КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема занятия: «Встреча с белочкой».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект для занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема занятия: «Встреча с белочкой».

Тема недели: Животные леса.

Цель занятия: совершенствовать умение рассказывать на основе личного опыта.

Задачи занятия:

Образовательная: побуждать детей к рассказыванию на темы из личного опыта. Учить слушать, задавать вопросы. Закреплять правильное произношение звуков [ц] и [ч]. Различать их на слух и при произнесении. Учить составлять творческий рассказ по картинке. Подбирать синонимы, образовывать названия детенышей животных, их мам.

Развивающая: формировать представления об окружающей природе, развивать воображение, мышление, речь, мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к животным леса.

Оборудование: картинки – заяц, белочка, чайник, чашка, черепаха, часы, чайка, бабочка, цыплята, цапля, блюдце, яйцо, кольцо, тетради, карандаши.

Ход занятия

Этапы

занятия

Деятельность

воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. С такой прекрасной улыбкой мы и начнем наше занятие.

- Здравствуйте.

2. Подготовительный этап

- Чтобы понять, куда мы сегодня отправимся, отгадайте загадку.

В нём растут дубы и ёлки Высоченны – до небес! Называют его …

Слушают педагога.

- Лес

3. Основной этап

3.1. Составление синонимического ряда

Воспитатель просит детей составить предложение со словами синонимического ряда: большой – огромный – громадный (дети составляют).

- А теперь подберите синонимы к словам: смелый, тайна, глубокий, много, направо и т.д.

Подбирают синонимы

3.2 Отгадывание загадок, активизация словаря, формирование навыков словообразования

Педагог загадывает загадки:

«Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?» - Правильно. Дайте характеристику зайца.

У зайца уши длинные, значит он ... какой? (длинноухий).

Что умеет делать заяц? (Бегать, прыгать, скакать, грызть).

А если заяц дрессированный? (Умеет барабанить).

Когда заяц убегает от лисы, волка, он не просто бежит, а что? Как сказать по-другому? (Удирает, скачет, несется, мчится). Правильно, дети, он мчится как угорелый.

- А вот еще одна загадка, о ком она?

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу».

«Посмотрите, как выглядит белка на этой картинке. Какими словами можно описать ее?. У белки острые зубки, значит она ... какая? Остро...зубая. Повторите это слово: остро...зубая. У нее черные глазки, она черно...глазая. Что умеет белка, Таня? (Грызть, сушить грибы, перелетать с ветки на ветку).

Какими словами можно сказать, что белочка прыгает с ветки на ветку? Подберите слова, близкие по смыслу слову «прыгает» (скачет, порхает, перелетает).

Кто из вас видел живую белочку? Удалось ли ее покормить? Чем?

- Заяц

- Трусливый, чуткий, быстрый, пушистый

- Белка

- Рыжая, игривая, юркая, пушистая

3.3 Составление рассказа по картине

- Сейчас я покажу вам картинки, на которых изображены белка и заяц. Придумайте и расскажите о них историю. Что с ними случилось в лесу? Когда это было? Как веселились звери? Что было потом? (Выслушивает рассказы 2-3 детей по желанию)

Составляют рассказ по картине

3.4 Закрепление правильного произношения звуков [ц] и [ч], навыков словообразования (детеныши животных)

- Заяц и белка принесли нам картинки. Назовите предметы так, чтобы в названиях слышны были звуки [ц] и [ч] (раздает картинки).

Итак, последняя загадка.

«Всех приметней птиц, черней.

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ... ?»

 «На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его... ?

- Дети, скажите, у грача кто? У скворца - ... скворчонок. А как называют маму лисят? Зайчат? Львят? Тигрят?

Дети показывают картинки и называют слова со звуками [ц] и [ч]

- Грач

- Скворец

- Грачонок

- Ответы детей

3.5 Физминутка

- Сейчас я вам предлагаю немного размяться.

Белка прыгала, скакала. (прыгают на месте)

К зиме кладовки заполняла: (Наклоны – как будто что собирают)

Здесь – орешки, (Поворот вправо)

Тут – грибочек (Поворот влево)

Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)

Выполняют движения по тексту

3.6 Формирование фонематического слуха

А теперь давайте поиграем в игру со звуками. На звук [ц] вы хлопаете в ладоши, а на звук [ч] прикладываете палец к губам. Начали: ц, ч, ц, ц, ч, ц, ч, ч, ц. Послушайте шутку-чистоговорку:

Цо-цо-цо, снесла курица ... яйцо.

Це, це, це, сидит Ваня на ... крыльце.

Ца. ца, ца, нет усов у мо... лодца. Чи, чи, чи, продаются кирпи...чи

Выполняют задание

3.7 Работа в тетради, развитие мелкой моторики

Штриховка букв Ц и Ч, раскрашивание животных леса (по выбору) – белочка, заяц, грач и т.д.

Выполняют задание в тетради

4. Рефлексия

- Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, над какой темой мы сегодня работы? Кто был у нас в гостях?

- Вы очень хорошо сегодня поработали. Я вами очень довольна. До свидания!

Делятся впечатлениями о проведенном занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Человек и его тело.

Занятие по развитию речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ....

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»

Целью занятия является: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Спешим на день рождения белочки»

- Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.-Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.- Упражнять детей в под...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...