Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Музыкальная лаборатория»
опыты и эксперименты по музыке (старшая группа)

Романова Наталья Николаевна
Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.
Задачи:
 Образовательные: способствовать формированию у детей познавательного интереса, закреплять элементарное представление о природе возникновения звуков.
Развивающие: развитие творческого воображения, мышления, памяти, внимания.
Воспитательные: воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_romanova_2.docx112.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 140»

Конспект музыкального занятия

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

«Музыкальная лаборатория»

Picture background

                                                   Подготовила:

                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                    Романова Н. Н.

Оренбург, 2023 г

Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.

Задачи:

 Образовательные: способствовать формированию у детей познавательного интереса, закреплять элементарное представление о природе возникновения звуков.

Развивающие: развитие творческого воображения, мышления, памяти, внимания.

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Мотивация деятельности детей: предложить детям помочь сказочному профессору найти потерянные им ноты, при этом предупредив, что ноты можно разыскать только в ходе научных музыкальных исследований.

Оборудование: 3 небольших стола для экспериментов, музыкальный инструмент – гитара, бумага (калька, 4 стакана (пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, карандаш, 8 одинаковых сосудов из стекла, сосуд с водой, стеклянные палочки, коврики, электронная презентация «Лаборатория музыкальных звуков», применение ТСО: музыкальный центр, мультимедийное оборудование.

Словарная работа: музыкальные и немузыкальные звуки; музыкальная лаборатория; учёный; наука; композитор; колебание; волна; материалы сосудов: стеклянный, металлический, пластиковый, деревянный; звуки: высокий, низкий, ниже, выше.

Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик», В. Селиванов «Шуточка», С. Рахманинов «Итальянская полька»

Оборудование: магнитная доска, 4 небольших стола для экспериментов, музыкальный инструмент – гитара, литы бумаги, 4 стакана (пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический), карандаши, 5 стеклянных бокалов, сосуд с водой, палочки, бумажные заготовки музыкальных нот, фломастеры, применение музыкальный центр.

Словарная работа: Музыкальные и немузыкальные звуки; музыкальная лаборатория; учёный; наука; композитор; материалы сосудов: стеклянный, металлический, пластиковый, деревянный; звуки: высокий, низкий, ниже, выше, звонкий, глухой (свойство звука)

Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик», В. Селиванов «Шуточка», С. Рахманинов «Итальянская полька».

Под веселую музыку дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию!

Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Посмотрите, на столе у меня музыкальные стеклянные сосуды, деревянные палочки и настоящие музыкальные инструменты. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать здесь.

 Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?

Дети: - Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.

Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.

(На экране возникает слайд с фотографией учёного)

 - Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы?

Дети: Композиторы – это люди, которые сочиняют музыку

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. 

Вот у меня как раз есть знакомый композитор, который пишет очень красивую музыку. Сегодня утром он прислал мне видеописьмо. Посмотрите на экран.

(на экране появляется видео)

Музыкальный руководитель: Ребята, композитор просит помощи. Посмотрите, его нотная тетрадь пуста.  А вы знаете, сколько нот в музыке? (7 нот). Какие ноты вы знаете? (ответ детей).

Как же мы можем помочь незадачливому композитору? (отыскать потерянные ноты). Правильно, ребята.

Сегодня в моей музыкальной лаборатории для того чтоб найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:

- Их нельзя увидеть не возьмешь их в руки,

Можно только слышать, что же это? (Звуки).

Музыкальный руководитель: - Спасибо вам за ваши ответы. Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем за каждым из 3-х столов все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы сможем послушать музыку, которую он написал. 

Ну что ж, дорогие коллеги, вы готовы? Для того, чтобы работа наша стала успешной, предлагаю подготовиться! Раз, два, три, четыре, пять - приглашаю поиграть! Мы с вами будем искать звуки, а пока попробуем найти их у себя, произнести их.

Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С. А. Коротаевой

Музыкальный руководитель:

Мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.

Эксперимент 1: Откуда рождается звук?

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: гитара, листы бумаги (по количеству детей)

Дети садятся за первый стол.

Музыкальный руководитель: Как возникает звук? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

Музыкальный руководитель: Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).

Музыкальный руководитель: Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Мы извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли звук у обычного листа бумаги? Давайте попробуем, потрясем лист. Что происходит с листом бумаги?

Дети: (Дрожит, колеблется).

Музыкальный руководитель: Как прекратить звук?

     Дети: - Остановить колебания листа рукой.

Музыкальный руководитель: - Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда лист бумаги дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание листа бумаги пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?

Дети: - На волну.

 Музыкальный руководитель: - Совершенно верно. Звук – это волна. Давайте, используем эти волны в создании бумажного оркестра!

 (Бумажный оркестр «Полька») В. Селиванов «Шуточка»

Музыкальный руководитель: Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора! Поздравляю вас, коллеги, с первой победой!

(На экране появляется первая нотка.) Звучат фанфары.

Музыкальный руководитель: Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 3 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети? (пластмассовый).

-Затем подошел к другому, постучал (деревянный)

- К третьему (стеклянный)

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Музыкальный руководитель: - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?

Дети: - Различные предметы издают различные звуки.

Музыкальный руководитель: - Правильно, коллеги! Звук любого предмета зависит от того, из какого материала он сделан. Ребята, давайте при помощи разных предметов озвучим интересную историю про зайца-трусишку.

Сказка – шумелка «Трусливый заяц»

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Мы нашли вторую нотку для композитора!

(На экране появляется вторая нотка). Звучат фанфары.

Эксперимент 3 «Поющая вода».

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

(Дети подходят к третьему столу, где стоят стеклянные сосуды).

Музыкальный руководитель: Что мы с вами видим? Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные).

Музыкальный руководитель: Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по сосудам. Какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Музыкальный руководитель: Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково).

Музыкальный руководитель: А как сделать, чтобы звук изменился? (добавить воды). Возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас? (В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды).

Музыкальный руководитель: Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звуки сосудов с разным количеством воды.

Музыкальный руководитель: Что вы сейчас можете сказать о звуках. (Звучание разное).

Музыкальный руководитель: Давайте постучим по сосуду, где воды больше всего. Какой звук? (тихий, глухой).

Ну а теперь постучим по сосуду, где воду меньше всего. Какой у него звук? (звонкий, громкий).

Музыкальный руководитель: Какой вывод можно сделать? (Звуки можно извлекать из предметов и изменять. Чем воды в стакане больше, тем тише звук. Чем воды меньше, тем звук ярче и громче). А теперь присаживайтесь и послушайте «Стеклянный оркестр»

«Итальянская полька» С. Рахманинов

 (Дети вместе с педагогом проходят к четвёртому столу. На столе заготовки ноток и фломастеры).

Музыкальный руководитель: - Молодцы, ребята!

(На экране появляется третья нотка). Звучат фанфары.

Музыкальный руководитель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашем нотном стане остались пустые места, чтобы найти оставшиеся ноты, я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что звучит»!

(с использованием мультимедийного оборудования)

Музыкальный руководитель: - Ребята, посмотрите, все угаданные вами звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане!

(На экране появляется слайд с оставшимися нотами, а затем картинка радостного сказочного композитора). Звучат фанфары.

Музыкальный руководитель: - Ребята, вы замечательно справились с заданием! Посмотрите, все ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане! Наш композитор очень доволен! 

Музыкальный руководитель: Посмотрите, на столе лежат музыкальные нотки. Но они белые и совсем не музыкальные. Ребята, давайте разукрасим их и сделаем яркими. А пока вы будете рисовать.  Давайте послушаем, что за мелодия получилась, благодаря нашей работе.

(дети разрисовывают ноты под музыку П.И.Чайковский «Вальс цветов»). Музыкальный руководитель: Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята, а что мы сегодня с вами делали? А что нового узнали? - Откуда берётся звук? Все ли предметы одинаково звучат? Какие бывают звуки? (звонкие, глухие, низкие, высокие). А для чего же мы это делали?

Музыкальный руководитель: Ребята, у вас в руках красивые и яркие ноты. Я предлагаю вам подарить свою ноту тому…….(дети дарят свои ноты тому, кто больше всех понравился).

- Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы очень хорошо поработали сегодня. И я хочу вручить вам грамоту настоящих профессоров музыкальной лаборатории.

 И завершить наше занятие я хочу стихотворением Андрея Усачева:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

Спасибо вам за вашу работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...

Конспект беседы с родителями «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального про...

Конспект занятия по теме «Музыка осени» на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности на основе элементарного музицирования.

Конспект музыкального занятия по теме "Музыка Осени"Цель: Способствовать развитию  музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деяте...

Конспект занятия по теме «Музыка осени» на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности на основе элементарного музицирования.

Конспект занятия " Музыка Осени.Цель: Способствовать развитию  музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности на основе элемент...