Занятие по развитию речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

носенко ирина владимировна

   

Цели:

- продолжать развивать речь детей;

Задачи:

- закрепить знания о некоторых произведениях Михалкова;

-учить отвечать четко, правильно;

-развивать память, внимание, мышление;

-закрепить знание о перелетных птицах;

-закрепить умение делить слова на слоги разными способами: отхлопыванием, подбородком, шагами, отстукиванием рукой, отстукиванием ногой;

-закрепить умение определять место звука в словах;

- закрепить умение выкладывать схему слов.

 

 

 

Материалы:

- иллюстрации перелетных птиц;

- таблички животных из стихотворения «Песенка друзей»;

- мяч;

- мальберт;

- кроссворд;

- дидактический материал для обучения грамоте.

 

Предварительная работа:

Знакомство детей с писателем Сергеем Владимировичем Михалковым и его стихотворениями.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у царицы Русского Языка»

Программное содержание.

1. Формировать у детей умение наблюдать за явлениями звука, элементарного представления о строении его страниц.(звук, слог, слово, словосочетание, предложение, текст).

2. Закреплять навыки чтения и письма.

3. Развивать диалогическую речь: уметь слушать партнёра, реагировать на высказывания сверстника, соблюдать в беседе очерёдность.

4. Развивать монологическую речь: обучать пересказу по символам.

5. Развитие логического мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия, оценочного отношения к выполнению заданий.

6. Воспитать ответственность, поддерживать стремление, не подвести своих товарищей, взаимовыручку.

Ход занятия.

Воспитатель: Какое время года наступило? Глядя на схему, скажите о весне одним предложением. (На фланелеграфе схемы рассказа).

Психологический этюд. “Спасти птенца”.

Сейчас на дворе весна, у воробьёв в гнезде вывелись птенцы. Они такие любопытные - могут даже выпасть из гнезда. Ой, посмотрите! Да вот же он птенчик, вывалился из гнезда! Давайте спасём его, поднимем птенца в гнездо! Возьмите его в ладоши нежно, бережно. Холодно малышу – согрейте его тёплым дыханием. А теперь прижмите к сердцу, отдайте частичку своего сердца, своей души. Поднесите птенчика к уху. Послушайте, как радостно и весело бьётся сердечко. Он говорит вам “спасибо”. Давайте отпустим его, пусть летит на свободу. Лети птичка!

Воспитатель: Какое настроение у вас после того, как вы помогли птенцу, согрели его своим теплом, дали частичку своей души? Что вы чувствуете? Конечно, всегда бывает хорошо, светло, чисто, легко на душе оттого, что вы кому-то помогли, сделали доброе, хорошее дело.

         Дружно за руки возьмёмся

         И друг другу улыбнёмся.

         Мы пожмём друг другу руки

         Побежит тепло по кругу.

         Вместе будем очень дружно

         На вопросы отвечать.

         Все хотим мы заниматься,

         Все хотим мы много знать.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в гости в царство Русского Языка, к царице Русского Языка. Она живёт в замке. Не в простом, а в волшебном замке. А вот и он. (На фланелеграфе изображение замка и плакат с надписью).

Замок

Замок

Воспитатель: Чем отличаются эти слова? (Ударением)

         Ударный слог. Ударный слог.

         Он назван так недаром.

         -Эй, невидимка молоток,

         Отлить его ударом!-

         И молоток стучит, стучит

         И чётко речь твоя звучит.

         Но замок закрыт на замок.

Дидактическое упражнение “Открой замок”.

Детям предлагаются “замки” с картинками, которые подобраны на определённый звук. Ребёнок, накрыв пальцами одной руки, должен “открыть” замок. (Закрыть все картинки на данный звук).

Воспитатель: Вот ворота замка открылись, и мы попали в царство. Но что - то ничего не видно. Только сундучок, какой - то! Что написано на нём:

         Я чудесный сундучок.

         Вам, ребята, я дружок.

         Очень хочется мне знать

         Как вы любите играть!

Воспитатель: Сундучок, сундучок, что ты нам принёс? Давайте посмотрим. Какое-то письмо. Кому оно адресовано?

Дети читают адрес: Россия,

                       Республика Татарстан,

                       город Набережные Челны,

                      Новый город, дом 40/08

                       детский сад №53 “Крепыш”

                            группе № 8.

                       От царицы царства Русского Языка.

Воспитатель: Письмо от царицы: “Дорогие ребята! Я, Царица Русского Языка, надеюсь только на вас. Мои уважаемые Мудрецы многое сделали для процветания нашего царства. Но они устали и хотят отдохнуть. А царство не может остаться без Мудрецов, поэтому я решила провести конкурс на звание Придворных Мудрецов».

Воспитатель: Ну, что, дети хотите стать Придворных Мудрецами? Я уверена, вы готовы к этому конкурсу; потому что много знаете, умеете слушать, думать, отвечать правильно на вопросы. Тогда в путь, выполнять задания царицы.

Первое задание.

Царица хочет узнать, какие вы внимательные и наблюдательные, и предлагает игру: “Найди различия”. Вниманию детей предлагают две картинки. Необходимо найди различия между ними. Педагог следит за правильным согласованием существительных и числительных, а также за тем, чтобы в ответах дети использовали сложносочинённые предложения с союзом “а”.(“На первой картинке две куклы, а на другой картинке пять кукол”). Как вы думаете, вы справились с заданием царицы? Отметьте на оценочной доске.

Второе задание.

Чтение текста написанного на плакате:

-Что написано на плакате? Рассказ.

-Из чего составлен рассказ? Из предложений.

-Скажите мне первое предложение.

-Как заметить, где начинается предложение? Большая буква.

-Как показать, что предложение закончилось? Ставится точка.

Составьте, пожалуйста, схему первого предложения, второго предложения.

Скажите, пожалуйста, сколько слов в предложении?

Какое первое слово? Второе?

Справились ли вы со вторым заданием царицы? Отметьте, пожалуйста, на доске.

Третье задание.

Чтение текста, насыщенного одной буквой. На обороне текста буквы.

Необходимо обвести букву и заштриховать определённым цветом. Объяснить, почему таким цветом. Выполнили всё задание? Оценим себя.

Четвёртое задание.

Воспитатель: Дети, Мудрецы не всегда заняты делами, они должны быть весёлыми и уметь играть.

Физкультминутка «Лесная лужайка»

       Мы к лесной лужайке вышли,                         (дети шагают на месте

       Поднимая ноги выше,                                  высоко поднимая ноги)

       Через кустики и кочки,                                    (показывают, как перелезают

       Через ветви и пенёчки.                                через преграды)

       Кто высоко так шагал -                                (хлопают в ладоши)

       Не споткнулся, не упал.                                      

Пятое задание.

Воспитатель: Вам нужно взять картинки и пойти собирать грибы.

       Гриша шёл, шёл

       Белый гриб нашёл.

       1-грибок, 2- грибок, 3 –грибок

       Положил их в кузовок.

Дети “собирают грибы”.

Воспитатель: А теперь посмотрите на свои грибочки. На них буквы. Вам нужно из этих букв составить слово. Прочитайте его. Придумайте предложение с этим словом. Справились с этим заданием? Отметьте на доске.

Шестое задание.

Детям предлагают составить слово по первым звукам слов-названий предметных картинок и составить модель слова. Выполнили задание, отметьте свои результаты.

Седьмое задание.

Лесенка. Нужно дописать слова, начинающиеся на З.

З а л

З а  я   ц

З в   е   р ь

З о   н   т и к

З о   о   п а р к

З в   е   р и н е ц

Восьмое задание.

На доске даны модели слов.

-О-       =О=        

Воспитатель: Что ж, все задания вы выполнили. Но чтобы выйти из царства, необходимо пройти ещё одно испытание. Царица приготовила нам модели слов. Вам нужно подобрать слова подходящие под эти модели.

Девятое задание.

Составить как можно больше слов из букв : К, О, Л, Е, С, О.

Воспитатель: Вот мы побывали в царстве Русского языка. Как вы думаете, понравились Царице ваши ответы. (Да). Почему? (Дети поясняют). Примет ли она вас в “команду” придворных Мудрецов? (Да). Почему? (Ответы). Давайте, ваши слова сравним с вашими делами. (Дети подходят к оценочной доске). Самое главное когда дела не расходятся со словами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте

Закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения  определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотв...

Занятие по развитию речи и обучению грамоте

занятие направлено на закрепление знаий о некоторых роизведениях Михалкова, также развитию речи и др....

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

комплексное занятие по развитию речи разработано совместно с учителем логопедом для детей с ОНР....

Занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

активизировать словарный запас, продолжать совершенствовать фонетический слух и слуховое внимание, учить детей делить слова на части....

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ « МЫ ТУРИСТЫ» (подготовительная к школе группа)

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОРУЖАЮЩИМ.« МЫ   ТУРИСТЫ»(подготовительная к школе группа)...