Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звук Ж.
план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме

 

Знакомство  со звуком Ж, с характеристикой звука. Определение позиции звука в слове.  Воспитание стремления говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuk_zh.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук Ж. 

Задачи:

1. Познакомить детей со звуком Ж.

2. Продолжать учить определять позицию звука в слове.

3. Познакомить детей  с характеристикой звука.

4. Закреплять умение образовывать степени сравнения прилагательных.

5. Развивать слуховое внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику.

6. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы.

7. Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.

Оборудование: картинки: жук, желтый лимон, желтое яблоко, желтая груша, желтый мяч, желтый шарик, желтая машинка; Мальчик – Обжора, Мальчик – Жадина, Мальчик – Хвастун, Мальчик – Врунишка; светофор.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым звуком.

2. Сказка Веселого Язычка.

- Но сначала послушайте интересную историю Веселого Язычка, которая произошла с ним. Однажды Язычок сидел у себя в домике, спрятавшись от морозов, и слушал зимнюю тишину.

 - Эх, скорее бы наступило жаркое лето, поющее разными звуками, - подумал Язычок. И тут произошло чудо. Все зазеленело, запело, загудело.

- Веселый Язычок понял, что наступило лето. Слышит Язычок: кто-то поет песенку: «ж-ж-ж».

 - Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я  знаю песенку воды, комара, белочки и песенку змеи. Давайте вспомним их.

- Как журчит вода?

- Как поет комар?

- Как цокает белочка?

- Как шипит змея?

- Молодцы, вы вспомнили все песенки Язычка.

- Но эта песенка совсем другая. Она звонкая «ж-ж-ж».

- Чья эта песенка? (жука).

3. Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука Ж.

- Да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка змеи (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.

- Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

- Давайте поучимся петь песенку жука. Произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

- Какой он? (Согласный, твердый, звонкий).

- А почему, как вы определили, что он согласный, звонкий? (Он не поется, а  звенит, когда мы его произносим).

4. Игра «Наушники».

- Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

- Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Нет, мы видим и пишем буквы.

5. Загадка.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

- Как можно назвать маленького жука (Жучок)

- Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

- Жук, жучок, жуки — какой первый звук вы слышите? (Ж)

6. Физминутка.

- А мы пока встанем и проведем Физминутку.

 В группу к нам жук влетел                             стоя, руки в стороны

 Зажужжал и запел «ж-ж-ж»                            вниз жужжат

 Вот направо полетел,

 Каждый вправо посмотрел.                           поворот туловища

 Вот налево полетел,

 Каждый влево посмотрел.

 Жук на нос хочет сесть,                                 показывать

 Не дадим ему присесть,                                 отмахнуть ладошкой

 Жук наш приземлился,                                  сели-встали

 Зажужжал и закружился

 Ж-ж-ж.

 Жук – вот красивая ладошка                        кружится

 Посиди на ней немножко.

 Жук наверх полетел                                       руки вверх

 И на потолок присел

 На носочки мы привстали,                           на носочках

 Но жука мы не достали,

 Хлопнем дружно

 Хлоп-хлоп-хлоп                                             хлопают в ладоши

 Чтобы улететь он смог.

 Ж-ж-ж.

7. Игра «Ловишки».

- Жил-был жук. Он очень любил играть в разные игры. Давайте и мы поиграем с жуком в игру «Ловишки». Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж].

Жи – Са – Жа – Цо – Шо – Жу – Шу - Зи

Женя, кровать, живот, молоко, жираф.

8. «Песенки жука».

- Понравилось жуку играть с вами. Жук умеет петь песенки, попробуйте и вы спеть песенки жука.

Жа-жа,жа-жа-жа.

 Жо-жо,жо-жо-жо.

 Жу-жу,жу-жу-жу.

 Жи-жи,жи-жи-жи.

- Ребята, А жук сочинил для вас стишок, послушайте его.

 Жук жужжит: жу-жу-жу

 Я живу – не тужу.

 Все над ухом жужжу

 И детишек бужу.

- Ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте его выучим. (Повторяем 2-3 раза)

9. Подарки жуку.

- Жук очень любит желтый цвет, подарите  картинки с предметами желтого цвета.

Я подарю жуку желтый лимон, желтое яблоко, желтую грушу, желтый мяч, желтый шарик, желтую машинку.

10. Дидактическая игра «Жуки».

Дети изображают жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

«Я жук, я жук,   Я тут живу,  Жжужу, жужжу».

- По моему сигналу «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…». По сигналу «дождь» «жуки» летят в домики (на стулья).

11. Знакомство с мальчиком Обжорой.

- Ребята я хочу вас познакомить с мальчиками, о которых я расскажу много интересного. Вот один из них. (Выставляется картинка: Мальчик - Обжора).

Жил-был один обжора,

Ел он все подряд, без разбора.

Игра «Съедобное – несъедобное».

- Чтобы обжора не съел чего-нибудь лишнего, поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». (Каждый раз дети определяют, есть ли в слове звук Ж).

Слова: пирожное, желуди, мороженое, ножницы, баклажан, пижама, ежевика, крыжовник, жаба, журавль.

12. Мальчик – Жадина.

-  У друга обжоры

    В комнате игрушек горы.

   Делиться не хотел ни с кем.

   Остался без друзей совсем.

- Как назвать мальчика, который не хочет ни с кем делиться? (Жадина.) - Есть в этом слове звук Ж? (Выставляется картинка: Мальчик - Жадина).

- Каких игрушек много у этого жадного мальчика? (Слова: флажок, медвежонок, ежик, жираф, журавль, жук, ножницы, журнал)

13. Физминутка.

Жадина и обжора

Заскучали скоро.

На зарядку скорее вставайте

И за мной все повторяйте.

Раз – вперед нагнемся.

Два – назад прогнемся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмемся.

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдем,

Вновь занятие начнем.

14. Мальчик – Хвастун.

Есть у обжоры еще один друг.

Он любит хвастаться, всем вокруг.

У тебя книга тонкая,

А у него тоньше.

У тебя игрушка большая,

А у него больше.

Ты игрушку можешь всем показать,

А он о своей, может только сказать.

-Что ответит Хвастун, если я ему скажу, что моя книга дорогая? (А моя еще дороже.)

Моя сумка тяжелая. – А моя еще тяжелее.

Моя бабушка живет близко. – А моя еще ближе.

Мой самолет летает низко. – А мой еще ниже.

У меня корзинка глубокая. – А у меня еще глубже.

У меня папа строгий. – А у меня еще строже.

Мне купили узкую ленту. – А мне еще уже.

Моя просьба важная. – А моя еще важнее.

15. Мальчик – Врунишка.

У обжоры с хвастунишкой

Появился друг – врунишка,

Очень озорной мальчишка.

Игра «Что не так?»

- Послушайте предложения и подумайте, что в них не так.

Лыжи купили Женю. - Женя купил лыжи.

Жираф нарисовал художника. - Художник нарисовал жирафа.

Ежевика и крыжовник любят Лену. - Лена любит ежевику и крыжовник.

В пиджаке продавали оранжевый пиджак. - В магазине продавали оранжевый пиджак.

В баклажан положили суп. - В суп положили баклажан.

В жирафе живет зоопарк. - В зоопарке живет жираф.

Жук съел жабу. - Жаба съела жука.

Ножницы потеряли бабушку. - Бабушка потеряла ножницы.

16. Игра «Доскажи словечко».

Захотели друзья поиграть,

Стали слова со звуком Ж добавлять.

Жу-жу-жу – молока дадим… (ежу).

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи – в море плавают… (моржи).

17. Игра «Светофор».

- Ребята, вы должны поднять светофор если звук Ж находится в начале слова:

Жук, еж, снежинка, журавль.

- Теперь поднимите светофор если звук Ж в середине слова:

Этажерка, животные, оранжерея, снежинки.

- А теперь в конце слова:

Лыжи, уж, жаворонок, ёж.

18. Итог занятия.

- Кто сможет быстро дать ответ:  Будут дружить мальчишки или нет?

Обжора и хвастунишка,

Жадина и врунишка.

-       Ребята, с какой песенкой Веселого Язычка мы познакомились?

 -       Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

 -       Что вам понравилось делать на занятии?

-Жук и мальчики дарят вам за хорошие ответы наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков С-Ш».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Дифференциациязвуков С-Ш»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»

Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Знакомство с гласными звуками»

конспект был разработан с целью формирования у детей понятия "гласный звук"....