Конспекты занятий по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Медведева Лариса Александровна

Конспекты содержат материал на различение гласных и согласных звуков, на дифференциацию согласных по твердости-мягкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Тема: Гласный звук «А»

Программное содержание:

        Познакомить со звуком «А» и его артикуляцией. Учить находить слова с заданным звуком в тексте. Учить выделять интонационно звук в словах. Познакомить с термином «гласный» звук. Развивать умение определять местоположение звука в слове (в начале, середине, конце). Познакомить со схемой-моделью местоположения звука в слове.

Материал:

        Картина с изображением цирковой арены, на которой выступают цирковые артисты, картинки с предметами на звук «А» в разной позиции (в начале слова, середине и конце), корзинка, картинки – абрикос, айва, апельсин, арбуз, груша, слива, виноград, ананас, хурма и 2-3 картинки без этого звука (лимон, персик и др.), модель-схема, фишки

Ход занятия:

Воспитатель предлагает послушать рассказ. (Звук «А» в словах желательно выделять голосом).

                 Рассказ о том, как Ася ходила в цирк (авторский).

        В воскресенье Ася ходила в цирк. На арену цирка выходили артисты: воздушные гимнасты, акробаты, жонглеры. Клоун Алик выступал со своей собачкой Арчи.

Ап! – говорил Алик, и Арчи высоко подпрыгивала и делала сальто.

 Зрители благодарили артистов за выступление громкими аплодисментами.

        Вопросы к детям:

- Как звали девочку? (Ася).

- Как звали клоуна? (Алик).

- Как звали его собачку?(Арчи).

- Какую команду давал клоун Алик собачке? (Ап!).

- Как называется круглая площадка в цирке для выступления артистов? (арена).

- Какой звук слышится в начале всех этих слов? (А-А-А).

        Сегодня к нам в гости пришел звук «А». Звук «А» произносится голосом. Его можно произнести тихо или громко. Дети вместе с воспитателем произносят звук громко и тихо. Чтобы произнести звук «А», нужно широко открыть рот.

- Что умеет делать этот звук? (он тянется и поется).

Игровой прием «Гармошка» - потянем звук и споем с ним песенку. Воспитатель с детьми поют песенку со звуком на мотив знакомой мелодии.

- Кто хочет спеть песенку со звуком «А»? (дети по желанию поют звук).

- Звук «А» тянется и поется, он гласный.

Игра «Маячок». Воспитатель произносит разные слова, если дети слышат звук «А», поднимают красную карточку-маячок.

Игра «Придумай слова со звуком «А» (устно).

Игра с картинками «Найди слова со звуком «А» (дети отмечают красными фишками картинки, где слышится звук «А». Среди предложенных картинок есть 1-2 без звука «А»).

Вкусная игра

        Мишутка приглашает детей пойти в сад и собрать фрукты, в названии которых есть звук «А»:

                                Вы корзиночки берите

                                В сад фруктовый поспешите,

                                Соберите для меня

                                Фрукты все со звуком «А».      (авт.)

Мишутка благодарит детей.

Воспитатель показывает схему и объясняет ее:

- Звук может быть в начале слова, и тогда слова будут начинаться с этого звука (аист, арбуз, алый, апельсин, август, адрес).

- Звук может находиться в середине слова (м-а-а-а-к, р-а-а-а-к, кр-а-а-а-н).

- Иногда звук может быть в конце слова, тогда слова будут заканчиваться этим звуком (мука, Мурка, рука, ручка).

Воспитатель раздает каждому ребенку пустую схему-модель местоположения звука в слове.

Игра «Где живет звук?»

        Воспитатель загадывает загадки. (аист, мак, луна). а дети красной фишкой закрывают то место, где они слышат звук.

        Можно предложить более трудные слова (акула, азбука), в которых звук «А» находится одновременно в двух позициях.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Тема: Звук и буква «Н».

Программное содержание:

        Познакомить детей с новым звуком. Учить выделять интонационно звук «Н» в словах. Закрепить понятие «согласный». Учить правильной артикуляции звука. Развивать способность определять местоположение звука «Н» в словах (в начале, середине, конце). Расширять представление о детенышах животных. Учить звуковому анализу слова (Но!).

Материал: Сундучок и 3-4 фишки у каждого ребенка. Картинки демонстрационные (ножницы, санки, слон). Схемы местоположения звука в слове. Схема-модель у каждого ребенка. Фишки. Картинки животных для игры. Картинка с наездником на лошади.

Ход занятия:

Загадка:

                        Инструмент бывалый –

                        Не большой, не малый.

                        У него полно забот:

                        Он и режет, и стрижет                 (НОЖНИЦЫ)

        Анализ звука «Н». При произнесении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому этот звук называется еще и носовым. Попробуйте закрыть нос пальцами и произнести этот звук. Уточняют артикуляцию звука (губы разомкнуты, между зубами тоненькая щель, язык спрятан за верхними зубами).

Дети доказывают, что это – согласный звук (не тянется и не поется).

Игра «Волшебный сундучок». Дети называют разные слова со звуком «Н» и кладут фишки в сундучок.

Игра «Подбери картинку к схеме». На доске три картинки (НОЖНИЦЫ, САНКИ, СЛОН) и три схемы местоположения звука в слове. Дети подбирают к каждой схеме нужную картинку.

Делаем вывод о том, что звук «Н» может находиться в начале слова, середине или конце слова.

Игра «Придумай слова со звуком «Н» в начале, в середине и конце слова (насекомое, небо, носки, новый, ночь, нос, луна, санки, Лена, Ваня, сон, диван, слон, машина, телефон, сын).

Игра «Где живет звук». Воспитатель произносит слова, а дети фишкой на модели показывают место звука в слове.

- Звук «Н» очень любит детенышей животных. Догадайтесь, почему?

Игра «Кто у кого». Воспитатель называет животного, а дети детеныша этого животного.

                        У белки –  бельчонок,

                        У коровы – теленок,

                        У лисы – лисенок,

                        У медведя – медвежонок,

                        У курицы – цыпленок,

                        У лошади – жеребенок.

- Какую команду дают лошади, когда ее понукают, хотят, чтобы она тронулась с места? (Но!).

        Звуковой анализ слова (НО!) Дети анализируют каждый звук и обозначают его цветной фишкой.

Знакомство с буквой «Н».

Дети рисуют букву в воздухе, проговаривая движения руки.

Выкладывают букву из палочек.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Тема: Тема: Звуки [Н] и[Н`] и буква «Н».

Программное содержание:

        Закрепить понятие «согласный мягкий» и «согласный твердый». Учить различать на слух твердый и мягкий согласные звуки [Н] и [Н`] в словах. Учить пользоваться схематичным изображением твердого и мягкого согласного звука. Учить звуковому анализу слова «На». Учить составлять предложения с предлогом «на» (термин не дается).

Материал:

Куклы – девочки или картинки Наты и Нюты. Раздаточные картинки у детей (по 2 шт) со звуками [Н] и [Н`]. Замок Королевы и Принцессы. Картинки - подарки с изображением предметов со звуком «Н».

Ход занятия:

Анализ твердого и мягкого звука [Н] [Н`].

        В гости к детям приходят две подружки Ната и Нюта.

- Какой первый звук мы слышим в слове Ната [Н]. Как он звучит (твердо). Это согласный твердый. Какой фишкой будем его обозначать – (синей ) Ставит на схему синюю фишку.

- Какой первый звук мы слышим в имени Нюта [Н ]. Как звучит  первый звук - (мягко). Это согласный мягкий. Какой фишкой его обозначим? (зеленой).  Ставит зеленую фишку на схему.

        Подводим детей к выводу: в одних словах звук [Н] может звучать твердо, а в других – мягко.

Игра «Синий-зеленый». У каждого ребенка две картинки. Там, где звук звучит твердо, он ставит синюю фишку. А там, где звук звучит мягко, – зеленую. (ножницы – нитки, слон-конь, конфеты-незабудки, телефон – коньки и др.).

Как вариант, можно провести игру без картинок. Воспитатель говорит слово, а дети поднимают цветную карточку.

Игра «Для кого подарки?» (Королеве или Принцессе).

        Воспитатель напоминает детям о том, что

- Все согласные звуки в своем королевстве Королева произносила твердо, а Принцесса мягко.

Все слова со звуком [Н] жили в доме Королевы. А слова с мягким звуком [Н`] жили в доме Принцессы.

У Королевы песенки получались такие: НА НО НУ НЫ НЭ.

(Дети поют вместе с воспитателем).

А у Принцессы песенки были такие: НЯ НЁ НЮ НИ НЕ.

(Дети поют вместе с воспитателем несколько раз).

        Каждый ребенок выбирает картинку - подарок, выходит и дарит его либо Королеве, либо Принцессе в зависимости от того, как звучит звук (чемодан, коньки, нитки, телефон, незабудки, конфеты, ноты).

Звуковой анализ слова (На).

        В русском языке встречаются очень короткие слова. В них всего может быть один или два звука. Но это целое слово. Например, слово «на». Мы часто говорим: Книга лежит на столе. Девочка катается на велосипеде.

        Придумайте предложения со словом «на».

Составляют схему звукового анализа слова «На».

Игра «Покатаемся на лифте». Дети читают открытые слоги с буквой «Н» в музыкальном доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...