Консультация для музыкального руководителя «Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях с детьми с ТНР»
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа)

Марухленко Марина Андреевна

Консультация содержит описание цели, задач логоритмики, системы и структуры логоритмических занятий, специфических методов и приемов логоритмики, а также треббований к организации занятий, подбору музыкального материала и движений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №25

имени Героя Российской Федерации А.С. Ситникова»

(МБОУ «Школа №25)

__________________________________________________________________

Утверждаю:

Директор МБОУ «Школа №25»

_______________ Дегтярева М.А.

 «___» _____________ 2025 г.

Консультация для музыкального руководителя

«Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях с детьми с ТНР»

Учитель-логопед

Марухленко М.А.

Балашиха

2025-2026 уч. год


Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение просодической стороны речи, речевого дыхания, недостатки темпо-ритмической организации движений и речи. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения. Речевое дыхание таких детей зачастую поверхностное, прерывистое, характеризующееся частым добором воздуха. В связи с нарушением темпо-ритмической организации у таких детей имеются недостатки слоговой структуры.

Речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь. Музыкальное сопровождение регулирует темп и характер движений (медленных – быстрых, плавных - отрывистых). Музыка направляет поведение ребёнка, сдерживает излишнюю возбудимость у одних и активизирует пассивность и инертность у других. Движение под музыку является одним их эффективных методов развития моторики детей. Музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового внимания.

Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) строится с учетом принципа «от простого к сложному». Сначала надо научить ребенка выполнить под музыку основные виды движений. Это ходьба, поскоки, танцы, хороводы, игры с пением. При этом обязательно вводится речевой материал в самых разных формах: тексты песен, инсценировки, драматизации с пением.

Большую роль в данной работе с дошкольниками играет совместная деятельность педагогов: воспитатель, учитель – логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, а также грамотное распределение ролей во время проведения занятия.

Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопедическим и музыкальным занятиям.

Основные задачи логоритмики:

  • развивать статическую и динамическую координацию движений;
  • формировать двигательную (моторную) память;
  • совершенствовать общую и мелкую моторику;
  • регулировать мышечный тонус;
  • развивать речевое дыхание и голос, артикуляцию и дикцию;
  • добиваться четкой переключаемости движений;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
  • вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
  • развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

Система логоритмических игр и упражнений включает в себя следующие элементы:

1.Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения, целью которых является укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

2.Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения, которые помогают корректировать звукопроизношение, укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания.

3.Упражнения на развитие мимических мышц, что способствует выразительности невербальных средств общения.

4.Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук, которые помогают развивать мелкую моторику, плавность и выразительность речи, речевого слуха и речевой памяти.

5.Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей. Их задача – развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

6.Коммуникативные игры и танцы, которые способствуют развитию эмоциональной сферы, позитивного самоощущения.

7.Музыкальные и музыкально-ритмические игры, которые развивают речь, внимание, чувство ритма.

8.Упражнение на развитие словотворчества, основная задача которых – расширение словарного запаса детей.

При составлении занятий не обязательно, чтобы были включены упражнения сразу всех разделов. Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использование речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.

Структура музыкального занятия по логоритмике включает следующие элементы:

  1. Вводная, подготовительная к занятию часть к речевой и моторной нагрузке
  2. Ритмическая разминка
  3. Основная часть
  4. Упражнение
  5. Слушание
  6. Пение
  7. Упражнение развития тонких движений пальцев рук
  8. Упражнения для развития речевых и мимических движений
  9. Игра
  10. Заключительная ходьба под спокойный марш

Требования к подбору музыки:

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности, музыка для движения должна быть:

  • небольшой по объему (до 3-4-х минут для старших)
  • разнообразной по темпу (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями);
  • 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию) и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей.

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразны ми по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений:

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

  • доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
  • понятными по содержанию игрового образа;
  • разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках…

Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения (по рекомендации и под наблюдением педиатра), и др.

Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности:

Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т.е. по сути, является ведущим, в процессе разучивания песни, танца или игры, я делаю акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения. Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи. Для развития устойчивого интереса к данному виду деятельности мы подбираем разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возрастных особенностей.

Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение. Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных), использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения. Систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.

Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"...

Круглый стол для музыкальных руководителей «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОНР»

Круглый стол для музыкальных руководителей«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОНР»....