Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей с ОНР. Конспекты фронтальных логопедических занятий для детей подготовительного к школе возраста с ОНР.Темы: "Ударный слог";"Ударный слог"( продолжение);"Путешествие в страну Букляндию".                                                                                                                                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР.

Учитель-логопед ГБОУ г. Москвы

детский сад комбинированного вида №1033  

Сухарева Н.Н.

   Обучение элементарным навыкам чтения и письма составляет  специфическую и весьма сложную задачу в обучение детей с ОНР, в связи с имеющимися у них речевыми недостатками.

   Грамотное письмо и хорошие навыки чтения зависят от благополучного состояния всех компонентов речи: уровня фонематического восприятия, сформированной слоговой структуры, чистого звукопроизношения, сформированного лексико-грамматического строя речи и связной речи в целом. Также большую роль, играет уровень сформированности зрительно-пространственной ориентации и мелкой моторики.

   Поэтому, своевременная коррекционная работа помогает детям с ОНР сформировать базу для овладения школьными знаниями, скорректировать и предупредить ошибки чтения и письма  (дисграфию и дислексию).

    Основой планирования проводимой мной коррекционной работы по данному направлению, является современная система обучения детей с ОНР, которая базируется на аналитико-синтетическом методе,  при котором, ведущая роль при формировании элементарных навыков чтения и письма, отводится формированию фонематического восприятия, навыкам звукового анализа и синтеза, а также учет современных задач логопедической коррекции, направленных на развитие исследовательских навыков и детской инициативы, которые заключаются в:

  1. поддержке детской инициативы при исправлении речевых нарушений;
  2. формировании активного отношения и интереса к звучащей речи;
  3. развитии у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.                                                                                                                                                  

   Весь материал подбирается с учетом концентрического принципа. При таком подходе один и тот же учебный материал изучается последовательно несколько раз, но каждый новый раз с нарастающей глубиной охвата изучаемого материала.

 Организуя учебно-коррекционный процесс с  детьми среднего возраста, я использую технологию Т.А.Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте».  Особенностью данной методики заключается в том, что в процессе обучения дети знакомятся не с буквой,  а с символом замещающим её. Как показывает практика, это значительно облегчает процесс запоминания, т.к. символы логически связаны со  звуковым аналогом, вызывая прямую ассоциацию со звуком.

     Свою работу по данному направлению я начинаю с подготовительного этапа, задачей которого является развитие слухового внимания, восприятия и памяти на базе неречевых звуков; формирование умения различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру; различение слов близких по  звуковому составу; дифференциация слогов и фонем. Также  проводится  уточнение произношения звуков, которые в дальнейшем, изучаются на фронтальных занятиях,  т.к. речевой материал фонетических занятий должен включать в себя только правильно произносимые детьми звуки.  Такая работа проводится на индивидуальных логопедических занятиях, позволяя достичь достаточного уровня фонетико-фонематической готовности к фронтальному обучению.

     Целью фронтальных занятий по обучению грамоте детей среднего возраста является:        

    - знакомство с понятиями «слово», «звук»;    

    -формирование образной аналогии между артикуляцией и зрительным символом при знакомстве с гласными( гласные первого ряда);

   -формирование звуковых аналогий между звуком и символом при знакомстве с согласными (согласные раннего онтогенеза);

   -формирование элементарного звукового анализа(умение выделять на слух и произвольно звук в начале и конце слова; синтез двух звуков и односложных слов; умение подбирать слова на заданный звук с наглядной опорой и без нее).

     Цель  занятий по обучению грамоте в старшей группе является формирование послогового чтения и  навыка печатания , которые формируются в процессе решения следующих задач:

      -закрепление понятий «слово», «звук»;

      -формирование понятий: «предложение», «слог», «гласный звук , « согласный        

        звук», «твердый-мягкий звук», «звонкий-глухой звук»;

      -формирование слогового анализа;

      -формирование навыка звукобуквенного анализа (место звука в слове (начало,  

        середина, конец); анализ и синтез слогов, односложных и двухсложных

        слов);

      -знакомство со зрительным образом звука - буквой;

      -развитие графомоторных навыков;

      -знакомство с правилами правописания предложения.

     В подготовительной к школе группе на базе имеющихся знаний, умений и навыков, которые постоянно совершенствуются и уточняются, формируется осознанное чтение и письмо.  Целью занятий по обучению грамоте на данном возрастном этапе является:

        -дифференциация звуков схожих по артикуляционным и акустическим признакам;

       -слоговой анализ (формирование представления о слогообразующей функции гласных);

       -звукобуквенный анализ;

       -формирование понятий «ударение»,  «ударный слог»;

       -знакомство с основными способами выражения мягкости согласных;

       -знакомство с правилами правописания: ШИ, ЖИ , ЧА ,ЩА , сомнительных    

        согласных в конце слова , правописание имен людей и кличек животных ;

       -закрепление правил правописания предложения;

        -развитие графомоторных навыков.

       

 

   

   

                                                                                 

                                                                             



Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие для детей

подготовительного к школе возраста с ОНР

Тема: Ударный слог

Цель:        - закрепить навыки деления слов на слоги;

        - формировать представление  об ударном слоге;

        - формировать способ определения ударного слога;

        - учить детей работе со слогоударными схемами;

        - развитие вербального внимания и памяти, моторики.

Оборудование:         картинки, слоговые схемы, слогоударные схемы состоящие из 2-х слогов, игрушка сова, три коробки с наклеенными на них   слогоударные схемы, конфеты.

Ход занятия

1. Организационный момент

        Задание: «Назовите первый слог в слове»

                        (Логопед показывает картинки, дети называют заданный слог)

2. Основная часть.

Логопед:                 – Мудрая сова нам из леса задание принесла. Нужно разложить картинки к слоговым схемам.

(Дети выполняют задание объединившись в подгруппы)

Логопед предлагает подгруппам поменяться местами и проверить правильность выполненного задания.

        -  Молодцы! С заданием справились. Давайте позовем мудрую сову и покажем как мы выполнили задание.

Логопед зовет сову: - Со́ва! Со́ва! Как вы думаете, почему сова не летит? Давайте вместе ее позовем : Сова́! Сова́!

(Логопед вносит игрушку)

                - Скажите, когда нас услышала сова? (Когда мы ее звали второй раз.)

                Когда мы сову звали второй раз, какой слог мы говорили громче? Оказывается, когда мы произносим слова, то один слог всегда звучит громче, чем  остальные, слог который мы произносим громче чем остальные, называется ударным.

                Ударный слог,

                Ударный слог –

                Он назван так недаром …

                Эй, невидимка молото,

                Отметь его ударом!

                И молоток стучит, стучит,

                И четко речь моя звучит.

                                        А. Шибаев

                - Мудрая сова принесла нам в подарок, за правильное выполнение задания конфеты.

Логопед показывает три коробки с наклеенными слогоударными схемами ( ударение на первый слог, ударение на второй слог, ударение на третий слог).

        - Отгадайте, где лежат конфеты. Вглядитесь в эти записи слов. Что в них нового, необычного? Кто знает, что означает эта черточка. (Логопед указывает на знак ударения). Эта черточка указывает на ударный слог, значит этот слог мы будем произносить громче, чем остальные. Давайте определим, в какой же коробке лежат конфеты. Для этого давайте прочитаем схемы, которые нарисованы на коробках.

При чтении схем логопед сразу вводит основной прием контроля: ребенок произносит: «Это коóонфеты? Это конфее́еты? Это конфетыы́ы?» Дети определяют в какой коробке лежат конфеты.

Динамическая пауза.

Игра: «Похлопайте, потопайте».

(Дети на каждый слог стихотворения)

а) хлопают;

б) топают;

в) хлопают и топают одновременно.

        Сова, совушка, сова

        Большая голова

        На дереве сидела,

        Головой вертела.

Дидактическая игра «Позови слово»

(дети подбирают картинки к слогоударным схемам, состоящим из двух слогов.)

Итог занятия:        Логопед спрашивает у детей, о чем они узнали на занятии, и угощает детей конфетами.



Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительного

к школе возраста с ОНР

Тема: Ударный слог (продолжение)

Цель:        - продолжать закреплять навыки деления слов на слоги;

        - продолжать формировать у детей представление об ударном слоге;

        - закреплять навыки определения ударного слога;

        - познакомить детей  со смыслоразличительной  ролью ударения;

        - развивать вербальное внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, слогоударные схемы, наглядно-дидактическое пособие «Ударение» Мозайка-Синтез.

Ход занятия.

1. Организационный момент

        Задание «Назови каждый слог в слове» (Логопед показывает картинки, дети называют все слоги по порядку: первый, второй … и т. д.)

2. Основная часть

        Логопед уточняет у детей, как называется слог в слове, который звучит громче, чем остальные (Ударный слог) и предлагает поиграть в игру «Семафор». На доске слогоударные схемы имен детей группы. Ребенок выходит к доске и выбирает схему своего имени, произносит имя, ведя пальчиком по схеме, интонационно выделяя ударный слог. Остальные дети оценивают правильность ответа, подняв флажок, если считает ответ верным.

        Дидактическая игра: «Загадки мудрой совы»

        Логопед предлагает детям подобрать картинки к слогоударным схемам, состоящим из трех слогов. При этом отрабатываются разные методы определения ударного слога:

1 – «Позови слово» - когда ребенок «зовет» слово, сопровождая его произнесение движением руки к груди.

2 – перестановка ударения.

Динамическая пауза.

        На доске – словоударная схема потешки «Совушка – сова», дети стоя произносят потешку, отхлопывают громче ударные слоги, тише безударные.

        Потом, потом повторяя эту же потешку, дети идут друг за другом, сильно припадая на ногу при произнесении ударного слога.

                Сова, совушка, сова

                Большая голова

                На дереве сидела

                Головой вертела

Логопед:        В некоторых словах, ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник один предмет превращает в другой.

        Дети рассматривают картинки «кружки́» и  «крýжки». Сравнивая звучание слова, наблюдают перенос ударения и изменение значения слова

                Аналогичная работа проводится с картинки:

                        Гво́здики - гвозди́ки

                        И́рис - ири́с

                        Замо́к – за́мок

                        А́тлас – атла́с

                        Ро́жки - рожки́

                        Стре́лки - стрелки́

3. Итог занятий

        Логопед уточняет у детей, что нового они узнали на занятии.



Предварительный просмотр:

Итоговое фронтальное логопедическое занятие

для детей подготовительного к школе

 возраста с ОНР (II период обучения)

Тема: Путешествие в страну Букляндию»

Цель: Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР:

        - развитие речевого слуха фонематического восприятия;

- закрепление характеристик изученных звуков, закрепление понятий: гласный звук, согласный  звук, дифференциация понятий: твердый – мягкий звук;

- закрепление навыка языкового анализа (понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки);

- закрепление звукобуквенного и слогоударного анализа;

- развитие понимания логико-грамматических структур;

- совершенствование зрительно-пространственных представлений (уточнение зрительного образа букв);

- развитие слухового восприятия, увеличено кратковременной линейной памяти, развитие логического мышления, мелкой и общей моторике.

Оборудование: Кукла Би-ба-бо Буратино, букварь, сундучок, ключ, предметные картинки, «слогоударные» домики, цветные фишки, карточки с «зашумленными» и наложенными друг на друга буквами; демонстрационный материал «Угадай слово», полоски с графическими изображениями слов, макет реки.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед        - отгадайте загадку:

                        У отца был мальчик странный,

                        необычный деревянный.

                        На земле и под водой ищет ключик золотой.

                        Всюду нос сует он длинный.

                        Кто же это?

                                                        (Буратино)

2.Основная часть.

Логопед        - В старой коморке Папы Карло стоял сундучок. Сундучок был заперт на ключ. И вот однажды сверчок, который жил за печкой, рассказал Буратино, что если он добудет золотой ключик, то много узнает нового. Но ключик находится в далекой стране Букляндии и правит этой страной царь Звукарь.

        - Как вы думаете, кто живет в этой стране?

        - В этой стране живут звуки, буквы, слова и предложения.

        - А что вы знаете о звуках? (Дети дают характеристики изученных звуков.)

Игра: «Назови братца»

(Дифференциация звуков по твердости-мягкости.)

        - И отправился Буратино добывать ключик. На его пути встретилась речка. Чтобы узнать, как перейти через нее, отгадайте загадку.

                                Я на том берегу

                                Я на этом берегу

                                Через реку перебраться

                                Я тебе помогу.

                                                        (Мост)

        - Сколько звуков в слове мост?

        - Какой первый, второй, третий, четвертый.

        (Дети дают характеристику звукам, обозначая их цветными флажками)

        - Мы будем строить мост из полосок, на которых изображены графически слова.

        - Давайте вспомним, какие слова бывают.

        (Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.)

Игра: «Четвертый лишний»

        - Слон, ветер, идет, солнце.

        - Дует, бежит, смотрит, туча.

        - Большой, зеленый, машина, красивый.

(Дети определили лишнее слово, подбирают полоску с его графическим изображением и «строят» мост через реку.)

        - Вот мы и попали в страну Букляндию. Что за беспорядок, что за переполох в стране. Оказывается на страну напал злодей Буквоед. Жителям Букляндии нужна наша помощь! Слова потеряли свои домики. Давайте поможем, подберем каждому слову нужный дом.

Игра: «Подбери домик»

(Подбор слов к «словоударным» схемам.)

Динамическая пауза: физкультминутка «Буратино»

                        Буратино потянулся,

                        Раз нагнулся, два нагнулся,

                        Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

        - Буквоед спрятал буквы из слов, давайте вставим буквы, чтобы получились слова.

Игра: «Угадай слово»

        - В страхе и буквы спрятались.

Игра: «Угадай буквы»

(Называние зашумленных букв, наложенных друг на друга, дописывание недостающих элементов)

        - Испугались и предложения, все слова в них перепутались.

Упражнение: «Составь предложение»

(Работа  с деформированным предложением, его анализ, печатание)

                                                       СУП, У, МАМА.

        - Буратино тоже составил предложения.

Игра: «Исправь ошибку»

                        Рыба поймала мальчика.

                        Куры кормят хозяйку.

                        Коза пасет девочку.

                        Чай выпил мальчика.

                        Стеклом мальчик разбил мяч.

3. Заключительная часть:

        - Вот мы и навели порядок в стране Букляндии. В знак благодарности царь Звукарь подарил Буратино золотой ключик. (Логопед открывает ключом сундучок и достает букварь).

        - Буратино теперь ты действительно многое узнаешь, как и обещал сверчок.

Итог занятия.   Дифференцированная оценка деятельности детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста

Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи....

Стендовая консультация для родителей "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста"

Советы и рекомендации родителям по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста....

Статья на тему: Дидактическая игра и ее роль в формировании элементарных математических представлений о счете у детей дошкольного возраста

Аннотация. Обучение счету в педагогическом процессе организовывается целенаправленно и имеет систематический характер проделываемой работы. Современный подход к формированию представлений о счете пред...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письме...