Картотека Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами)
картотека по музыке

Шаньгина Анна Юрьевна
Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально - дидактических играх .
Можно использовать разные формы работы, чтобы добиться нужного результата. Главное, чтобы это проходило в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм работы является игра с клавесами. Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_klavesy.pptx278.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека Развивающие ритмические игры с палочками ( клавесами ) Учитель-логопед: Шаньгина А.Ю.

Слайд 2

Актуальность : Развитие чувства ритма – это одна из главных задач , которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками . Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности : восприятии музыки , пении , музыкально - ритмических движениях , игре на музыкальных инструментах , музыкально - дидактических играх . Можно использовать разные формы работы , чтобы добиться нужного результата . Главное , чтобы это проходило в игровой форме , ненавязчиво и интересно . Одной из таких форм работы является игра с клавесами . Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты . Были изобретены немецким композитором и , педагогом Карлом Орфом . Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми , развивающее внимание , память , мелкую моторику , речь , чувство ритма , координацию движений , ориентацию в пространстве , образное мышление , навык согласования движений с текстом стихотворения или песни , воображение , навык конструирования . В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком , так и небольшими группами . Сначала разучиваются движения по показу педагога , затем текст , потом все вместе . Сначала игру проводит педагог , затем ведущим выбирают ребенка . Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх . Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки , стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр . Задачи : - развитие речевых интонаций голоса , - развитие чувства ритма , - развитие координации движений , - развитие мелкой и крупной моторики , - развитие творческих способностей . Игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности , что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей .

Слайд 3

Игра № 1 « Делай как я » . Задача – учить детей реагировать на смену движений . Варианты игры : - шагать палочками по полу « топ - топ » ; - стучать палочками « тук - тук » ; - стучать « шляпками » палочек ; - стучать основаниями палочек ; - перекатывать в ладошках , « греть » палочки ; - катать « колбаски » по полу ; - стучать палочками над головой ; - прятать палочки за спиной . Методические рекомендации : Педагог не меняет движение , пока все дети не включатся в игру . Важен не темп игры , а внимание и активность детей . Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки . Игра № 2 « Эхо » . Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках . Ход Игры : Дети встают или садятся по кругу . Педагог выстукивает палочками ритмический рисунок . Дети повторяют . Роль ведущего педагог может передать словесным сигналом : « Саша » . Саша начинает исполнять сво й ритмический рисунок , который повторяют все дети . Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом : « Маша » . Маша продолжает игру . Игра может сопровождаться звучанием музыки . Методические рекомендации : Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов , что тренирует у детей память , чувство ритма , развивает тембровый слух и детское творчество : умение создать собственную модель .

Слайд 4

Игра № 3 « Ножки » . Задача : развитие внимания , умения сочетать свои действия с текстом . Ход игры : Ножки , ножки , вы шагали ? ( задаёт вопрос педагог ) Мы шагали , мы шагали . ( дети стучат палочками поочерёдно ) Ножки , ножки , вы бежали ? ( спрашивает педагог ) Мы бежали , мы бежали . ( дети отвечают и стучат быстрее ) Ножки , ножки , вы плясали ? ( спрашивает педагог ) Мы плясали , мы плясали . ( дети вращают палочками в воздухе ) Ножки , ножки , вы устали ? ( спрашивает педагог ) Мы устали , мы устали . ( дети катают палочки в ладошках ) Ножки , ножки , отдыхали ? ( спрашивает педагог ) Отдыхали , отдыхали . ( дети катают палочки по полу ) И опять всё начинали ! ( стучат палочками одновременно по полу ) Игра № 4 « Маленькие ушки » . Задача : развитие внимания , умения сочетать свои действия с текстом . Ход игры : Маленькие ушки ( поставить палочки на голову ) Превратились в мушки , ( вращать палочками в воздухе ) А потом в лягушки , ( стучать палочками справа – слева по полу ) И в колотушки , ( стучать палочкой о палочку ) И в топотушки , ( стучать палочками по полу ) И в потягушки . ( потянуться руками ) Игра № 5 « Гвоздь и молоток » . Задача : развитие внимания , умения сочетать свои действия с текстом . Ход игры : Вот гвоздь , молоток . ( показать палочки поочерёдно ) Мы построили мосток . ( стучать палочкой о палочку ) Мы по мостику пойдём ( « шагать » палочками ) И друзей себе найдём . ( стучать палочками по полу одновременно )

Слайд 5

Игра № 6 « Петушок » . Задача : развитие внимания , умения сочетать свои действия с текстом . Ход игры : Посмотри - ка : по дорожке Ходят маленькие ножки , ( стучать палочками поочерёдно по полу ) На головке гребешок , ( стучать палочками над головой ) Кто же это ? ( развести руки в стороны ) Петушок ! ( стучать полочками одновременно по полу ) Игра № 7 « Пельмешки » . Задача : развитие внимания , умения сочетать свои действия с текстом . Ход игры : Ручки помыли , ( перекатывать палочки в ладонях ) Тесто замесили . ( катать палочки по полу ладонями ) Станем без спешки Стряпать пельмешки . ( стучать палочками поочерёдно по полу ) Слышишь , баба ? ( стучать у правого уха ) Слышишь , дед ? ( стучать у левого уха ) Приходите на обед ! ( стучать палочками одновременно по полу ) Игра № 8 « Буратино » . Задача : развитие координации рук . Ход игры : Буратино – длинный нос , ( одну палочку приставить к носу ) Задаёт один вопрос : ( другой по ней стучать ) - Кто кричит в лесу « ку - ку » ? ( стучать « шляпками » горизонтально ) Кто пасётся на лугу ? ( стучать « шляпками » вертикально ) Кто мяукнул у дверей ? ( стучать основаниями палочек ) Знаю , это Бармалей ! ( стучать палочками по полу одновременно ) Игра № 10 « Бубен вождя » . Задача – уметь передавать ритм ударов движением ног при ходьбе . Ход игры : Вождь ( педагог ) задаёт ритм шагов ударами в бубен . Индейцы идут друг за другом в ритме ударов и помогают себе игрой на палочках . Педагог передаёт бубен ребёнку , стоящему за ним . Ритм шагов придумывает ребёнок . Все идут в заданном ритме . Ребёнок передаёт бубен второму ребёнку . Игра продолжается . Возможно музыкальное сопровождение .

Слайд 6

Игра № 11 « Учим палочку танцевать » ( Играем с одной палочкой ) Задача : учить детей передавать несложный ритмический рисунок . Ход игры : Тише , тише , палка спит . ( палочка лежит на столе , указательный пальчик ) Палка – палочка лежит . ( правой руки поднести к губам ) А теперь пора вставать , Будет палочка плясать ( хлопают в ладоши ) Пляшет палка у меня – Ля - ля - ля , ля - ля - ля ( стучат торцом палочки по столу , на заданный ритм ) Методические рекомендации : Ритм задает ведущий игры : Ля - ля , ля - ля , ля - ля - ля ; Ля - ля , ля , ля - ля , ля ; и т . д . Игра № 12 « Прыг да скок » ( Играем с двумя палочками ) Задача : развитие внимания , умения сочетать свои действия с текстом . Ход игры : Прыг да скок , прыг да скок , скачет зайка серый бок . ( стучать торцом палочек по любой поверхности , поочередно ) Летом - серенький , зимой - беленький . ( стучать палочками друг о дружку - крест на крест ) По лесочку прыг - прыг - прыг , по снежочку тык - тык - тык . ( стучать торцом палочек одновременно по поверхности ) Под кусточком присел , схорониться захотел . ( палочки положить на поверхность )

Слайд 7

Игра № 13 « Козлик » ( Играем с двумя палочками ) Задача : умение выразительно изобразить образ героя . Ход игры : Вышел козлик погулять , свои ножки поразмять ( сделать рожки на голове ) Козлик ножками стучит , ( стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности ) По - козлиному кричит : Бе - е - е ! ( сделать рожки на голове ) Игра № 14 « Аты - баты » ( Играем с двумя палочками ) Задача : учить детей передавать в движении ритм и темп стиха , развивать внимание . Аты - баты шли солдаты ( стучать торцом палочек поочередно ) Аты - баты на базар ( стучать палочками друг о дружку - крест накрест ) Аты - баты , что купили ? ( стучать торцом палочек поочередно ) Аты - баты самовар . ( стучать палочками друг о дружку - крест на крест ) Игра № 15 « Зарядка » ( Играем с двумя палочками ) Задача : развитие двигательной сферы , координации движений , внимания , мышления . Ножками затопали : топ , топ , топ ! ( стучать торцом палочек поочередно ) Ручками захлопали : хлоп , хлоп , хлоп ! ( стучать палочками друг о дружку ) Сели ! Встали ! ( положить палочки на стол , поднять ) Снова сели ! ( опять положить палочки на стол ) А потом всю кашу съели ! ( погладить правой ладошкой себе животик ) Вывод : С помощью « палочек - стучалочек » можно озвучить любое стихотворение , рассказ , ребята могут сами придумать любую увлекательную историю . Тем самым работа становится увлекательной и интересной . Играя на клавесах , дети учатся : - манипулировать палочками , развивают координацию рук ; - находить различные приёмы звукоизвлечения ; - ритмично передавать метр и ритм стиха ; - развивается ритмический , тембровый слух , память , внимание ; - развивается творческая активность , изобретательность , фантазия .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмические игры с палочками

мастеркласс для педагогов - воспитателей, музыкальных руководителей по развитию у дошкольников чувства ритма с помощью игр с деревянными палочками....

Ритмические игры с палочками-клавесами

Ритмические игры с палочками-клавесами...

Картотека "Ритмические игры с палочками - клавесами"

Картотека "Ритмические игры с палочками - клавесами"...

Методическая разработка «Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) для детей 5 - 7 лет «Палочки-стучалочки»

Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в ...

"Игры с палочками (клавесами)" Консультация для родителей

Мы привычно используем в играх с малышами покупные игрушки. но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только посмотреть на них чуть-чуть ...

Игры с палочками клавесами

развивающие игры...

Методическая разработка "Развивающие ритмические игры с палочками для детей 4-7 лет "Палочки-стучалочки" (игры с клавесами)

Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в ...