Тестопластика на занятиях по обучению грамоте детей с ОНР
статья по обучению грамоте по теме

Анна Константиновна Уланова

В последнее время  в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками значительно возрос интерес к использованию инновационных технологий, направленных на развитие интереса детей и строящихся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение готовых пособий из соленого теста в коррекционной работе предполагает множество вариантов их использования. Так, зачастую дети с ОНР испытывают затруднения в запоминании букв, а изготовленные ребенком буквы из соленого теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме, ведь здесь каждую букву из теста можно потрогать, ощупать с разных сторон. ( слайд № )

Особое значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза – восприятие и узнавание предметов на ощупь. Для развития этой функции нами используются игры по типу «волшебного мешочка». ( слайд № ). Например, в ящик для организации тактильных игр кладутся буквы или слоги, ребенок просовывает руки в отверстия и «вслепую» ощупывает и угадывает их.

При усвоении букв детьми с ОНР отмечается, что они часто путают похожие буквы и переворачивают их на письме. С такими буквами можно поиграть в известные игры, но уже с использованием соленого теста: «Что пропало?», «Что появилось?», «Буква сломалась», «Чужая буква». ( слайд № )

Играя с изделиями из соленого теста, мы формируем у ребенка навыки звукового анализа слова : ребенок практикуется в определении позиции звука в слове, подбирая соответствующие буквы к фигуркам из теста. ( слайд № ) Изделия из теста помогают классифицировать предметы по количеству слогов в слове, по первому – последнему звуку в слове. ( слайд № ) Дети с удовольствием играют в игру «Слово рассыпалось», используя буквы, слоги из соленого теста и фигурки к ним. ( слайд № )

С помощью пособий из соленого теста можно закреплять у детей понятия «звук», «буква», «гласные-согласные», «твердые-мягкие», «глухие-звонкие». Так, играя в игру «4-й лишний» ( слайд № ), где 3 буквы обозначают глухие согласные звуки и 1-звонкий, можно упражнять детей в дифференциации «глухих-звонких» согласных.

Слоги на табличках из соленого теста помогают корректировать нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР ( «Собери слово», «Слоговое домино», «Доскажи словечко», «Чистоговорки»). ( слайд № )

Использование приемов тестопластики в коррекционной работе позволило нам повысить интерес к занятиям по обучению грамоте, увеличить работоспособность, а главное, способствовало быстрому формированию навыков звукослогового анализа и обучению грамоте детей с ОНР.