2025 Статья "Влияние графической импровизации на восприятие музыки".
статья по музыке (младшая группа)

Гриник Елена Александровна

В статье рассматривается как визуальные образы могут оказывать значительное влияние на эмоциональное восприятие музыкальных произведений, что открывает новые горизонты для понимания музыкального искусства и его восприятия. 

Гриник Е.А. Влияние графической импровизации на восприятие музыки//Вестник дошкольного образования №60(390) от 19.08.2025 URL: https://files5.s-ba.ru/pedagog/publ/vestnik/vipusk/390.pdf

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_graficheskoy_improvizatsii_gotovaya.docx26.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гриник Елена Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ, г. Улан-Удэ

Влияние графической импровизации на восприятие музыки.

Восприятие музыки представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором важную роль играют как аудиальные, так и визуальные элементы. В данной статье хочу уделить внимание на влияние графической импровизации на восприятие музыки. Графическая импровизация в данном контексте, включает в себя создание визуальных образов в процессе музыкального исполнения или прослушивания.

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается рост интереса к синестезии и взаимодействию различных видов искусства. Замечено что визуальные образы могут оказывать значительное влияние на эмоциональное восприятие музыкальных произведений, что открывает новые горизонты для понимания музыкального искусства и его восприятия. В условиях современного общества, где мультисенсорные впечатления становятся все более актуальными, важно исследовать, как графическая импровизация может изменить восприятие музыкальных произведений.

В дошкольной педагогике проблема взаимодействия искусств и его влияния на развитие музыкального восприятия у детей не получила достаточного освещения. Исследовались лишь отдельные ее аспекты. Так, Козырева С.П. [7] изучала взаимодействие музыки и живописи и его влияние на изобразительное творчество детей.

Новикова Г.П. [10] рассматривала взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания дошкольников.

В работе Чумичевой Р.М. [8] проблема взаимодействия, синтеза искусств исследовалась с точки зрения развития личности дошкольника.

Музыка, как искусство, способна вызывать у слушателя широкий спектр эмоций, от радости и восторга до грусти и ностальгии. Это происходит благодаря тому, что музыка обладает уникальной способностью воздействовать на психику человека, вызывая ассоциации и воспоминания, а также создавая атмосферу и настроение.

На уровне физиологии восприятие музыки начинается с того, что звуковые волны попадают в ухо, где они преобразуются в электрические сигналы, которые затем передаются в мозг. Однако восприятие музыки не ограничивается лишь физическим процессом. В мозге происходит сложная обработка информации, которая включает в себя распознавание мелодий, ритмов, гармоний и тембров. Каждый элемент музыкального произведения может вызывать различные реакции, основанные на индивидуальном опыте слушателя, его культурном контексте и эмоциональном состоянии.

Слушатели часто интерпретируют музыку через призму своих знаний и ожиданий. Музыка может вызывать у слушателя ассоциации с определенными событиями, местами или людьми, что добавляет глубину и многослойность восприятию.

В последние годы все больше исследований сосредотачивается на роли визуальных элементов в музыкальном восприятии, что открывает новые горизонты для понимания взаимодействия различных искусств.

Музыка, как искусство, часто воспринимается в контексте визуальных образов. Концерты, музыкальные клипы и театрализованные представления используют визуальные эффекты для усиления воздействия музыки. Например, световые шоу, проекции и сценография могут создать атмосферу, которая подчеркивает эмоциональную окраску музыкального произведения. Визуальные элементы способны вызывать ассоциации, которые могут усиливать или изменять восприятие музыкального произведения. Исследования показывают, что сочетание музыки с визуальными образами может приводить к более глубокому эмоциональному отклику, чем музыка, представленная в чистом виде.

Графическая импровизация, как форма визуального искусства, также может оказывать влияние на восприятие музыки. Создание визуальных образов в процессе прослушивания музыки позволяет слушателям активно взаимодействовать с музыкальным произведением, переводя свои эмоции и ассоциации в графическую форму. Визуальные элементы могут служить своего рода «мостом» между музыкой и зрителем, позволяя каждому индивидуально интерпретировать музыкальные произведения через призму своих собственных переживаний и ассоциаций.

Кроме того, нейробиологические исследования показывают, что восприятие музыки и визуальных элементов активирует различные области мозга, что может способствовать более полному восприятию и пониманию искусства. Сочетание слуховых и визуальных стимулов может активировать нейронные сети, отвечающие за эмоциональную реакцию, память и ассоциации, что в конечном итоге приводит к более глубокому и многослойному восприятию.

Графическая импровизация может стать мощным инструментом для выражения эмоций и ассоциаций, возникающих при восприятии музыкальных произведений.

Процесс графической импровизации начинается с выбора музыкального произведения или композиции, которая будет служить основой для визуального выражения. Музыка может быть как инструментальной, так и вокальной, и ее стиль может варьироваться от классической до современной, включая элементы джаза, электронной музыки или авангарда.

Как только музыкальный материал выбран, дети погружаются в прослушивание, стараясь уловить его настроение, динамику и ритмические особенности.

В процессе импровизации дети используют различные инструменты и материалы для создания своих визуальных произведений. Это могут быть акварельные краски, гуашь, маркеры, пастель или даже цифровые технологии. Выбор материалов зависит от их предпочтений и от того, какой эффект они хотят достичь. Например, акварель может передать легкость и прозрачность, в то время как гуашь создает более насыщенные и яркие цвета.

Когда начинается процесс рисования, дети реагируют на изменения в музыке, такие как смена темпа, громкости или эмоциональной окраски. Ребенок может использовать быстрые, энергичные мазки для передачи динамичных моментов, или, наоборот, более плавные и медленные линии для спокойных и меланхоличных фрагментов. Важно, чтобы каждое движение кисти или карандаша было связано с музыкальным контекстом, создавая таким образом синтетический опыт, где зрительные и слуховые ощущения переплетаются.

При рисовании можно использовать последовательности графических символов, в которых чередуются знаки метрической пульсации (к примеру, точки при повторяющихся звуках, «остановках» в мотивах, зигзаги при чётком ритмическом рисунке с равноценными долями), условной траектории мелодического движения (волнистые, овальные и другие линии). Долгота звучания отдельного звука, мотива может быть представлена прямыми линиями. Точки на овалах показывают каждый отчётливо слышимый звук при движении, к примеру, восьмыми длительностями, овал без точек – мелодическую линию, воспринимаемую как единый пассаж. Выбор символов, их комбинаций является индивидуальным творческим процессом каждого ребенка. При этом в качестве незыблемого закона соблюдается правило одинаковых символов при повторяющихся мотивах, что даёт яркий визуальный образ формы произведения. Музыкальное содержание произведение не всегда должно быть представлено конкретными рисунками.

Так же можно использовать пальчики или изображение фигур в воздухе, чтобы помочь детям понять музыкальную структуру

По мере завершения импровизации художник может остановиться и проанализировать созданное произведение. Этот этап важен для понимания того, как музыка повлияла на визуальные элементы и какие эмоции были переданы через графику.

Таким образом, процесс графической импровизации представляет собой динамичное и многогранное взаимодействие между музыкой и визуальным искусством. Он позволяет художникам исследовать свои эмоции и идеи, создавая уникальные произведения, которые могут быть как личными, так и коллективными. Графическая импровизация открывает новые горизонты для понимания взаимосвязи между различными формами искусства и расширяет границы восприятия музыки через визуальные образы.

.

  1. список использованных источников

  1. Рубан, Т. Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств  : 19.00.07 Москва, 1998 113 с. РГБ ОД, 61:98-13/599-2
  2. Батюта, М. Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет на материале живописи : диссертация. Н. Новгород, 2007 231 с., Библиогр.: с. 153-170 РГБ ОД, 61:07-19/574
  3. Зырянова, С. М. Формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.07, 2003, Екатеринбург

https://www.dissercat.com/content/formirovanie-predstavlenii-o-khudozhestvennom-obraze-u-detei-6-7-let-na-osnove-integratsii-v

  1. Мельник, М. В. Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы) / М. В. Мельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118115/
  2. Вепрева, О. А. Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5 - 7 лет тема диссертации и автореферата по ВАК РФ, 2001 https://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-slova-i-izobrazheniya-kak-sredstvo-khudozhestvennogo-razvitiya-detei-5-7-let
  3. Домогацких, В. В.  Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ Москва, 2000

https://www.dissercat.com/content/razvitie-tsvetomuzykalnogo-vospriyatiya-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrast

  1. Козырева, С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01,

https://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-muzyki-i-risovaniya-kak-sredstvo-razvitiya-izobrazitelnogo-tvorchestva-starshikh

  1. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателя

детского сада [Текст] / Р.М. Чумичева. – М.: Просвещение, 1992. – 122 с.

  1. Истомина, С. М. Педагогическая импровизация как условие включения детей 6-7 лет в процесс музыкального творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.07 https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-improvizatsiya-kak-uslovie-vklyucheniya-detei-6-7-let-v-protsess-muzykalnog
  2. Новикова Г.П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1994. - 18 с.
  3. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1988. - №3. - С. 70 - 82.
  4. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. // Теория эстетического воспитания: Сборник научных трудов. — Ред. сост.: В .Б. Сомов. М., 1975. - Выпуск 3. - С. 43 - 45.
  5. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-85 с.
  6. Хамельдиева И.Г. Музыка в синтетических видах искусства. М.: Знание, 1987.-98 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний праздник для подготовительной группы с использованием ритмопластических импровизаций под классическую музыку

Новогодний праздник в подготовительной группес использованием танцевально-двигательных импровизаций под классическую музыку.Ход праздника: Новогодняя ёлка находится за занавесом.Звучит ново...

Доминантное занятие по восприятию музыки «Загадки королевы Музыки»

Цель:  Приобщение детей к восприятию классической музыки.Задачи: 1.  Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического репертуара.2. Развивать творче...

Конспект доминантной непосредственной образовательной деятельности по восприятию музыки «В гостях у Феи музыки»

В этом  методическом материале раскрывается игровой подход , как  возможная форма участия дошкольников в художественно - эстетической деятельности. Раскрывает потенциалы ребенка в вока...

Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"

В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ....

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...

Конспект ООД по восприятию музыки в средней группе «Музыка и настроение»

Конспект  ООД по восприятию музыки в средней группе  «Музыка и настроение»...