности для формирования у детей первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях родного народа, об отечественных традициях и праз...


