Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением по системе К.Орфа
картотека по музыке (средняя группа)
Речевые игры с музыкальным сопровождением
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением
по системе К.Орфа
Составитель:
музыкальный руководитель,
Бабкина Валентина Валерьевна
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения.
Вы не пробовали с детьми танцевать стихи? Это очень увлекательное занятие. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и лёгкость импровизации являются основой для творческих действий детей.
Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.
Еще в тридцатые годы у К. Орфа возникла идея «элементарного музыкального воспитания». По его словам, «элементарная музыка – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она не должна быть специально осознана; она не знает крупных форм архитектоники; она связана с небольшими хороводными формами, с ostinato и простым видом рондо.
Элементарная музыка питается земными соками, безыскусственна, связана с движением человеческого тела: каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям. " Все дети растут, результат зависит от того, как их растят", "Каждый ребенок обучаем" - все эти высказывания принадлежат гениальному японцу Шиничи Сузуки, который прославился тем, что научил тысячи трехлетних детей блестяще играть на скрипке. С точки зрения композитора, голос – наш самый главный музыкальный инструмент, данный природой.
С помощью пения, дети узнают о своей культуре, языке и музыкальных традициях. Игры, двигательные песенки, ходьба, хлопки, хороводы – неотъемлемая часть подхода Золтан Кодали.
Дети учатся с помощью тела: чем проще и короче песня, тем легче малышам выучить движения. Движения просто необходимы для развития ритма.
Основным предназначением Шульверка является: "Первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов." и у Орфа был свой подход......
Речевые игры для детей по методике К.Орфа
«Барабан»
Бьют его, а он не злится,
Он гремит и веселится.
Потому что без битья,
Барабану нет житья.
«Веселый дождик»
Дождик капнул на ладошку (колокольчик, палочки и др.)
- Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку
- Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он
- Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон
- Кап-кап, кап-кап-кап!
«Мячик»
(Удар мячика приходиться на каждую сильную долю. Педагог передает мяч, ребенок возвращает мяч после слов «бросит сам»)
Вот какой, вот –
Мячик пестрый,
Никогда не плачет,
По дорожке скачет.
- Мяч в руках я подержу,
И ребяткам покажу.
Кому дать? Кому дать?
Кто же будет мяч кидать?
Мячик Коленьке я дам,
Мячик Коля бросит сам.
«Аист и лягушата»
(Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед)
Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают
Скок-поскок, скок-поскок. -на двух ногах в произвольном направлении
Скачут бойкие ребята
Прыг на кочку, под листок.
Аист вышел на болото - «лягушата» выполняют «пружинки»
Погулять, погулять. - вокруг аист ходит
Прячьтесь живо, лягушата, лягушата- приседают и не шевелятся
Чтоб не смог вас отыскать!,-аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся (на слова «...погулять, погулять » должна быть небольшая пауза (остановка), голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово).
«Бубен»:
Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку.
Бубен, бубен, позвени. – педагог ходит перед детьми
Ребятишек веселит, - встряхивает бубен
Деточки играют,
В бубен ударяют.
Хлопай – раз, хлопай - два!
Интересная игра - ударяет ладошкой.
Танечка (Ванечка,...) играет,
В бубен ударяет.
Игра повторяется с другим участником
«Кот на печи».
Развитие мелкой моторики, чувства ритма Методические рекомендации Текст произносится на распев. На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две строки - движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе.
Кот на печи - стучат кулачком
Сухари толчет
Кошка на лавке
Рубашку шьет.
Малые котята
На печке сидят
На печке сидят
Да, на котика глядят
Все на котика глядят
Да, сухарики едят.
«Ежик»
Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания. Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, -да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. - хлопки.
Не умел он топать- качают головой топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать -качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да,да
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг
«Дождик, лей!»
Развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Дождик, лей, лей, лей - помахивают кистями рук
На меня и на людей - руки к груди и разводят в стороны
На людей по ложке, ладошки сложены в «ложки»- углубления
На меня по крошке, руки к груди и пальцы сложены в щепотку
А на б-а-бу Ягу - руками схватиться за голову, покачать головой
Лей по целому ведру. Руки бросить вниз с наклоном туловища
«Шла лисица»
Шла лисица вдоль тропинки,
Топ, топ, топ, топ.
И несла грибы в корзинке:
Топ, топ, топ, топ.
Пять опят и пять лисичек,
Да-да-да, да-да-да.
Для лисят и для лисичек
Как всегда
«Имена»
Лена, Катя, Миша, Вова и Иван
Забрались с ногами на диван.
Лёша и Петя, Натали и Глеб
Уплетают свежий белый хлеб.
Уплетают вместе белый хлеб.
(Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях речевой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов...)
«Работники»
Катя и Мишенька встали с утра
Сразу у них закипели дела:
Кошку помыть и постричь воротник,
Катя успела и брат озорник.
Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.
«Колокольцы»
Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы
Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон
Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.
«Мышки»
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!
Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д.
«Фокус-покус»
Фокус покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале
Ты чего же это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш!, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.
«Ежик»
По сухой лесной дорожке —
Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк —
Превратится еж в клубок.
Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». Сворачиваются на полу клубком.
«Капли»
Капля — раз! Капля — два
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.
«Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так и вот так
Они из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали:
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали.
«Ежик и барабан»
С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами... Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!
На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.
«Веселый бубен»
Дети встают в круг и передают друг другу бубен под слова:
Побежал веселый бубен
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый бубен.
Тот сейчас сыграет нам!
Ребенок, у которого на окончание текста оказался бубен, играет на нем плясовую, а все дети произвольно танцуют.
«Веселые музыканты»
Играет кот на скрипке:
Имитировать игру на скрипке.
Тили-ли! Тили-ли!
Прохлопать ритм в ладоши.
На блюде пляшут рыбки:
Сделать волнообразные движения кистями рук.
Хлюп-хлюп, люли!
Два хлопка по коленям, два хлопка в ладоши — 2 раза.
Хлюп-хлюп, люли!
Танцуют чашки, блюдца:
«Фонарики».
Дзинь-дзинь, хо-хо!
Дзинь-дзинь, хо-хо!
Два «фонарика» над головой, два скользящих удара ладонью о ладонь («тарелочки») — 2 раза.
А лошади смеются:
Постукивать пятками об пол, руки как бы держат вожжи.
И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!
На «И-и...» поднять обе руки вверх, пальцы сжаты в кулаки; на «го-го» — опустить их вниз.
«Кто как ходит»
Кошка ходит по-кошачьи,
Пружинящий шаг.
Ходит крадучись она.
А собака по-собачьи
Ходьба с высоким подъемом колена.
Ходит, гордости полна.
По-утиному утенок
Чуть вразвалочку идет.
Шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону.
По-козлиному козленок
Подскоки.
Скачет рожками вперед.
По-слоновьи ходит слон,
Ходьба, опираясь на ступни и ладони.
Тяжело ступает он.
По-гусиному — гусята
Ходьба в полуприседе.
Важно шествуют шажком.
А по улице ребята —
Бег с постепенным переходом на ходьбу.
Кто вприпрыжку, кто пешком. (В. Степанов)
«Лошадка»
Скок, лошадка, скок, скок!
По дорожке — цок, цок!
Четвертными длительностями ударять поочередно ладонями по коленям.
Цок да цок — стучат копытца,
Восьмыми хлопать в ладоши.
Цок да цок — лошадка мчится.
А по ямкам, по овражкам —
Тюх-тюх-тюх, тюх-тюх-тюх!
Перетопы ногами в ритме четверть-четвертьполовинная.
А по кочкам, а по кочкам —
Бух, бух, бух, бух!
Половинными длительностями ударять кулачками по коленям.
Речевые игры с музыкальными инструментами
«Матрешки и Петрушка»
Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук! (ложки)
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли.
Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали.
Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.
(трещотки и погремушки)
Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.
Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! (погремушки)
Звонко песенку запели – Трень – ди, трень – ди!
Тук – тук, туки – тук,(молоточки ли палочки)
Трень – трень – трень – ди – трень!
Будет весело играть (все вместе)
Наш оркестр целый день!
«Шур – шур – песенка»
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Они похожи на мышат.
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.
А где-то спит мурлыка-кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поет: -
Мур-мур, мур-мур, мур-мур. Дети перебирают струны цитры или арфы.
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур, Мур-мур!
Кухонный оркестр
Наш повар Василий
На кухню пришел.
Он главный, он сильный,
Он – как дирижер!
Огромным половником только взмахнет –
Оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли огромные – бом-бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая – тинь-тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается – просто чудесный!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание по системе Карла Орфа
Суть системы Карла Орфа-в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании,в игре на простейших, в основном ударных, шумовых музыкальных инструментах ,в движени...

Музыкальные занятия и система Карла Орфа.
quot;Орф-Шульверк знакомит с музыкой, начиная с детского возраста, и представляет ее великолепие в активном взаимодействии с ней. Звучащие жесты, хлопки, шлепки, притопы, щелчки пальцами особым образ...

Рекомендации для педагогов по использованию речевых игр со звучащими жестами по системе К.Орфа
Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке....
Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением
Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением...

Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением по системе К.Орфа.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движен...

Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением (младшая группа)
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и д...

Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением
Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением...
