Музыкальные занятия и система Карла Орфа.
статья на тему

Зарубина Зинаида Владимировна

"Орф-Шульверк знакомит с музыкой, начиная с детского возраста, и представляет ее великолепие в активном взаимодействии с ней. Звучащие жесты, хлопки, шлепки, притопы, щелчки пальцами особым образом вводят элементы музыкального языка, такие как ритм, метр, форма и усиливают музыкальную выразительность на всех этапах музыкального воспитания."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_zanyatiya_i_sistema_karla_orfa.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные занятия и система Карла Орфа.

Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных степеней – задача педагогов.

Немецкий композитор Карл Орф разработал систему музыкального воспитания детей, основанную на развитии детского творчества. Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал её, прежде всего, педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания.

Его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Неслучайно её название – «Элементарное музицирование», в котором слово «элементарное» имеет смысл «простое», «доступное каждому» (но не примитивное). Музицирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Её Орф назвал «элементарной музыкой» и сделал основой своего «Шульверка».

«Шульверк» – это антология музыки для детей, впервые изданная более 40 лет назад. Она собрана и отобрана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из «Шульверка» представляет собой простейшую партитуру доступную в исполнении даже маленьким детям. Орф очень заботился о качестве материала с которым дети соприкоснутся впервые, поэтому основу «Шульверка» составил южно-немецкий фольклор. Интерпретация фольклора – вот одна из основных идей русского «Шульверка». Основным предназначением «Шульверка» является приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Создавая «Шульверк» Орф задумывал изобрести музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному обучению и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

Таким образом, система Карла Орфа построена на синтезировании различных видов деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) посредством детского музыкального музицирования.

Основные принципы педагогики Карла Орфа:

креативность,

вариативность,

коммуникативность.

Креативность предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».

Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.

Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.

Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.

Таким образом, принципы педагогической концепции Карла Орфа способствуют решению задач музыкального воспитания, обучения и развития детей, в частности развития музыкальных и творческих способностей на практике, и помогают педагогу творчески воплощать их в работе с детьми.

Интерес детей к орфовским инструментам неиссякаем. Они хотят играть на них всегда. Дети любят слушать тембры различных инструментов. Игра в оркестре развивает слух, чувство ритма, умение играть в ансамбле. Игра в ансамбле с дирижером учит малышей быть внимательными, терпеливыми, учит уважению друг к другу.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Это не только игра на них, но и озвучивание сказок, маленьких рассказов, стихов.

Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется  музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов» (термин Г. Кеетман). Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров – их использование вносит движение в освоение детьми ритма. Этот подход является важным методическим моментом, так как ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма, и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью.

Голоса детей также используются подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов: игры голосовым аппаратом (глиссандрирование, шипение, кряхтение, цоканье языком), возгласы, игры с фонемами, фонемными слогами (цынцы-брынцы, дили-дон), огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий образует активный инструментальный словарь ребенка. Эти звуки легко используются детьми в озвучивании сказок, стихов и в качестве аккомпанемента к движениям. Использование музыкальных инструментов по Карлу Орфу обогащает тембровый и ритмический слух детей.

Основным предназначением занятий по системе Карла Орфа является приобщение всех детей к музыке независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического музыкального занятия "Кот и мыши" для детей подготовительной группы с использованием методов и приёмов системы Карла Орфа.

Это тематическое музыкальное за нятие  для старших дошкольников  с использованием методов и приёмов немецкого композитора и музыканта Карпа Орфа. Это занятие будет интересно тем музыкальным ...

Музыкальное воспитание по системе Карла Орфа

Суть системы Карла Орфа-в развитии творческой фантазии,  в элементарном  музицировании,в  игре на простейших, в основном  ударных, шумовых музыкальных инструментах ,в  движени...

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.«Шульверк. Музыка для детей» - обучение в действии. Шульверк – осо...

Тематическое музыкальное занятие по принципам Карла Орфа "На бабушкином дворе" для детей младшего дошкольного возраста

развивает интонационный слух в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами; формирует эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании....

Тематическое музыкальное занятие по принципам Карла Орфа для детей среднего дошкольного возраста. «Снежная сказка»

В данной тематической подборке моделей представлены знакомые детям формы музицирования, которые доставят им удовольствие от радости игры, возможности фантазировать и использовать уже имеющиеся навыки....